Просмотр содержимого документа
«Естествознание Зима в нашем городе»
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения:25.01
Білім беру саласы/Образовательная область: Познание
Пән/Предмет: Естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: Мир вокруг нас, Волшебница – зима
Тақырыбы/Тема:Зима в нашем городе
Мақсаттары/Цели
1. Оқыту- обучющая: формирование навыков наблюдения за явлениями природы в зимнеевремя. Систематизировать представления о признаках зимы, сезонными изменениями в природе.
2.Дамытушылық развивающая: Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
3.Тәрбиелік- воспитательная воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой родного края.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: иллюстративный материал по теме,азбука-тетрадь, цветные карандаши, лопатки, ведерки, лупа, черная бархатная бумага, картинки по теме «Зима», интерактивное оборудование. Словарная работа: зима,снег,снегопад,мороз,наблюдение.
Педагог создает положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.
Снег пушистый, снег безбрежный:
Ни тропинок, ни дорог…
Как из ваты белоснежной,
Дремлет тихий городок. (Е.Ерботин)
Актуализация имеющихся знаний.Педагог предлагает детям вспомнить,какие изменения в погоде они заметили, когда шли в детский сад. Какое время года наступило? Какая погода? Как вы почувствовали, что наступила зима?
Воспитанники отмечают погоду в календаре. Делятся впечатлениями.
2. Негізі бөлімі/основная часть:
Педагог сообщает: На земле в разных странах наблюдается разная погода.Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год лето. Есть такие места, где всегда царит холод, круглый год – зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму. Мы с вами живем в Казахстане и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью: весна рассыпает изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев, а зима щедро окутывает землю серебром снежинок.
Приглашает рассмотреть рисунки в азбуке-тетради. Какое время годаизобразил художник? Рады ли дети зиме? А как вы встретили зиму? Могли бы вы сказать, чем зима отличается от осени? Что изменилось в природе нашего края с приходом зимы? Какие явления природы вы наблюдали, когда шли в детский сад, гуляли?
Вступают в ситуативный разговор.Делятся представлениями о зиме.Зимой бывает холодно. Земля покрыта снегом. На речке, озере. В пруду вода замерзла, образовался лед. Он прочный, гладкий, скользкий. Люди надевают теплую одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, они заснули. Для жизни им нужны свет, тепло, влага, почва. Зимой мало света, холодно, почва замерзла. Но на деревьях остались почки. В них спрятана жизнь растений. Но не все деревья стоят без листьев. Хвойные – ель и сосна – и зимой стоят зеленые. Небо часто бывает серым, на нем облака и тучи, из которых идет снег. Снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах иногда бывает иней. В ветреную погоду бывают поземка, вьюга, бураны, метели. Предлагает рассмотреть мнемотаблицу«Зима».
Составляют рассказ по алгоритму в азбуке-тетради.
Динамическая пауза.
Вот студеною зимой
(дети машут руками)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.
(дети выполняют круговые движения руками) Он суровый и могучий, Зайцы прячутся в кустах.
(дети садятся в глубокий присед на несколько секунд,потом встают)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.
(дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.
(потягивания–руки в стороны)
Скачет по полю лиса.
(прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся
(ходьба)
домой к себе вернемся.
(дети садятся за столы)
Опыты со снегом «Почему снег мягкий?» Используют маленькие ведерки,
чтобы определить, что тяжелее, снег или песок. Отмечают, что ведерки со снегом очень легкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжелым. Приходилось носить ведерки вдвоем. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на черную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому снег пушистый и его так легко поднять. Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Предлагает принять участие в гимнастике для ума. Что падает с неба взимнее время? Во что можно играть только зимой? Какой праздник бывает только зимой? Из чего состоят лед и снег? Что происходит с водоемами? Какое время года наступает после зимы?
Педагог организует работу в азбуке-тетради. Лисенок предлагает рассмотреть снежинки и нарисовать свою.
Как вариант организует игру «Убери лишнее». Предлагает определить,
кто на занятии был самым внимательным. Рассмотреть картину и сказать, что здесь лишнее, и объясните, почему. Например, лишнее на картине: грибы, птенцы, колокольчик, ягоды, желтый лист, кораблик, стрекоза.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог. Поощряет детей.
Использует смайлики:
веселый – было интересно; грустный испытывал затруднения.