kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

а данной разработке указаны проблемы и методы их решения по взаимодействию воспитателей и музыкального руководителя на ОД "Музыка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"»

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

Разделы: Работа с дошкольниками. Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.

В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.

Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:

Музыкальный руководитель

Воспитатель

1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе.

1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.

2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).

3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.)

3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.

4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников.

4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.

5. Отсутствует система работы с семьей.

 

Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;

знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1) и познакомить с ними воспитателей;

проанализировать свою работу с воспитателями;

провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);

планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;

совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;

проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;

активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
(по Гогоберидзе А.Г.)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника.

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе.

2. То же

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.

6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры.

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка.

10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

11. То же

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;

совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;

совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;

совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;

составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;

взаимодействие с методической службой ДОУ.

В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

Педагог-музыкант должен:

рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);

предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;

отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;

познакомить с положением смотра-конкурса.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка 

Должна быть решена в каждом д/с

ПРИЛОЖЕНИЕ


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ






ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

КООРДИНИРУЮЩАЯ





КОСУЛЬТАЦИОННАЯ





КОНТРОЛИРУЮЩАЯ






















ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

(по Гогоберидзе А.Г.)

Насколько важно, на Ваш взгляд, музыкальное развитие ребенка?________________________________________________________________

Как Вы считаете, на ком лежит основная ответственность за музыкальное воспитание детей?________________________________________________________

Что больше всего любят делать дети Вашей группы?

а) петь;

б) танцевать;

в) слушать музыку;

г) играть на музыкальных инструментах.

Какие музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры есть в Вашей группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто дети ими пользуются?___________________________________________

Используете ли Вы записи песен (и какие) на занятиях в группе, в основные режимные моменты, как фон в группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие приемы Вы используете, чтобы увлечь, заинтересовать детей музыкой?______________________________________________________________________________________________________________________________________

Обмениваетесь ли Вы с детьми впечатлениями о прослушанных произхведениях?_________________________________________________________

Какую музыку предпочитаете слушать Вы?____________________________________________________________________

Какие произведения из детского репертуара Вам наиболее близки?________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто Вы посещаете концерты, театры? Какому жанру Вы отдаете предпочтение?__________________________________________________________________________________________________________________________________

Любите ли Вы петь? Как часто и что Вы поете?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите не менее 10 песен детского репертуара?____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие песни Ваши воспитанники предпочитают слушать вне занятий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Нужна ли Вам помощь музыкального руководителя в вопросах музыкального воспитания детей Вашей группы и какая?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА


по теме: « Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

Теоретическая часть

Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.

Построение системы работы в рамках образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ.

Модель взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ в ходе воспитательно - образовательного процесса.

Виды детской музыкальной деятельности:

- слушание;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-дидактические игры.

Формы организации детской музыкальной деятельности:

- непрерывно-образовательная деятельность;

- праздники, развлечения;

- самостоятельная музыкальная деятельность.

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.

Организация работы с родителями.

Практическая часть

Практикумы:

Учим детей слушать музыку (методика работы в разных возрастных группах).

Методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям в разных возрастных группах.

Методика обучения детей пению в разных возрастных группах.

Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.

Анализ музыкального занятия.

Анализ сценария праздника/развлечения.

Методика проведения музыкально-дидактических игр.

Зачетная часть

Смотр – конкурс музыкальных уголков.

Открытый просмотр организации и проведения музыкально-дидактическихз игр во всех возрастных группах.

Открытый просмотр проведения разных видов музыкальных занятий во всех возрастных группах.




ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА – КОНКУРСА НА ТЕМУ:

«СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКОВ»


Цели проверки:

выявление степени укомплектованности музыкальных уголков детскими музыкальными инструментами, пособиями;

соответствие содержания уголков возрастным, программным, санитарным требованиям.

Оценочный лист состояния развивающей музыкально-образовательной среды.


п/п



Показатели


Баллы степени проявления показателей


Самооценка


Экспертная группа

1.

Целесообразность размещения зоны.



2.

Доступность оборудования для детей, хранение.



3.

Разнообразие оборудования.



4.

Учет возрастных особенностей детей.



5.

Эстетическое оформление зоны и пособий.



6.

Возможность переноса оборудования в другое место.



7.

Наличие музыкальных инструментов.



8.

Наличие озвученных игрушек.



9.

Наличие не озвученных игрушек – самоделок.



10.

Наличие инструментов для шумового оркестра.



11.

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр.



12.

Музыкально-дидактические игры и пособия.



13.

Иллюстративный материал.



14.

Аудиовизуальные пособия.



15.

Творческий подход педагогов.



16.

Участие родителей.



17.

Участие детей.



Итоговый уровень






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макарова Юлия Николаевна

Дата: 28.05.2018

Номер свидетельства: 471255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Обобщение опыта работы музыкального руководителя"
    ["seo_title"] => string(56) "obobshchieniie_opyta_raboty_muzykal_nogho_rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "346220"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474962078"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект занятия по теме "Театральные профессии" ( (Для детей 5-7 лет). "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-tieatral-nyie-profiessii-dlia-dietiei-5-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "108767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403852166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства