Просмотр содержимого документа
«"картотека словесных игр для детей 2 - 3 лет"»
Картотека
словесных
игр
в
первой младшей
группе
Коза рогатая
Цель игры:формирование умения детей слушать стишок до конца, понимать его.
Ход игры.
После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,
Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,.
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет -
Забодает,
забодает,
забодает.
При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.
На птичьем дворе
Цель игры: закрепление представления детей о том, как кричат домашние птицы, упражнение детей в правильном звукопроизношении.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у!
Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
"Как кричат уточки?" - спрашивает педагог.
Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель,"
А дети-уточки отвечают: "Кря - кря - кря! Кря –кря -кря!" и т.д.
Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.
Конь
Цель игры: развитие речи детей, упражнение их в правильном звукопроизношении.
Ход игры.
Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру!.. - говорит воспитатель.
Игру можно повторить, меняя ребенка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".
Еду-еду
Цель игры: развитие у детей речевой активности, упражнение их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.
Ход игры.
Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть - всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: "Как цокают копыта у лошадей?" Дети цокают: "Цок – цок -цок". "Как мы остановим лошадку?" "Тпр - р -р", - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, "натянув вожжи", движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем.
"Еду – еду. Дети скачут галопом.
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке, Скачут на одной ножке.
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,.. Прыгают на двух ногах "с кочки на кочку",
Всё прямо и прямо,
А патом вдруг..,
В яму! Бух! Останавливаются.
Сова
Цель игры: Формирование умения детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Ход игры.
Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Движения:
Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.
Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.
Услышав слова "как полетит", дети убегают, а сова
их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
Игра с пальчиками
Цель игры: формирование умения слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья".
"Пальчик-мальчик,
Где ты был?" -
"С этим братцем -
В лес ходил,
С этим братцем -
Щи варил,
С этим братцем -
Кашу ел,
С этим братцем -
Песни пел!"
Движения:
Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.
"Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка"), и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками).
Ладушки
Цель игры: формирование умения детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Ход игры.
Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки!
- Что ели? - Кашку!
- Что пили? - Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу – у - у- полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.
Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".
В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.
Про сороку
Цель игры: формирование умения детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.
Ход игры.
Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку"), приговаривая:
Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашу варила.
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор -
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому ничего не дала
Ты дров не таскал,.
Ты воды не носил
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка -
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Движения:
Воспитатель и дети варят кашку" вместе.
Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.
Большой палец не загибается.
При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".
Петушок
Цель игры: развитие речевой активность детей, упражнение их в правильном звукопроизношении, закрепление представления о петушке.
Ход игры.
Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: "Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком". (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь!
После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить "ку – ка – ре - ку. Игра повторяется 3-4 раза.
Птички
Цель игры: упражнение детей в умении согласовывать слова и действия, активизация речи детей.
Ход игры.
Воспитатель обращается к детям: "Послушайте новое стихотворение про птичек:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.
Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.
Кто где живет?
Цели: закрепление представления о животных (различать и называть их; запоминать, где живут); формирование умения вступать в диалог, отвечать предложениями; поддерживать и поощрять инициативу и самостоятельность.
Материал. Петрушка; коробка с игрушками; макеты леса и дома (например, из настольного театра).
Ход игры.
Воспитатель устанавливает макеты леса и дома на ковре или на столе. Петрушка "приносит" коробку с игрушками-животными и просит детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто - в доме.
Воспитатель. Животные заблудились, не знают, куда идти, давайте им поможем. (Достает зайца.)
Зайчик беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит...
Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса.)
Какого цвета наш зайчик? (Белого.)
Какие у него ушки, какой хвостик?
(Воспитатель побуждает детей самостоятельно отвечать, при необходимости помогает. Обязательно обобщает ответы.)
Заяц (зайчик) белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький.
Саша, где живет заяц?
Отнеси зайца туда, где он живет.
(Если ребенок ошибается, воспитатель просит детей ему помочь.)
Петрушка "достает" из коробки корову.
Воспитатель. Это корова. Она мычит: му – у - у.
Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? (Ответы детей обобщает.)
Корова в деревне живет, люди ее кормят, а она дает им молоко.
(Предлагает отнести корову к дому, поощряет действия детей, уточняет, куда они отнесли корову.)
