Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого его члена. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья-это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на пед совете»
МДОУ «Детский сад №7 г.Вольска Саратовской обл.»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка в ДО ».
Подготовила:
Социальный педагог
Максимова Гульнара Шайдулловна
Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого его члена. Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья-это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ-это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание-сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. ЗАДАЧИ СЕМЬИ состоят в том, чтоб-создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; -стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка; -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; -воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». ЦЕЛЬЮ семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье-всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители-первые воспитатели-имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж-Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребёнка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЁНКА. 1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений- их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающие у ребёнка в новых или стрессовых ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребёнка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. 2. Важным для ребёнка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя также, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим. 3. Семья играет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребёнка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Дети, жизненный опыт которых широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. 4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребёнка. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённые типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 5. Общение в семье становится образцом для ребёнка. Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий-там он свой. 6. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном образовательном потенциале родителей – продолжать получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, для ребёнка – это первая школа общения с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к моральным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, справедливости… Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определённые традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. Однако семья таит в себе определённые сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространёнными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются: - неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоречивость семейной экономики; -бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; -авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; -безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; -отсутствие нормального психологического климата в семье; -фанатизм в любых его проявлениях; - безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведении взрослых. Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких – либо жизненных обстоятельств ( тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.)., четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания. Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально–экономический, технико – гигиенический и демократический (А.В. Мудрик). 1. Социально – культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к детям: равнодушно, ответственно, легкомысленно. 2. Социально – экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьёзных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и других потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно – политическим и социально – экономическим положением в стране. 3. Технико– гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи. Удобная и красивая среда обитания-это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребёнка. По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. 4. Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ-практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребёнка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания: -дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви; -родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть; -воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; -диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; -личность самих родителей–идеальная модель для подражания детей; -воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; -все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре; -оптимизм и мажор- основа стиля и тона общения с детьми в семье. К важнейшим принципам современного воспитания можно отнести следующие: целенаправленность, научность, гуманизм, уважение к личности ребёнка, планомерность, последовательность, непрерывность, комплексность и систематичность, согласованность в воспитании.
МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать своё сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие. Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ и устные ответы детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдаются при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая-воздействуя личным положительным примером; третья-назойливыми поучениями, упрёками, окриками, угрозами; четвёртая-наказаниями, в том числе физическими.