Просмотр содержимого документа
«Занятие "Обитатели Каспийского моря"»
Конспект занятия «Обитатели Каспийского моря».
Цель занятия: расширить знания детей о Каспийском море, и его обитателях.
Задачи.
Образовательные: формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в море; уточнить и расширить знания детей о Каспийском море; расширить представления о флоре и фауне Каспийского моря.
Развивающие: развивать у дошкольников познавательную активность, любознательность, творческие способности и воображение;
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира.
Ожидаемые результаты: дети будут знать о разнообразии обитателей Каспийского моря; уметь различать их на рисунках, понимать необходимость их охраны.
Актуализация знаний.
1.Демонстрация глобуса и вопрос: что изображено на глобусе голубым цветом (вода).
2. Что образует вода на Земле? (океаны, моря, реки, озера)
3.Сколько океанов на Земле? (4)
4.Чем море отличается от озера? (море обязательно связано с океаном, а озеро-нет)
5. Как называется море, на берегу которого расположен Дагестан ?
Информация воспитателя, адаптированная к восприятию детьми.
Бушует Каспийское море, ликует каспийский прибой
И брызги соленой слезою напомнят о прошлом порой.
Ты сны наполняешь собою, ты стало моею судьбой,
Родное Каспийское море, волнующий пенный прибой.
На самом деле Каспийское море является озером, так как оно не связано с океаном, но из-за больших размеров его называют морем. Кроме того, в озерах вода- пресная (дать попробовать обычную воду), а в Каспийском-вода содержит соли. Это говорит о том, что очень давно наше море было связано с океаном и этому есть различные научные подтверждения.
Жизнь в любом месте начинается с растений, так как только они из воздуха (углекислого газа) и воды на свету могут образовывать необходимые вещества, чтобы расти самим и быть пищей для животных. Там, где есть растения, всегда живут разнообразные животные.
Растения Каспийского моря.
На Каспии обитают различные виды водорослей: зеленые, красные и бурые. Зеленые растут на поверхности моря, на глубине до 50 м растут –бурые и самые глубоководные- красные. Водоросли — корм для мелких животных и рыб. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Тело их называется таллом или слоевище, состоит из вытянутых или очень мелких клеток. Водоросли – это растения - долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.
Основные цветковые растения Каспия-эостера, руппия и рдест. Эти растения также важны для обитателей моря, так как могут служить пищей, местом обитания и откладывания икры для моллюсков и рыб.
Э остера руппия рдест
В прибрежной зоне растут тростник южный, рогозы и др.
т ростник южный рогозы
Животный мир представлен, в основном, беспозвоночными: одноклеточными, кишечнополостными, тремя типами червей,
разнообразными мелкими ракообразными, двустворчатыми моллюсками. Все это многообразие служит пищей для более крупных позвоночных животных. В Каспии обитает 141 вид рыб, один вид миног, два вида ужей.
м инога каспийская
На побережье гнездятся водоплавающие птицы, среди которых
б акланы гагарки
ч омга фламинго
л ебеди гуси
н ырки утки
Разнообразен мир рыб Каспийского моря. Среди рыб есть гиганты и лилипуты. Здесь водятся белуга - самая крупная рыба земного шара, и крошечные пуголовки из семейства Бычковые - (некоторые из них меньше обыкновенной спички).
Физкультминутка «Рыбы» Рыбы плавают в реке, в Каспийском море, озерке (волнообразные движения рук) Окунь, ерш, карась, судак – все относятся к речным (загибать пальцы) А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща) В общем всех не перечесть. (машут правой рукой) Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавает белуга, толстолобик и сазан. (сгибают пальцы) Сельдь, осетр и тюлень (сжимают пальцы в кулачки) Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)
(Тюлень к рыбам не относится)
Белуга.
пуголовка
К крупным рыбам Каспийского моря, помимо белуги, относятся осетр, севрюга, шип, лосось, белорыбица. Довольно часто вылавливают больших сомов, сазанов, щук, судака
Осетр Лосось
И з млекопитающих в Каспии живет каспийский тюлень, который находится под угрозой полного уничтожения. Объектом промысловой охоты являются как взрослые тюлени, так и их детеныши - бельки.
Экологические проблемы
З а последние годы увеличился сброс в море разных вредных веществ, в результате чего их содержание превысило предельно допустимые нормы в десятки раз. Все это поступает и накапливается в растениях, а затем по пищевой цепочке передается животным (в том числе и рыбам), а затем и человеку. Не выдерживая предельных доз, растения и животные гибнут.
Пищевая цепь
в одоросли моллюски рачки рыбы птицы
.
Рефлексия.
1. Рассмотрите изображения рыб (или муляж), какие общие признаки имеют рыбы(с наводящими вопросами воспитателя отмечают вытянутую форму тела и плавники).
2. Какие отличия есть у рыб?( размеры, окраска, форма головы, плавников).
3. Демонстрация кусочков рыбы, опущенных в воду и затонувших в ней. Проблемный вопрос: почему не тонут рыбы, маленькие и большие. Рассказ воспитателя о плавательном пузыре рыб, наполненном воздухом, который, как надутое плав средство, помогает рыбе держаться на воде.
4.Составить рассказы о рыбах, используя мнемотаблицу.
Примерный рассказ о щуке. Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками. 5.Что нужно делать, чотбы не гибли рыба, тюлени и птицы в море?
6. Анализ стихотворения
Плавниками водят рыбы, воду чистую мутят.
Пообедают — Спасибо никогда не говорят.
Так живут они веками. И куда ни бросишь взгляд, —
Рыбы только плавниками благодарно шевелят.
Почему такие рыбы? Да во рту у них вода! И они сказать спасибо