kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения»

Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения. Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования.

В Советском союзе учащихся вооружали прочными глубокими знаниями, т.е. готовили к жизни в реалии. Далее в последующем была признана необходимость овладения способами передачи информации. Конечным продуктом в образовании является человек, обладающий такими личностными качествами, как решительность, самостоятельность, способность применять знания в нестандартных ситуациях, способность брать на себя ответственность, способность уметь выстраивать отношения с другими людьми.

Результатом деятельности образовательного учреждения должна стать способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Чтобы стать образованным или компетентным человеком нужно совершить переход от информации к мысли, от мысли к действию или поступку, а от них к деятельности. А в этой деятельности меняется сам человек.

Компетентностный подход широко внедряется в образовательный процесс и становится обычным делом.

Особенности современной системы образования :

– открытость, способность к качественному и количественному преобразованию и обогащению;

– развитие вариативных форм дошкольного образования, как условие повышения его качества и доступности;

– отдавать предпочтение проведению подгрупповых занятий и индивидуальной работе с воспитанниками;

– взаимоднйствие взрослых с детьми на уровне равноправных партнёров, учитывая при этом индивидуальные и возрастные особенности;

– предусматривают обладание педагогом таких качеств, как креативность и творческий потенциал;

– использование информационно-компьютерных технологий, как средство модернизации образования;

– проведение новых форм взаимодействия с семьями ( конференции, семинары, клубы семейного общения);

– широкое общение в системе « ребёнок — взрослый — сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования, вместо одностороннего влияния « педагог — ребёнок».

Категориальной базой компетентсностного подхода исходит из идеи целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший обобщённый уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырёх компонентной моделью содержания образования ( знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения). (А.Г. Бармус).

Компетентностный подход имеет два базовых понятия: компетенция и компетентность. Эти понятия трактуются по разному:

– компетентность рассматривается как набор компетенций ( Мельничук, Селезнёва);

– понятия отождествляются ( Боголюбов, Леднёв, зарубежные исследователи);

– компетенция — это способность человека реализовать на практике свою компетентность ( Т.В. Абрамова, Ш.Г.Шубин);

– компетенция считается как объективная характеристика ( сфера прав и обязанностей ответственного человека), а компетентность — субъективная характеристика ( личностные, социальные, духовные, прфессиональные качества) (Маркова);

– компетентность — это знания, умения и опыт человека, а компетенция — это способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально- профессиональной ситуации (Э.Ф. Зеер).

Актуальность этого подхода при формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста заключается не только в усвоении определённых знаний, умений и навыков, но и в развитии их, как личностей.

Компетентностный подход новым не назовёшь, но его признание потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольного образования. Новая фаза за собой повлечёт изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды. Новый образовательный стандарт предусматривает пять образовательных областей:

– речевое развитие;

– познавательное развитие;

– социально-коммуникативное развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Для того, чтобы дети дошкольного возраста стали компетентными, необходимо чтобы и взрослые занимающиеся их обучением, развитием и воспитанием были компетентны. А для этого нужно устранить недостатки при профессиональной подготовке воспитателей ДОУ:

– снижение мотивации к овладению профессией «педагог» у обучающихся в учреждениях профессионального образования;

– в процессе профессиональной подготовки мало внимания уделяется формированию профессионально-личностных качеств педагогов, недооценивается проблема воспитания «личности»( терпение, вежливость, доброжелательность, умение обучать и отвечать на вопросы ребёнка, индивидуальный подход, открытость, эмоциональность);

– должным образом не обеспечивается взаимодействие специалистов различного профиля в учреждении ДО;

– снижается уровень общекультурного образования педагогов в пользу узкого специалиста

– недостаточный уровень кругозора;

– недостаточный уровень инновационных технологий в образовательной работе;

– не утвердился личностно-ориентировочный подход.

Меры по устранению этих недостатков:

– мотивировать воспитателя на самообразование и саморазвитие;

– проведение тренингов;

– создание клубов, например « Супер воспитатель»;

– проведение методических объединений, мастер-классов, семинаров;

– порекомендовать воспитателю пройти курсы владения средствами ИКТ;

– стимулировать деятельность воспитателя (грамота, благодарность, материально- премия).

Целесообразно и обснованно рассматривать компетентность как стандарт содержащий требования к готовности педагога, как норму подготовки человека включающую совокупность знаний, умений и навыков, вошедших в субъективный опыт и имеющие личностный смысл. Компетентность — это владение компетенцией, имеющее личностное отношение к ней,как реальный уровень образования, достигнутый обучающимся.

Придерживаясь современных приоритетов государственной политики образования, в настоящее время практика дошкольного образования должна быть ориентирована прежде всего, на реализацию компетентностного подхода, актуализирующего результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребёнка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения

Автор: Буртовая Анна Петровна

Дата: 18.07.2019

Номер свидетельства: 516899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
    ["seo_title"] => string(122) "obuchieniiekazakhskimnarodnymtantsamvshkolieimietodyprimieniaiemyievaktivizatsiipoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "315522"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459913879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства