Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения»
Компетентностный подход в образовании: его сущность и причины введения. Профессиональные компетенции необходимые педагогу ДОУ при формировании познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования.
В Советском союзе учащихся вооружали прочными глубокими знаниями, т.е. готовили к жизни в реалии. Далее в последующем была признана необходимость овладения способами передачи информации. Конечным продуктом в образовании является человек, обладающий такими личностными качествами, как решительность, самостоятельность, способность применять знания в нестандартных ситуациях, способность брать на себя ответственность, способность уметь выстраивать отношения с другими людьми.
Результатом деятельности образовательного учреждения должна стать способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Чтобы стать образованным или компетентным человеком нужно совершить переход от информации к мысли, от мысли к действию или поступку, а от них к деятельности. А в этой деятельности меняется сам человек.
Компетентностный подход широко внедряется в образовательный процесс и становится обычным делом.
Особенности современной системы образования :
– открытость, способность к качественному и количественному преобразованию и обогащению;
– развитие вариативных форм дошкольного образования, как условие повышения его качества и доступности;
– отдавать предпочтение проведению подгрупповых занятий и индивидуальной работе с воспитанниками;
– взаимоднйствие взрослых с детьми на уровне равноправных партнёров, учитывая при этом индивидуальные и возрастные особенности;
– предусматривают обладание педагогом таких качеств, как креативность и творческий потенциал;
– использование информационно-компьютерных технологий, как средство модернизации образования;
– проведение новых форм взаимодействия с семьями ( конференции, семинары, клубы семейного общения);
– широкое общение в системе « ребёнок — взрослый — сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования, вместо одностороннего влияния « педагог — ребёнок».
Категориальной базой компетентсностного подхода исходит из идеи целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший обобщённый уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырёх компонентной моделью содержания образования ( знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения). (А.Г. Бармус).
Компетентностный подход имеет два базовых понятия: компетенция и компетентность. Эти понятия трактуются по разному:
– компетентность рассматривается как набор компетенций ( Мельничук, Селезнёва);
– понятия отождествляются ( Боголюбов, Леднёв, зарубежные исследователи);
– компетенция — это способность человека реализовать на практике свою компетентность ( Т.В. Абрамова, Ш.Г.Шубин);
– компетенция считается как объективная характеристика ( сфера прав и обязанностей ответственного человека), а компетентность — субъективная характеристика ( личностные, социальные, духовные, прфессиональные качества) (Маркова);
– компетентность — это знания, умения и опыт человека, а компетенция — это способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально- профессиональной ситуации (Э.Ф. Зеер).
Актуальность этого подхода при формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста заключается не только в усвоении определённых знаний, умений и навыков, но и в развитии их, как личностей.
Компетентностный подход новым не назовёшь, но его признание потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольного образования. Новая фаза за собой повлечёт изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды. Новый образовательный стандарт предусматривает пять образовательных областей:
– речевое развитие;
– познавательное развитие;
– социально-коммуникативное развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Для того, чтобы дети дошкольного возраста стали компетентными, необходимо чтобы и взрослые занимающиеся их обучением, развитием и воспитанием были компетентны. А для этого нужно устранить недостатки при профессиональной подготовке воспитателей ДОУ:
– снижение мотивации к овладению профессией «педагог» у обучающихся в учреждениях профессионального образования;
– в процессе профессиональной подготовки мало внимания уделяется формированию профессионально-личностных качеств педагогов, недооценивается проблема воспитания «личности»( терпение, вежливость, доброжелательность, умение обучать и отвечать на вопросы ребёнка, индивидуальный подход, открытость, эмоциональность);
– должным образом не обеспечивается взаимодействие специалистов различного профиля в учреждении ДО;
– снижается уровень общекультурного образования педагогов в пользу узкого специалиста
– недостаточный уровень кругозора;
– недостаточный уровень инновационных технологий в образовательной работе;
– не утвердился личностно-ориентировочный подход.
Меры по устранению этих недостатков:
– мотивировать воспитателя на самообразование и саморазвитие;
– проведение тренингов;
– создание клубов, например « Супер воспитатель»;
– проведение методических объединений, мастер-классов, семинаров;
– порекомендовать воспитателю пройти курсы владения средствами ИКТ;
– стимулировать деятельность воспитателя (грамота, благодарность, материально- премия).
Целесообразно и обснованно рассматривать компетентность как стандарт содержащий требования к готовности педагога, как норму подготовки человека включающую совокупность знаний, умений и навыков, вошедших в субъективный опыт и имеющие личностный смысл. Компетентность — это владение компетенцией, имеющее личностное отношение к ней,как реальный уровень образования, достигнутый обучающимся.
Придерживаясь современных приоритетов государственной политики образования, в настоящее время практика дошкольного образования должна быть ориентирована прежде всего, на реализацию компетентностного подхода, актуализирующего результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребёнка.