kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование грамматического строя речи посредством развивающих игр у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу данной рабочей программы положена «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под общей редакцией Т. В. Филичевой, Т. В, Тумановой, Г. В. Чиркиной. Данная рабочая программа представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач речевого развития детей и содержит интегрированную систему занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Интеграция разных видов деятельности обеспечивает оптимальные условия для развития речи детей с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматического строя речи посредством развивающих игр у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи »













Рабочая программа



Формирование грамматического строя речи

посредством развивающих игр у детей 5-6 лет

с общим недоразвитием речи















Разработчик:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №65-

Центр развития ребёнка»

города Бийска

Дюкарева Лилия Юрьевна



г. Бийск, 2015 год







Содержание:

1. Целевой раздел……………………………………………………………………3

1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3-5

1.2. Цель рабочей программы………………………………………………………5

1.3. Задачи рабочей программы…………………………………………………….5

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса………..5-6

1.5. Особенности развития детей старшего возраста

с общим недоразвитием речи…………………………………………………..6-7

1.6. Планируемые результаты освоения программы

( в виде целевых ориентиров)……………………………………………………7

2. Содержательный раздел

(описание образовательной деятельности)……………………………………8-13

3. Организационный раздел (материально-техническое обеспечение

Программы в целостном образовательном процессе)…………………………14

















1. Целевой раздел


В основу данной рабочей программы положена «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под общей редакцией Т. В. Филичевой, Т. В, Тумановой, Г. В. Чиркиной. Данная рабочая программа представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач речевого развития детей и содержит интегрированную систему занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Интеграция разных видов деятельности обеспечивает оптимальные условия для развития речи детей с их возрастными и индивидуальными возможностями.


1.1.Пояснительная записка

В настоящий период развития дошкольных учреждений, школы, особую актуальность приобретает проблема развития языковых возможностей детей с общим недоразвитием речи, т.к. усложнение информационной среды в современном мире обуславливают необходимость развития творческого потенциала каждого ребёнка.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи. Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова Грамматика - строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования, словоизменения. Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Значение ГСР – овладение грамматический строй речи (ГСР) оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, так как грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. ГСР дает ребенку – логику последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока. Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.

Деятельность по реализации рабочей программы регламентирована следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред.от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Опубликовано:25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);

  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №65 - Центр развития ребёнка".

Система работы осуществляется в течение учебного года 2 раза в месяц в совместной деятельности в рамках части основной образовательной программой дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.


1.2. Цель рабочий программы

Цель: формирование грамматического строя речи посредством развивающих игр у детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет.


1.3. Задачи рабочей программы

  1. Формировать наиболее продуктивные и простые по семантике формы.

  2. Способствовать пониманию и употреблению предложно-падежных конструкций единственного числа.

  3. Развивать умения согласовывать существительные и глаголы в лице, числе и роде.

  4. Закреплять умение использовать беспредложные формы множественного числа.

  5. Развивать умения согласовывать прилагательного и существительного в Именительном падеже единственного и множественного числа.

  6. Закреплять умение использовать более сложные по семантике и внешнему оформлению продуктивные формы словоизменения.



1.4. Принципы и подходы организации образовательного процесса

Результативность работы по развитию восприятия у детей с общим недоразвитием речи средствами художественно-продуктивной деятельности зависит от соблюдения общепринятых принципов современной теории дошкольного воспитания. Принципы построены с учётом работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.

Принципы организации работы по рабочей программе:

• принцип воспитывающего обучения,

• принцип развивающего обучения,

• принцип наглядности,

• принцип систематичности и последовательности,

• принцип доступности,

• принцип осознания процесса обучения,

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей,

• принцип научности.

1.5. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи

Особенности возраста обуславливают необходимость совершенствовать речь детей, охватывающую как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Последовательность становления грамматической стороны языка обусловлена его строением, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами сотрудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей, очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития.

Грамматическое развитие осуществляться, прежде всего, через организацию специальной совместной с взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (полилог). В зависимости от возраста формы организации общения меняются.


1.6.Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)

Ребенок:

  1. употребляет наиболее продуктивные и простые по семантике формы;

  2. понимает и употребляет предложно-падежные конструкции единственного числа;

  3. согласовывает существительные и глаголы в лице, числе и роде;

  4. использует беспредложные формы множественного числа;

  5. согласовывает прилагательные и существительные в Именительном падеже единственного и множественного числа;

  6. использует более сложные по семантике и внешнему оформлению продуктивные формы словоизменения.




2. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок освоения:1 год.

Форма деятельности: совместная деятельность, пятница, 2 половина дня, 20 мин.

Форма контроля: наблюдения, анализ.

Основной формой проведения работы являются совместная деятельность по речевому развитию, имеющая следующую структуру:

  1. Организационный момент - введение в тему, создание положительного настроя, коррекция психофизических функций; использование психогимнастики, мимических, имитирующих упражнений.

  2. Основная часть - включает в себя объяснение материала, анализ и показ способа действия, указания к выполнению работы.

  3. Заключительная часть-самоконтроль и взаимоконтроль.


Календарно-тематический план по формированию грамматического строя речи посредством развивающих игр у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Месяц

Тема совместной деятельности

Содержание совместной деятельности

Задачи

Сентябрь

"Осень-пора урожаев"


1.Сюрприз: корзина с овощами и фруктами.

