Просмотр содержимого документа
«ясли сад Алтын -Ай»
Утверждаю
Заведующая
Ясли садам «Алтын-Ай»
_____________Неталиева Л.К.
«____» ____________ 2016г
Вариативный компонент
«Мои волшебные пальчики»
(нетрадиционная рисования)
Вторая младшая группа «Солнышко»
Составила: А.Дандыбаева
Ж.Каржаубаева
с.Махамбет
2016г
Вариативный компонент «Мои волшебные пальчики» рассмотрена на педагогическом совете
ДО №
Протокол №1. от « » август 201 года.
Заведующая: __________________ Неталиева.Л.К
Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.
Актуальность: Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого.В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.
Цель работы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту.
Формировать эстетический вкус.
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Программа расчитано для детей старшего возраста, сроком на 1 год.
Годовая нагрузка -36 часов, недельная нагрузка -1 час.
Тематический план работы
Месяц
№
Тема
Программное содержание
Кол-во
часов
сроки
сентябрь
1
«Осень»
Познакомить с техникой рисование пальцами. Учить рисовать листья, самостоятельно определять цвет осенних листьев, воспитывать бережное отношение к природе.
1
2
«Мухомор»
Познакомить с опасным грибом – мухомором, продолжать учить рисовать пальчиками. Развивать эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к природе.
1
3
«Украшение платья»
Учить детей украшать платье пальчиками, рисовать цветочки, формировать умение подбирать цвета, воспитывать трудолюбивость.
1
4
«Дары лета»
Формировать представления детей о прошедшем времени года; учить раскрашивать ягоды красками с помощью пальчиков. Воспитывать художественный вкус.
1
октябрь
5
«Подарки для семьи. Галстук и платочек»
Учить воплощать свой замысел, развитие творческого воображения, мышления, воспитывать внимательное отношение к любимым людям.
1
6
«Одуванчики в траве»
Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – рисование пальчиками; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.
1
7
«Яблоки для ежика»
Познакомить с техникой печатания пробкой, учить рисовать яблоки на иголках у ежика, используя контраст цвета, развивать чувство композиции.
1
8
«Дождик»
Учить детей создавать ритмичную композицию. Продолжать знакомить с разной техникой рисования (рисование пальчиком). Познакомить с техникой выдувания. Учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень). Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
1
ноябрь
9
«Фруктовая ваза»
Формировать у детей отношение к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать нестандартной технике рисования путем нанесения изображения оттиском различных предметов.
1
10
«Картинки на тесте»
Познакомить с техникой «оттиск на тесте». Вызвать интерес к созданию изображений на тесте. Воспитывать творческий подход.
1
11
«Красивая тарелочка»
Продолжить учить наносить рисунок способом примакивания пальчиком. Закрепление знания синего и красного цвета.
1
12
«Снеговики»
Продолжить знакомство рисование оттиском. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.
1
декабрь
13
«Елочка»
Учить детей рисовать в технике «тычок». Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к занятию.
1
14
«Волшебные превращения ладошки»
Познакомить с техникой «рисование ладошкой». Учить дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.
1
15
«Зайка беленький сидит»
Формировать умение раскрашивать, передавать его характерные особенности; учить рисовать свечой, фоспитывать желание проявлять самостоятльность и творчество.
Продолжить учить рисовать ватной палочкой. Формировать умение замечать падающих снежинок, изображать их ватной палочкой, развивать творческое воображение, развивать образное восприятие. Воспитывать любовь к красоте.
1
18
«Снежинка»
Формировать умение передавать в рисунке зимний пейзаж. Учить рисовать в технике «выдувания» Воспитывать умение видеть красоту зимней природы.
1
19
«Голуби»
Формировать умение рисовать нетрадиционным способом – оставляя отпечаток ладони на листе. Учить дорисовывать детали (глаза, хвост, лапки).
1
20
«Рябинушка»
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционной технике рисования, в комбинировании различных художественных техник (рисование пальчиком, наклеивание изображение птиц). Воспитывать в детях желание помочь, умение сочувствовать, сопереживать. Продолжать закреплять навыки в рисовании и приклеивании (работать аккуратно, правильно держать кисть, наклеивать на клеёнках)
1
февраль
21
«Зима» рисование солью.
Учить детей рисовать зимний пейзаж солью. Развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость. Воспитывать интерес к, изобразительной, деятельности, необычным способом.
1
22
«Морозные узоры»
Развивать умение детей рисовать морозные узоры. Помочь освоить технику: гуашь + восковые свечки. Развивать зрительную наблюдательность, желание отразить увиденное в творчестве. Развивать воображение, фантазию, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Воспитывать любовь к красоте родной природы, аккуратность и усердие при выполнении работы.
1
23
«Лебедь»
Показать возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «принт» (печать). Развивать восприятие. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.
1
24
«Мишутка»
Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
1
25
«Солнышко»
Продолжить учить рисовать пальцами и ладошкой, тем самым развивая моторику руки, творческие способности, сенсорное восприятие. Помочь детям понять художественный образ солнца, просыпающегося ото сна, а также активизировать словарь по данной теме.
1
март
26
«Подарок маме. Роза»
Продолжать учить печатать на листе бумаги по представленному образцу, передавая основные признаки изображаемого объекта, продолжать учить рисовать прямые линии, продолжать учить задумывать цветовую гамму, развивать творческое воображение, фантазию, продолжать воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность, инициативность.
1
27
«Подснежник»
Продолжить учить детей рисовать пальчиками и ладошками. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики и ладошки. Учить передавать образ цветка, строение и форму используя губку, ладошки и пальчики. Продолжать учить детей проводить прямые линии. Закреплять знания цвета (желтого, зеленого). Развивать мышление, память. Развивать моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать аккуратность.
1
28
«Весна»
Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, поролон), рисование тычком жесткой кисти, примакивание кисти к бумаге, рисование ватной палочкой. Развивать воображение, чувство композиции, ритма. Воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение цветов, воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
1
апрель
29
«Космос»
Познакомить детей с новой техникой рисования «набрызг». Дать представление о вселенной. Воспитывать бережное отношение к Земле.
1
30
«В синих лужах плещутся стайкой воробьи».
Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать взъерошенные перышки воробьев, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. развивать творческое воображение; содействие развитию у детей: внимания, познавательной активности, образного и логического мышления; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
1
31
«Почки на ветке»
Совершенствовать умение детей использовать нетрадиционные изобразительные техники. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности, самостоятельности. Воспитывать интерес к природе, интерес к нетрадиционному рисованию.
1
32
«Весенний пейзаж»
Обобщить и систематизировать представления детей о признаках весны; продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе. Развивать связную диалогическую речь, обогащать словарный запас. Продолжать учить детей рисовать деревья в разное время года. Воспитывать эстетические чувства, аккуратность, любоваться выполненной работой.
1
май
33
«Кошка на окошке»
Формировать умения рисовать манной крупой; наносить рисунок по всей поверхности, наносить клей. Развивать творческие способности детей, воображение и восприятие окружающего мира. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать доброе и нежное отношение к домашним животным, воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение ее старательно выполнять.
Вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами; учить обводить контуры по трафарету, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов; расширить представления детей о рыбах; вызвать интерес к жизни рыб.
1
36
«Летом на лугу»
Учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи, систематизировать знания детей о лете, уточнить представления о цветах, растущих летом, знакомить детей с правилами поведения на природе, вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, продолжать знакомить с техникой рисования тычком.
1
Всего
36 часов
Список литературы:
1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.