Далее можно предложить детям брать поочередно игрушки из коробки и спрашивать, где они живут.
Используя образец взрослого, малыши учатся задавать вопросы, правильно их формулировать. Одновременно воспитатель дает описание некоторых животных-игрушек с ярко выраженными признаками (например: рыжая лиса, у нее длинный пушистый хвост; медведь большой, у него толстые лапы, он идет, переваливается и др.).
В конце игры взрослый спрашивает Петрушку, все ли животные попали к себе домой. Петрушка отвечает и благодарит детей за помощь.
Примечания:
- игра повторяется несколько раз: количество игрушек увеличивается;
- можно прочитать стихи про тех животных, с которыми проводится игра.
Пожалеем зайку
Цели: формирование умения проявлять внимание и заботу; понимать зависимость между действиями и результатом (позаботились о зайце - он не заболел); поддерживать эмоциональные высказывания детей.
Материал: игрушечный заяц, теплый шарф, кусочки моркови и капусты.
Ход игры.
Игру желательно провести на участке после дождя. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на зайца.
Воспитатель. Давайте спросим зайца: почему он здесь сидит (помогает детям - проговаривает вместе с ними вопрос). Вот что случилось:
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
Что сделала хозяйка? (Бросила зайку.)
Что случилось с зайцем? (Бедный зайка промок, ему холодно.)
(Педагог выслушивает и поддерживает высказывания детей.)
Как можно пожалеть зайку?
Что надо сделать, чтобы он не заболел?
Покормить, согреть. (Дети повторяют.)
Что любит заяц? (Морковку, капусту.)
Давайте покормим зайца.
Чем мы кормим зайца? (Морковкой, капустой.)
Давайте согреем зайца. (Показывает теплый шарф.)
Что это? Шарф, теплый шарф. (Укутывает зайца в шарф.)
Теперь зайцу тепло.
Чем мы согрели зайца? (Шарфом, теплым шарфом.)
Посмотрите, каким веселым стал заяц, он говорит нам: "Спасибо, спасибо!"
Зайка серый, попляши, Твои ножки хороши! (Заяц "пляшет". Хорошо, если дети будут повторять сами какие-то слова и движения вместе с зайцем.)
Вариант игры (после 2,5 лет). Заяц убежал из леса, заблудился, сидит голодный и плачет. Дети успокаивают его, кормят, помогают найти дорогу в лес и т.п.
Едем в лес
Цели: обогащение представления детей о диких животных, пополнение и активизация словаря (названия животных; глаголы ходит, рычит, сидит, прыгает; предлоги в, на, под); упражнение в произношении звуков [ч], [ш], [з], [ж]; развитие памяти, внимания.
Игру желательно провести на участке игрушки заранее расставить под кустами, елку посадить на дерево).
Детям предлагается поехать в лес на поезде. Все встают "паровозиком" за воспитателем.
Воспитатель. Чу – чу - чу, я на поезде мчу, еду в лес, в волшебный лес, полный сказок и чудес!
(Проходят вокруг участка. Дети подпевают.)
Вот мы и приехали в сказочный лес. Какие здесь деревья?
Высокие, большие! (Поднимает руки вверх. Дети повторяют.)
Давайте послушаем, как шумят листья на деревьях: ш – ш - ш... (Дети повторяют.)
А кто так жужжит: ж – ж - ж?.. Правильно, пчелы.
Давайте пожужжим как пчелы.
Слышите, комары звенят: з – з - з... (Дети повторяют.)
А кто в лесу живет?
Какие животные?
Я буду загадывать загадки, а "отгадки" поищем в лесу вместе.
Белый и пушистый, в лесу живет,
Скачет: прыг - скок. (Заяц)
Молодцы, сами догадались!
Где сидит заяц?
Заяц сидит под кустом.
Кто скажет, почему заяц спрятался под кустом? (Дает возможность высказаться детям. Могут быть разные варианты: "испугался волка", "будет дождик" и др. Предлагает позвать зайца, принести. При необходимости помогает ребенку, поощряет инициативные высказывания детей.)
Кто зимой холодной
Ходит по лесу
Злой и голодный? (Волк.)
Давайте найдем волка. (Дает возможность детям самим найти игрушку.)
Воспитатель (обращает внимание на дерево, где сидит белка):
В лесу на дереве - дупло,
Там хлопотунья - белка
Устроила хороший дом
Своим малюткам - деткам.
Где белка живет?
Где ее дом? (Дети показывают, поднимают руки.)
Высоко белка живет, на дереве.
В конце игры воспитатель спрашивает: "Какие животные в лесу живут?" и обобщает ответы детей: "Дикие животные - звери - в лесу живут".
Все снова встают "паровозиком", "едут" обратно в детский сад и поют: "Чу – чу - чу..." И т.д.
Примечание.
Игру можно проводить неоднократно на участке и в группе.
Угадай, кто в корзине?
Цели: развитие сообразительности, внимания, желания высказываться по собственной инициативе, пополнять словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражнение в звукопроизношении.
Материал. Игрушки (кошка, собака, два ежа), спрятанные в корзине.
Ход игры.
Воспитатель берет корзину, говорит, что в ней спрятались игрушки, и предлагает угадать, какие. Загадывает загадку:
Мягкие лапки,
На лапках - царапки.
На молоко глядит,
"Мяу! Мяу!" - говорит.
Из корзинки показывается кошачья лапка.
Воспитатель. Чья это лапка, как вы думаете?
(Дети отгадывают, педагог хвалит отгадавших и достает из корзины игрушечную кошку с бантиком.)
Вот какая красивая кошечка у нас!
Кошка какая?
Что про нее можно сказать? (Эти вопросы помогают детям включиться в рассказ. Если кто-то затрудняется ответить, воспитатель предлагает рассказывать вместе с ним.)
Белая, пушистая, мягкая, маленькая, у нее маленькие лапки, в лапках - царапки. (Играет с кошкой.)
Вот как наша кошечка бежит, вот как прыгает. (Выделяет интонацией глаголы, просит детей повторить.)
Как она мяукает?
Как мурлычет? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)
Отгадайте, кто еще в корзинке спрятался?
С нами дружит,
Верно служит,
Хвостиком виляет,
"Гав! Гав!" - лает.
(Из корзинки показывается виляющий хвостик)
Чей хвостик?
Кто в корзинке? Собачка.
(Достает игрушку из корзины, дети рассматривают ее.) Собака какая? (Лохматая, большая и т.п.)
Что собачка делает? (Лает.)
Как она лает? (Воспитатель побуждает детей к звукоподражанию в разном темпе, с разной силой голоса.)
Далее игра проходит в форме вопросов педагога и ответов детей.
Воспитатель. Что делает кошка, когда ее гладят? (Радуется, мурлычет.)
А когда видит мышку? (Тихо подкрадывается, бежит, прыгает, ловит.)
Что еще умеет делать кошка? (Мяукать, лакать молоко, играть.)
Что делает собака? (Сидит, бегает, виляет хвостом.)
Как она себя ведет, когда видит кошку? (Бежит за кошкой, лает, прыгает, ловит.)
Примечание.
По ходу игры можно создавать ситуации, в которых дети будут упражняться в изменении слов. Например, спрятать одного ежа и спросить, кого нет (ежика); или спрятать обе игрушки (убежали ежики) и т.п.
Вариант игры. Одни дети показывают действия с игрушками, другие их называют (при этом стимулируется речевая и двигательная активность, формируется умение взаимодействовать друг с другом).
Кто как кричит?
Цели: закрепление представления детей о животных и птицах; вовлечение в диалог - развитие умение слушать вопросы и адекватно на них отвечать; стимулирование и поощрение активности.
Материал. Домик, построенный из кубиков, в нем игрушки: петух, курица, корова, коза, лягушка и др. (6—8 штук).
Ход игры.
Воспитатель привлекает внимание детей к яркому домику, который стоит на ковре или на столе.
Воспитатель. Это домик не простой, кто же в нем живет?
Давайте постучим и спросим: "Тук – тук - тук, кто здесь живет?" (Говорит за петуха.) "Ку-ка-ре-ку, я петушок, золотой гребешок!"
Кто это? (Петушок.)
Позовите его: "Петя, петушок, золотой гребешок, иди к нам!" (Побуждает к индивидуальным повторениям.)
"Ку-ка-ре-ку! Иду, иду!" (Достает игрушку из домика.)