2.Игра "Чего не стало и сколько?»

3.Оценка и самоконтроль действий, поощрение.



Продолжать формирование умений и навыков процесса словоизменения у детей.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Закреплять знания об окружающем мире.


"Моя семья".


1.Фото семьи.

2."С кем мы были мы не скажем, а что делали - покажем"

3.Обсуждение и презентация.


Закреплять формы существительных Творительного падежа с предлогом "с".

Развивать коммуникативные отношения.

Октябрь



"Мой подарок"



1.Психогимнастика "Мишка"

2."Один много"

3.Взаимоконтроль и обмен игрушками-картинками.


Закреплять словоизменение существительных единственного и множественного числа в именительном падеже. Развивать эмоциональную сферу у детей.


«Оденем куклу на прогулку"


1. «Кукла просит помощи».

2. Игра "Исправь ошибки".

3. Самоконтроль.


Закреплять формы существительных творительного падежа с предлогом "с".

Развивать положительные взаимоотношения между детьми и педагогом.


Ноябрь


"Весёлый сапожок"


1. Загадка.

2." Умей найти своё место»

3.Самоконтроль.



Закреплять умение использовать в речи предложно-падежные конструкции.

Развивать положительные взаимоотношения между детьми и педагогом.


"Наши друзья»


1. Пантомимика" Кто как ходит?"

2. Игра "кто с кем"

3. Обсуждение результатов.


Закреплять формы существительных творительного падежа.

Развивать любознательность и инициативу.

Декабрь


"Зима - весёлая пора"


1. Показ мимикой весёлого клоуна.

2. Игра "Что спрятал клоун?"

3. Взаимоконтроль и присуждение медалей.



Закреплять процесс словоизменения прилагательных и существительных в единственном и множественном числе.

Развивать коммуникативные взаимоотношения.


"Жители леса"


1.Отгадай по описанию.

2. Игра "Кто убежал с полянки?"

3. Презентация правильных и грамотных ответов.



Развивать любознательность к познанию природного мира.

Закреплять умение детей употреблять в речи прилагательные и существительные единственного и множественного числа.

Январь



"Птицы наши друзья"


1. «Посади зимующих птиц на веточку».

2. Игра "Что было?"

3. Самоконтроль.

Продолжать формировать процесс словоизменения глаголов прошедшего времени.

Закреплять интерес к природному миру.

Февраль

"Это он ...почтальон"


1. Предметы (по теме)

2. Игра "Почта" («Что принёс почтальон?», « Что сделал?»)

3. Итог, самоконтроль.


Закрепить умение использовать в речи предложно-падежные конструкции.

Продолжить формировать процесс словоизменения глаголов прошедшего времени.

Развивать интерес у детей к социальному миру людей.


.


"Кто в домике живёт?"


1. Считалочка.

2. Игра "Я строю дом"

3. Презентация

Продолжить формирование умений и навыков по словоизменению глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

Закреплять знания об окружающем.


Март

"Мамочки любимые"


1. Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине"

2. Игра "Профессии"

3. Подведение итогов.


Продолжать развивать умения детей правильно употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

Закреплять знания о взаимоотношениях людей.



«Федорино горе»


1. Картинка с грязной посудой"

2. Игра "Посмотри и ответь"

3. Презентация правильных ответов.


Закреплять умения детей правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.

закреплять знания о мире предметов.


Апрель





"Весёлые соревнования"


1. Воздушные шарики

2. Игры "Найди отличия", "Что из чего сделано?"

3. Взаимоконтроль. Вручение призов.


Закрепить знания умения детей процесса словоизменения существительных, прилагательных, глаголов.

Закреплять умения договариваться и действовать сообща.



«Космос»

1. Космическая невесомость.

2. Игра «Два-пять»

3.Самоконтроль.

Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.

Май


"Скоро лето"


1. Игра "Бабочки

2.Игра "Какой, какая, какие?", «Куда кто спрятался?»

3. Самоконтроль.


Закрепить знания умения и навыки детей процесса словоизменения существительных, прилагательных, глаголов.

Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативу.





3. Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)


Материально-техническое обеспечение:

  1. Технические средства обучения: видео аппаратура, аудио, ноутбук.

  2. Аудиовидеозаписи, художественная литература согласно темам деятельности, картотека игр по словоизменению.

  3. Оборудование.

  4. Дидактические игры по теме.

  5. Картинный материал.

Планирование и проведение деятельности осуществляется по следующим методическим пособиям:

  1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

  2. Лалаева, Р. И., Серебрякова, И. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.

  3. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дюкарева Лилия Юрьевна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215618

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с элементами драматизации  «Путешествие  Снежного колобка»"
    ["seo_title"] => string(122) "konspiektloghopiedichieskoghozaniatiiaporazvitiiusviaznoiriechiseliemientamidramatizatsiiputieshiestviiesniezhnoghokolobka"
    ["file_id"] => string(6) "294889"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455739926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект логопедического занятия  «Путешествие  Снежного колобка»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiektloghopiedichieskoghozaniatiiaputieshiestviiesniezhnoghokolobka"
    ["file_id"] => string(6) "294896"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455740110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства