Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"»
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
Разделы:Работа с дошкольниками. Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.
В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:
Музыкальный руководитель
Воспитатель
1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе.
1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.
2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).
3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.)
3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.
4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников.
4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.
5. Отсутствует система работы с семьей.
Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:
осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1) и познакомить с ними воспитателей;
проанализировать свою работу с воспитателями;
провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
активно участвовать в методической работе ДОУ.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ (по Гогоберидзе А.Г.)
Воспитатель
Музыкальный руководитель
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника.
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе.
2. То же
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника.
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника.
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.
6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.
7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания.
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры.
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка.
10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.
11. То же
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
взаимодействие с методической службой ДОУ.
В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.
Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.
Педагог-музыкант должен:
рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
познакомить с положением смотра-конкурса.
Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка
Должна быть решена в каждом д/с
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КООРДИНИРУЮЩАЯ
КОСУЛЬТАЦИОННАЯ
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
(по Гогоберидзе А.Г.)
Насколько важно, на Ваш взгляд, музыкальное развитие ребенка?________________________________________________________________
Как Вы считаете, на ком лежит основная ответственность за музыкальное воспитание детей?________________________________________________________
Что больше всего любят делать дети Вашей группы?
а) петь;
б) танцевать;
в) слушать музыку;
г) играть на музыкальных инструментах.
Какие музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры есть в Вашей группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто дети ими пользуются?___________________________________________
Используете ли Вы записи песен (и какие) на занятиях в группе, в основные режимные моменты, как фон в группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приемы Вы используете, чтобы увлечь, заинтересовать детей музыкой?______________________________________________________________________________________________________________________________________
Обмениваетесь ли Вы с детьми впечатлениями о прослушанных произхведениях?_________________________________________________________
Какую музыку предпочитаете слушать Вы?____________________________________________________________________
Какие произведения из детского репертуара Вам наиболее близки?________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как часто Вы посещаете концерты, театры? Какому жанру Вы отдаете предпочтение?__________________________________________________________________________________________________________________________________
Любите ли Вы петь? Как часто и что Вы поете?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите не менее 10 песен детского репертуара?____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие песни Ваши воспитанники предпочитают слушать вне занятий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Нужна ли Вам помощь музыкального руководителя в вопросах музыкального воспитания детей Вашей группы и какая?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
по теме: « Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»
Теоретическая часть
Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.
Построение системы работы в рамках образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ.
Модель взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ в ходе воспитательно - образовательного процесса.
Виды детской музыкальной деятельности:
- слушание;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-дидактические игры.
Формы организации детской музыкальной деятельности:
- непрерывно-образовательная деятельность;
- праздники, развлечения;
- самостоятельная музыкальная деятельность.
Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.
Организация работы с родителями.
Практическая часть
Практикумы:
Учим детей слушать музыку (методика работы в разных возрастных группах).
Методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям в разных возрастных группах.
Методика обучения детей пению в разных возрастных группах.
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.
Анализ музыкального занятия.
Анализ сценария праздника/развлечения.
Методика проведения музыкально-дидактических игр.
Зачетная часть
Смотр – конкурс музыкальных уголков.
Открытый просмотр организации и проведения музыкально-дидактическихз игр во всех возрастных группах.
Открытый просмотр проведения разных видов музыкальных занятий во всех возрастных группах.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА – КОНКУРСА НА ТЕМУ:
«СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКОВ»
Цели проверки:
выявление степени укомплектованности музыкальных уголков детскими музыкальными инструментами, пособиями;
соответствие содержания уголков возрастным, программным, санитарным требованиям.
Оценочный лист состояния развивающей музыкально-образовательной среды.