Какие у петушка красивые перышки, маслена головушка, шелкова бородушка! (Побуждает детей к речевой активности.)
Какие перышки?
Какая бородушка?
Какой хвост? (Петушок снова "кричит".)
Как вы думаете, кого зовет петушок? (Курицу и цыплят.)
А как мы их позовем? (Цып – цып - цып!)
(Вместе со взрослым дети зовут хором; к индивидуальным повторениям привлекаются менее активные малыши. Из домика появляется курица, затем цыплята: сначала один, потом остальные. Закрепляются понятия "один цыпленок" - "много цыплят".)
Как курица зовет цыплят?
Как цыплята пищат? (Дети воспроизводят звукоподражания. Педагог поощряет ответ каждого ребенка и предлагает расставить петуха, курицу и цыплят на столе.)
Катя, поставь курочку рядом с петушком. Что ты сделала? Молодец! Ребята, что сделала Катя? И т.д.
(Достает из домика корову.) "Му - у - у! Молока кому?"
Кто это? (Корова.)
Коровушка - буренушка, большая, рыжая, мычит: му – у - у!
Как мычит корова? (Ответы детей.)
Педагог предлагает детям поставить корову рядом с петушком, спрашивает, где стоит корова. (Закрепление понятий "рядом", "вместе")
Так же рассматриваются другие игрушки. Воспитатель подводит детей к обобщению: у каждого животного свой голос, все кричат по-разному.
В конце игры можно предложить детям поиграть с понравившейся игрушкой. ("Какую игрушку хочешь взять? С какой игрушкой будешь играть?")
Примечание.
В ходе игры следует обязательно поддерживать и поощрять инициативу детей: "Молодец! Правильно сказал. Сам выбрал игрушку!" И т.п.
Варианты игры (после 2,5 лет):
- используются другие игрушки;
- в конце игры дети самостоятельно ставят игрушки в домик и проговаривают свои действия.
Где наши детки?
Цели: расширение представления детей о домашних животных, обогащение и активизация словаря (теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок); развитие умения сравнивать и обобщать; воспитание доброго отношения к животным.
Материал. Игрушки (корова, коза, лошадь, собака, кошка - в коробке; теленок, козленок, жеребенок, щенок, котенок – за ширмой).
Предварительная работа. Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных, знакомит детей с понятием «детеныши животных».
Ход игры.
Помощник воспитателя сообщает, что в углу в коробке кто-то плачет.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что там случилось. (Подходят к коробке, открывают ее и видят животных. Дети по просьбе взрослого называют их.)
Животные плачут, потому что потеряли своих детенышей. Поможем найти их? Но нам нужно знать, кто их детеныши. (Поочередно достает игрушки из коробки.)
"Му – у - у, своего теленка я ищу!" Теленок потерялся! (Дети повторяют за педагогом название детеныша.)
"И - го - го, мой жеребенок далеко!"
Жеребенок пропал! "
Ме - е - е, иди, козленок, ко мне – е - е!" И т.д.
Где же они?
(Взрослый и малыши ходят по группе и находят детенышей за ширмой.)
Воспитатель. Вот они и нашлись! (Обращается к игрушкам.)
Вы, наверное, потерялись? Дети помогут вам, если вы скажете, кто ваши мамы.
Предлагает малышам выбрать любого "детеныша", спросить его о "маме", позвать ее, например: "Катя, спроси у котенка, кт его мама? (Кошка.)
Как он зовет маму?! (Мяу - мяу!)
Позови вместе с котенком кошку - маму. (Ребенок повторяет.)
Молодец, Катя! А теперь отнеси котенка к его маме - кошке.
Поставь котенка рядом с мамой.
Такие же действия повторяются со всеми детенышами.
Игрушки "благодарят" за помощь. Воспитатель хвалит детей: "Молодцы! Всем мамам помогли найти своих деток (детенышей)!"
Примечание.
В дальнейшем дети могут сравнивать животных по величине, самостоятельно строить для них домики.
Что купили Зине в магазине?
Цели: закрепление умения дифференцировать предметы в связи с их назначением, различать и выделять детали рассматриваемых предметов, называть их; упражнение в произношении звуков [ч], [ш], [з]; стимулирывание речевой активности детей.
Материал. Кукла, игрушечная посуда (в том числе чайная).
Ход игры.
