Просмотр содержимого документа
«Занятие "Живые семена"»
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему:
«Живые семена» (средняя группа)
Цель:
Образовательные - познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.
Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в гости к профессору Почемучкину, в его лабораторию.
(Ответы детей)
Воспитатель: Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила:
Не кричат.
Не трогают без разрешения оборудование.
Работают только на своих местах.
Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучкин!
Почемучкин: Здравствуйте мои юные друзья. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Мне нужна ваша помощь.
Сегодня, я хочу вас познакомить с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Только я их что то, не вижу. Где же они?
Вот они маленькие … живые существа! (показываю на подносе семена разных растений).
Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Семена.
Почемучкин: Ребята, давайте рассмотрим семена. (возьмём наши рабочие инструменты –лупы).
Почемучкин: Да, дети, все семена разные, и все они живые! В каждом семени живет растение! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни».
Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти. (семя должно дать росток).
А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?
Дети: Земля, вода, тепло и свет.
Скажите, а мы можем эти семена посадить на улице? Почему?
К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает холодная осень. Но можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их на волшебный поднос. На дно подноса выкладываем мягкую перину из бинта и увлажним её (увлажняю). Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться» (дети подходят, выкладывают семена). Накроем сверху мягким слоем.
А теперь давайте подарим семенам частичку нашего тепла, слегка на них подуем. Итак, начнем эксперимент!
Пока наши семена согреваются, я предлагаю немного поиграть.
Игра «Семена»
Двое водящих - Воробей и Червяк – встают посередине комнаты. Остальные дети (созревшие семена) становятся у стены.
Педагог.
Ветер подул
В нашем саду.
Через поле,
Через сад
Семена летят – летят.
Дети, изображающие семена, перебегают к противоположной стене. Их ловят водящие.
Кого они коснутся – «съедены».
На следующем этапе игры из общего числа детей выбираются: Солнце, Ветер, Дождь.
Остальные игроки – семена. Они садятся на корточки, обхватив руками колени.
Педагог.
Вот беда! Семена оказались на асфальте.
В маленьком семени
Спряталось растение.
Что должно произойти,
Чтоб оно могло расти?
Что же нужно семенам?
Дети.
Почва!
Ветер – ветер, помоги,
Нас с асфальта унеси!
Ветер сдувает семена. Дети перебегают на другое место («землю») и снова садятся на корточки.
Педагог.
Что ж вы не растёте?
Дети.
Нам нужны тепло и свет!
Солнце – солнце, помоги,
Чтобы мы расти могли!
Выходит, Солнце и обегает детей, касаясь каждого. Семена не растут.
Педагог.
Что вам ещё нужно?
Дети.
Вода!
Дождик - дождик, помоги,
Чтобы мы расти могли.
Дождик быстро обегает и касается каждого.
Педагог.
Есть у вас земля,
Есть у вас вода,
Есть у вас тепло и свет-
Пора вам прорастать!
Семена, постепенно распрямляются и поднимаются, повторяя слова и движения за педагогом.
Педагог.
Прорастает корешок. (Выпрямляют ноги.)
Подрастает стебелёк. (Выпрямляют спину.)
Развернулись почки,
Выпустив листочки. (Поднимают руки и машут ими.)
(Пока дети играют меняем подносы с семена, которые были заранее проросшены)
Почемучкин: Ребята, пойдёмте посмотрим, что же происходит с нашими семенами.
Дети рассматривают набухшие семена. Конечно, семена живые! Значит мы все сделали с вами правильно. У большинства из них появился белый «хвостик»
Почемучкин. Как вы думаете, что это за белый хвостик? (предположения детей). Вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают, что они «проснулись», и пора их сажать в землю.
Но для начала нужно приготовить мягкую, питательную и влажную почву. Зачем нужна такая почва? (Предположения детей.)
Почемучкин: Воду будем добавлять понемногу, чтобы земля была влажной, но оставалась рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой? (Предположения детей.)
Почемучкин: Тогда семечку и корешкам легче будет дышат. Воздух свободно будет проходить к ним.
Почемучкин: Семена будем класть по одному в небольшие отверстия, на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю?
Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно. Нужно семена присыпать землей и еще раз полить.
(Вытирают руки салфетками, снимают фартуки занимают свои места) .
Вот и подошла к концу наша встреча. Молодцы ребята, все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умницы!
Итог: Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались?
(будили семена) Что нового мы узнали? (семена живые, они дышат)