Просмотр содержимого документа
«"Здравствуй весна"»
Здравствуй весна
(конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе)
Программное содержание:
- уточнить и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе, отметить характерные признаки каждого весеннего месяца и назвать все месяца поименно;
- учить детей понимать зависимость между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных;
- воспитывать способность воспринимать красивое в природных явлениях через поэзию, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- эмблемы, 2 вазы для флажков, флажки, фишки-кружки;
- почтовый ящик (или сундучок) с изображением Лесовичка, в нем: 4 карточки-иллюстрации с изображением 4-х времен года;
- 3 карточки-иллюстрации с изображением 3-х месяцев весны;
- 2 больших картины-иллюстрации о весне (по выбору педагога);
- 2 письма с задачами Лесовичка;
- картинки с изображением перелетных и зимующих птиц;
- грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».
Для игры:
- каждому по 3 квадрата 3-х оттенков зеленого цвета;
- 3 картины с изображением 3-х весенних месяцев.
Ход занятия:
Воспитатель:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А.Н. Плещеев
О каком времени года это стихотворение?
Почему вы так думаете?
Да, ребята, мы с вами каждый день наблюдали какие изменения происходят в природе с приходом весны, читали рассказы, пословицы, поговорки, загадки, стихи; ходили на экскурсии.
И вот сегодня я предлагаю игру-соревнование: «Кто больше видел и знает».
Для этого вы должны поделиться на 2 команды, и каждая команда должна выбрать себе капитана. Выбирайте самых знающих и находчивых.
А теперь капитаны пусть посовещаются со своей командой и выберут название: «Весняночка», «Подснежник», «Проталинка», «Ручеек», «Солышко», «Сосулька», «Капелька» (произнося название – выставляются эмблемы, и дети выбирают название наглядно среди эмблем).
Вот и все. К игре мы готовы. Нужен только ведущий. Разрешите я буду ведущим? Спасибо за доверие.
Ребята, все задания выполняются по моей команде, отвечать нужно быстро, не подсказывать, не мешать – за нарушение минус один балл; внимательно слушать ответы товарищей и не повторять того, что было уже сказано.
А поможет мне провести эту игру Старичок-лесовичок.
Лапы елок прикрыли избушку
Там в лесу и живет лесовик.
Приходите к нему на опушку,
Вас приветливо встретит старик.
Лесовик и про птиц вам расскажет
И найдет муравейник в лесу,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
(Вносится посылка).
Лесовичок приготовил для вас много вопросов и заданий.
Итак, первое задание 1-ой команде:
Сколько всего времен года?
Назовите их.
(С правильным ответом – показ соответствующей карточки).
Задание 2-ой команде:
Какой сейчас время года?
Назовите весенние месяцы.
(С правильным ответом – показ соответствующей карточки).
Оценка задания.
(Условие:
1. В ходе задания за каждый правильный ответ игрок получает одну фишку-кружок. В конце задания капитаны собирают у своей команды фишки и подсчитывают их.
2. За большее количество правильных ответов присуждается 2 балла и капитан выставляет 2 флажка в вазу своей команды, за меньшее количество правильных ответов – 1 балл и 1 флажок.
Каждое задание оценивается отдельно).
Второе задание 1-ой команде:
Как в народе называют месяц март? (Месяц света, капели).
Почему?
Какие еще приметы весны мы наблюдали в марте? (Первые ручьи, проталины, сосульки, капель, лужи, день стал длинней, чирикают воробьи, набухают почки и т.д.).
Задание 2-ой команде:
Как называют в народе апрель? (Месяц воды, звуков).
Почему?
Назовите еще приметы апреля. (Просыпается речка – ледоход, затем половодье, прилетают птицы, просыпаются муравьи, проклевываются листочки, цветет верба и т.д.).
Оценка задания.
Третье задание 1-ой команде:
Как называют в народе месяц май? (Месяц цветов, зелени).
Задание 2-ой команде:
Назовите весенние цветы. (Подснежник, прострел, мать-и-мачеха, одуванчик, сон-трава, медуница, купальница (огоньки) и др.).
Оценка задания.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
Четвертое задание 1-ой команде:
Какие птицы прилетают к нам весной? (Грачи, скворцы, ласточки…).
Как называют таких птиц? (Перелетные).
Задание 2-ой команде:
Какие птицы зимовали с нами? (Воробьи, голуби, синички…).
Как их называют? (Зимующие).
(Можно при правильном назывании птиц выставлять их картинки).
Оценка задания.
О весне народ сложил много пословиц и поговорок.
Проверим, кто из вас их знает больше.
Кто ответит – получает фишку.
«Весенний дождь лишним не бывает».
«В марте курица напьется из лужицы».
«Май леса наряжает – лето в гости ожидает».
«Весна красна цветами, а осень пирогами».
«Увидел грача – весну встречай».
«Апрель с водою, май с травою».
«Вода с гор потекла, весну принесла».
«Кто весной трудиться рад – будет осенью богат».
«Много воды – много травы».
«Как зима не злится, а весне покорится».
Оценка задания.
Следующее задание прислал для капитанов Старичок-лесовичок (В посылке 2 картины, капитаны выбирают по одной не глядя).
Вы должны придумать название этой картине и маленький рассказ. Можете посовещаться со своей командой. Кто первый будет готов отвечать – получает дополнительный балл.
Оценка задания.
А теперь задание для 1-ой команды:
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный).
Для 2-ой команды:
Зачем грачи ходят по пашне? (Ищут червей, насекомых).
1-ой команде:
Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечников? (В рощах, садах, дуплах).
2-ой команде:
Зачем скворцы и галки садятся на спину коровам, овцам, лошадям? (Таскают шерсть для гнезд и насекомых).
Оценка задания.
А вот 2 письма Лесовичка.
Для 1-ой команды:
Зашел я как-то в гости к своему другу садовнику. Вышли мы в сад, а там деревья белые-белые. Весна кругом, солнце светит, а деревья будто снегом покрыты – стоят белые.
Догадайтесь, в какой сад я попал?
Для 2-ой команды:
Перед окном моей избушки был луг весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Но однажды, когда я рано встал удить рыбу, то заметил, что луг не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался днем домой, луг опять был весь золотой. А вечером луг опять позеленел.
Почему луг становился то золотым, то зеленым?
Оценка задания.
Как прекрасно воспевают поэты красоту природы в стихах. А знаете ли вы стихи о весне. (Предложить начать читать стихотворение проигрывающей команде, за каждое стихотворение отвечающий получает фишку. Капитаны подводят итог).
Оценка задания.
А сейчас поиграем в д/и «Когда это бывает?», т.е. в каком месяце весны.
У вас у каждого 3 квадрата: светло-зеленый – означает март месяц; потемнее – апрель; темно-зеленый – правильно, май месяц.
Я буду показывать вам иллюстрации, а вы должны будете поднять и показать тот квадрат, который соответствует данной иллюстрации, т.е., если я покажу картинку, отображающую март, то вы должны будете поднять светло-зеленый квадрат и т.д.
Будьте внимательны, задание для обеих команд. (Иллюстрации показываются по очереди, в любой последовательности).
Это задание оценивает воспитатель.
Затем капитаны вместе с ведущим подсчитывают свои флажки и называют общий результат.
В заключение из почтового ящика Лесовичка достаются нарисованные эмблемы «Знатоки природы» и раздаются всем детям.
А победителям дарится поделка из природного материала Старичок-лесовичок, который приглашает послушать волшебные чарующие звуки весны.