1.Формировать умение различать яблоко, грушу, сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики (яблоко круглое, красное, желтое или зеленое, твердое, имеет приятный запах, кисло-сладкий вкус; груша круглая и чуть вытянутая кверху, желтая, мягкая, сочная, сладкая; слива круглая или овальная, темно-синяя или темно-красная, мягкая, сочная, внутри у нее косточка).
2.Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные; развивать речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов.
3.Закреплять знания об овощах, предлагая детям вспоминать и называть знакомые плоды.
Материал: кукла дед, корзина с плодами (по две-три штуки каждого фрукта), картина с изображением фруктового сада, поднос (тарелка).
Организационный момент.
Воспитатель: Вот уже все собрались,
Мы можем начинать.
Но, вначале нужно
Здравствуйте сказать!
Ребята, давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сесть на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а помните ли вы сказку «Репка»?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, помните, к нам уже приходили Дед и Бабка из сказки в гости, приносили разные овощи со своего огорода. А что они приносили и какими овощами угощали, нам предстоит с вами вспомнить.
На ноутбуке воспитатель открывает изображения овощей.
1 слайд: Репа.
Желтая, круглая, гладкая,
А откусишь – сладкая.
2 слайд: Морковь.
Сочная да гладкая,
И, как сахар, сладкая.
3 слайд: Свекла.
Этот овощ, вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый!
4 слайд: Картофель.
Неказиста, мешковата,
Но вкусна она, ребята.
5 слайд: Помидор.
Сочный да круглый,
Летом зеленеет, к осени краснеет.
6 слайд: Огурец.
Он в пупырышках, зеленый,
Вкусен свежий и соленый.
7 слайд: Капуста.
Круглая, большая, с грядки,
Белая, со вкусом сладким!
Воспитатель: Молодцы, ребята, все знаете!
Воспитатель: Ребята, сегодня Дед обещал к нам прийти в гости.
Раздается стук в дверь.
Приходит Дед с корзиной и картиной.
Дед: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Дед: Дети, я сегодня вам привез новые гостинцы, которые выросли у меня в саду. Ведь кроме огорода, у нас с Бабкой есть фруктовый сад.
Воспитатель вешает на мольберт картину.
Воспитатель: Дедушка, что же нарисовано на этой картине, какие деревья? Может быть, это березки у дедушки в саду растут? (обращается к детям).
Ответы детей.
Воспитатель: Нет, это не березы, это яблони, на них выросли красивые яблоки! На березах яблоки не растут! Дедушка, я правильно говорю?
Дед: Да, ребята, все правильно. В моем саду растут разные деревья (яблони, груши и сливы). Я вам принес плоды с этих деревьев.
Основная часть.
Воспитатель (достает яблоко из корзины): Ребята, посмотрите, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Яблоко какое по форме?
Ответы детей.
Воспитатель: А по цвету какое?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте потрогаем яблоко. Какое оно твердое или мягкое?
Ответы детей.
Воспитатель: Гладкое ил шершавое?
Ответы детей.
Воспитатель: А как хорошо оно пахнет!
Воспитатель дает понюхать детям яблоко.
Воспитатель предлагает детям хором повторить детям вышеперечисленные признаки.
Воспитатель: яблоко хорошо пахнет, кисло-сладкое на вкус, хрустит на зубах, очень вкусное!
Воспитатель: Правда, дедушка?
Дед: да, ребята, все правильно говорите! А я предлагаю вам сейчас поиграть!
Физкультминутка.
Дед: Ребята, давайте изобразим как растет яблоня, присядем на корточки.
Растет, растет яблонька!
Веточками вверх к солнышку тянется!
Выросла яблоня!
Яблоки на ней созрели (дети руками изображают круглые яблоки),
В корзину их собрали! (дети изображают это действие).
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Воспитатель (достает грушу из корзины): Ребята, а что это за плод?
Ответы детей.
Воспитатель: Груша какая по форме?
Дети: круглая.
Воспитатель: правильно, ребята, груша – круглая, слегка вытянутая кверху.
Воспитатель: А по цвету груша какая?
Ответы детей.
Воспитатель: Груша мягкая или твердая?
Ответы детей.
Воспитатель: Груша гладкая или шершавая?
Ответы детей.
Воспитатель: А как груша приятно пахнет!
Воспитатель дает понюхать детям грушу.
Воспитатель: А на вкус какая груша?
Ответы детей.
Воспитатель: Сладкая, сочная!
Воспитатель предлагает детям хором повторить детям вышеперечисленные признаки.
Воспитатель: Что же еще принес нам дедушка?
Воспитатель (достает из корзины сливу): Ребята, что это за фрукт такой?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, это слива!
Воспитатель: Какая слива по форме? (круглая или овальная)
Ответы детей.
Воспитатель: Какая слива по цвету? (темно-синяя или темно-красная)
Ответы детей.
Воспитатель: Слива мягкая или твердая?
Ответы детей.
Воспитатель: Гладкая или шершавая?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой приятный запах у сливы!
Воспитатель дает понюхать детям сливу.
Воспитатель: Какая слива на вкус? (сладкая, сочная, внутри у нее косточка)
Ответы детей.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ну что ж Дедушка, спасибо тебе за то, что пришел к нам в гости, принес нам угощения.
Дедушка: Мне очень приятно было побывать у вас, но пора возвращаться в сказку к Бабке. У меня для вас есть подарочек. Я принес вам игру про овощи и фрукты, а вы играйте и нас с Бабкой не забывайте, и мы обязательно к вам придем еще. До свидания!
Дед вручает воспитателю игру «Парные картинки» (фрукты, овощи).
Дети прощаются с Дедушкой.
Дедушка уходит.
Воспитатель: Ребята, а я вам предлагаю встать в круг. Скажите, пожалуйста, с какими фруктами нас сегодня познакомил дедушка?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы знаем с вами не только овощи, которые растут в огороде, но и фрукты, которые растут в саду.