Занятие по развитию речи в старшей группе «Лисонька - лиса»
Программное содержание:
- общеобразовательные задачи: создавать условия для развития коммуникативных навыков детей; совершенствовать диалогическую речь, развивать монологическую;
- развивающие задачи: развивать словесно-логическое мышление на основе составления односложных рассказов из личного опыта; развивать умение самостоятельно произносить небольшие монологи; способствовать развитию фантазии, речевого творчества, умению выражать свою мысль
- воспитательные задачи: создавать атмосферу эмоционального благополучия в процессе занятия; устанавливать дружеские отношения с окружающими детьми, людьми.
Методы: наглядные, игровые, словесные, проблемные.
Наглядный материал: картинки с изображением лисы, лисят в природе, иллюстрации к сказкам, где героиня - лиса, картинки с видами жилищ зверей.
Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель: — Отгадайте загадку
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка - маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения.
Воспитатель: Сегодня, 17 февраля, народный праздник - Николай Студёный.
В народе про этот праздник говорят: «На Николу всегда мороз».
А ещё люди заметили, что в этот день в лесу лисы выходят на лесные полянки покрасоваться друг перед другом. Лисы ударяются в пляс, жеманятся. Повстречаются рыжие, встают на дыбки и давай на задних лапах пританцовывать, пышные хвосты волочатся, снег метут. Называют этот день - лисий праздник.
Посмотрите на картинки с изображением лис; лиса гуляет, охотится - мышкует, красуется, лиса- заботливая мама.
Хотите и мы с вами станем все лисами?
Дети надевают маски лис, выбирают себе игрушку лису.
Рассмотрите лисоньку, полюбуйтесь друг на друга.
Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?
Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.
Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?
Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.
Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?
Дети: — Пушистая, мягкая, теплая.
Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)
- Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)
- Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)
Вдумайтесь, ребята, как много слов могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова.
А теперь игра «Придумай словечко»
Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то, как сказать про такую лису?
Дети: — Хитрющая.
- У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?
Дети: — Длиннохвостая.
ВОСП: На кончике хвоста у лисы мех белый, чтобы лисятам в сумерках, когда темно в лесу было видно лису, не сбиться с пути.
А зачем лисе длинный хвост?
ДЕТИ отвечают.
ВОСП: Я прочитаю вам рассказ Николая Сладкова « Отчего у лисы длинный хвост»
От любопытства! Не от того же, в самом деле, что она следы свои будто бы хвостом заметает . Длинным лисий хвост становится от любопытства
Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глазки. Хвосты у них в ту пору совсем ещё маленькие и короткие. Но вот глаза прорезались - и хвосты сразу начинают вытягиваться. Становятся всё длинней и длинней. И как же им не становиться длинными, если лисята изо всех силёнок тянутся к светлому пятнышку - к выходу из норы. Ещё бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет нечуянным! Только вот страшно. Страшно вдруг оторваться от обжитой норы. И потому высовываются лисята из неё только на длину своего короткого хвостика. Словно придерживаются кончиком хвоста за родимый порог. Чуть что- чур-чура- я дома! А белый свет манит. Цветы кивают: понюхайте нас! Камни блестят: «Потрогайте нас!» Жуки скрипят: «Поймайте нас!» Лисята тянутся, тянутся всё дальше и дальше. Хвостишки их вытягиваются, растягиваются. И становятся всё длинней и длинней. От любопытства, конечно. Отчего же ещё?
Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Скажите, а где живёт лиса?
Проводится д/игра « Чей дом»
Дети из предложенных картинок должны найти жилище лисы, объяснить, почему именно нора, для чего она нужна.
ВОСП: У лисы нора глубокая, много выходов и входов, чтобы спрятаться
Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?
Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.
ВОСП: Назовите сказки, где героиня лиса. Найдите иллюстрации к этим сказкам.
Какая лиса в той или иной сказке.
Дети рассматривают картинки, рассказывают.
ВОСП: Вы все себе выбрали игрушку лису в начале занятия. Сейчас посмотрите на игрушку и расскажите нам, какая лиса у вас опишите её. Все слова, которые вы говорили про лису можете использовать, когда будете рассказывать о своей лисе .
Дети друг за другом говорят о своей лисе, характеризуя её.
ВОСП: А сейчас все покажут, как ходит лиса, какая она важная, изящная.
Дети показывают движения.
ВОСП: Какие вы все молодцы! И рассказали про лису, и показали какая она. Я думаю, лисоньке очень понравилось. И она с вами хочет поиграть.
Дети играют с игрушками.