Создается игровая ситуация: кукла Зина хочет угостить других кукол чаем, но посуды мало.
Воспитатель. Надо купить посуду. Где ее можно купить? (В магазине.)
Возьмем куклу Зину и поедем в магазин.
Куда поедем?
Кого возьмем с собой? (Ответы детей.)
На чем поедем?
Отгадайте:
По рельсам бежит,
Динь-динь! - звенит.
Что это? (Трамвай.) Поедем в магазин на трамвае. (Встают "паровозиком" и "едут" в "магазин". "Магазин" - стол, на котором расставлена кукольная посуда.)
Вот мы и приехали! Как много разной посуды в магазине!
Какая посуда нам нужна, чтобы напоить кукол чаем? (Чайная посуда.)
Зина, правильно дети назвали посуду? (Кукла "подтверждает")
Нужно купить чашки и блюдца. (Находят и рассматривают посуду.)
Чашка какая? (Синяя.)
Блюдце какое? (Синее)
Педагог поощряет ответы детей и предлагает спросить у куклы Зины, какие чашки и блюдца ей больше нравятся. Кукла "показывает". Дети складывают посуду в коробку. Педагог следит, чтобы чашек и блюдец хватило всем куклам, которые будут "пить чай".
Воспитатель. Что еще надо купить? (Предположения детей.)
Правильно, ложки, чтобы размешивать сахар, который положили в чай.
А из чего будем наливать чай? (Из чайника.)
Покажите, где чайник.
Чайник какой?
Большой, красивый, синий. (Поддерживает и поощряет индивидуальные высказывания детей. Показывает сахарницу.)
Что это?
Это сахарница. (Дети повторяют.)
Сахар насыпают в сахарницу.
Вы любите пить чай с молоком?
Молоко наливают в молочник (Показывает молочник)
Молочник какого цвета? (Синего)
Вот сколько посуды мы купили сегодня.
Что мы купили Зине? (Чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарницу, молочник)
Какую посуду мы купили? (Чайную.)
Для чего нужна чайная посуда? (Ответы детей.) Наши куклы будут рады!
Примечания:
- посуда может быть разного цвета и в разном количестве - по числу кукол;
- обязательно продолжить игру - устроить "чаепитие" для кукол, предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу.
Варианты игры:
- покупка столовой посуды - для игры "Куклы обедают". При этом следует обращать внимание на цвет, размер и назначение предметов;
- покупка мебели - для игры "Устроим кукле комнату".
Игра «Волшебный кубик
Цель: формирование умения четко, произносить звуки, подражать голосом животных.
Ход.
Ребенок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:
- «Вертись, крутись на бочок ложись».
Затем ребенок изображает то, что нарисовано на верхней стороне кубика (например – самолет), произнести соответствующий звук (У – у - у).
Игра «Волшебный сундучок
Цель: формирование умения правильно называть предметы.
Ход.
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.
Игра «Что сделал зайчик?
Цель: упражнение ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки; слежение за правильным построением предложений.
Ход.
Воспитатель рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.
Вопросы: «Куда зашел зайчик?
Что сделал зайчик?
Почему зайчик сказал: «До свидания?
«Кто пришел?
Что сделал зайчик?
Через что он перепрыгнул?
До чего он допрыгнул?
Игра «Кто, что может делать?
Цель: расширение предикативного словаря.
Ход.
Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? Что? Может делать.
Младший воспитатель … (подметать, вытирать, мыть, убирать, кормить).
Продавец… (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т.д.
Игра «Кто больше?
Цель: расширение предикативного словаря.
Ход.
Воспитатель называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (появляются игрушки и картинки).
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2—3 раза.
Уточка
Цель игры: формирование умения детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубление их представления об уточке. Ход игры.
Воспитатель показывает игрушки - большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. - Послушайте, дети, стихотворение про уточку: Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу. Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем): Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Лена (вместе с воспитателем): Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу. Лена становится впереди колонны.
Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.
Курочка - рябушечка
Цель игры: развитие у детей речевой активности, отрабатывание с ними вопросительной интонации, упражнение их в правильном звукопроизношении.
Ход игры.
Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: - Курочка - рябушечка, куда ты пошла? - На речку. - Курочка - рябушечка, зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка - рябушечка, как цыплятки просят пить? - Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.