Выступление на педагогическом совете "Преемственность ДОУ и школы по сохранению здоровья детей"
Выступление на педагогическом совете "Преемственность ДОУ и школы по сохранению здоровья детей"
Понимание здорового образа жизни человека несет в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь — здоровье. Оно рассматривается как «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев). Соответственно когда речь идет о здоровом образе жизни детей, то в основе своей подразумеваем определенный комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых) и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющий учащимся начальных классов сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Преемственность ДОУ и школы по сохранению здоровья детей"»
Сохранение и укрепление здоровья
младших школьников.
Понимание здорового образа жизни человека несет в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь — здоровье. Оно рассматривается как «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев). Соответственно когда речь идет о здоровом образе жизни детей, то в основе своей подразумеваем определенный комплекс психолого-педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых) и духовно-нравственных условий и мероприятий, позволяющий учащимся начальных классов сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.
Исследования и экспериментальные данные, опыт работы в школе показывают, что психическое и физическое воздействие на детей в школе должно быть соразмерно их возрастным возможностям. С приходом детей в I класс важно знать, как и что должна делать школа в целях предотвращения негативных последствий для их здоровья? Как обеспечить развитие детей соответственно присущим их возрасту психофизиологическим состояниям и склонностям, воображению, образному мышлению, уровню самосознания? Но уже изначально очевидно: дети с самых первых шагов в школе должны находиться в системе комплексного обеспечения их деятельности со стороны родителей, врачей, педагогов и школы в целом. Задача школы — «не дотянуть» детей до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ними не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятельной жизни. Следовательно, проблема здорового образа жизни младших школьников требует предметного и всестороннего внимания со стороны как школы, так и всего общества.
В данном материале акцент делается на раскрытие места и роли, а также опыта реализации движения и двигательного поведения в системе формирования здорового образа жизни сельской школы.
За тридцать пять лет педагогической деятельности Валентина Григорьевна Рыбченко накопила огромный опыт формирования здорового образа жизни. И эту работу при поддержке школы она всегда выполняла независимо от социально-экономических и политических «ветров» за порогом начальных классов. У нее сложились свои подходы и направления к решению столь важной задачи. Опыт В.Г. Рыбченко показателен уже тем, что он связан с конкретной сельской школой, где есть свои особенности организации и проведения учебно-воспитательного процесса. Однако в этом опыте отражается множество проблем образования, характерных для сельской местности.
Одна из них — дошкольная подготовка. При росте общих требований к дошкольной подготовке до 40 % детей приходят в I класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы социальные, психологические, эмоционально-волевые компоненты готовности. Это связано, прежде всего, с тем, что на протяжении четырнадцати лет в селе не работает детский сад, а родители из-за характера трудовой деятельности (высокая степень занятости) не всегда могут подготовить ребенка к учебе в школе.
Отметим и другие особенности. Данное село состоит из нескольких селений, удаленных от центра. Школа находится на расстоянии десяти километров, всех учащихся в школу привозит автобус. В этих условиях гармоничная связь между обучением и здоровьем становится особо актуальной.
Образ жизни — понятие, которое характеризует определенный тип жизнедеятельности человека и охватывает типичное поведение индивида или социальной группы в труде, быту и общественной жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя рациональное питание, личную гигиену, закаливание, оптимальный двигательный режим, здоровый психологический климат в семье и школе, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью. В школе — это также знания и представления о строении собственного тела и назначений его органов, уровень владения навыками оказания первой помощи, развития духовного здоровья. В этом процессе важно научить и самих детей заботиться о своем здоровье, развивать сознательный контроль над своим двигательным поведением, сформировать понимание ценностей здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни детей в школе № 13 начинается с набора
первоклассников. На данном этапе выявляется уровень их готовности и способности к восприятию новой информации и новых условий школьной жизни. В этих целях применяются методика и показатели, разработанные Ю.А. Копыловьш. В первую очередь выявляются уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомляемости, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных и проверочных работах, при необходимости быстро выполнить задание и т.д.), уровень концентрации внимания, степень агрессивности, подготовленность к занятиям (наличие учебников и учебных принадлежностей), реакция на оценки.
Каждый показатель оценивается по четырехбалльной системе: 1 балл — никогда не проявляется, 2 балла — проявляется редко, 3 балла — проявляется часто, 4 балла — проявляется всегда. Общее количество набранных баллов позволяет предварительно оценить готовность ученика к выполнению учебной деятельности. До 24 % первоклассников показывают среднюю степень готовности к обучению.
На основе полученной психолого-педагогической характеристики первоклассников учитель совместно с руководством школы разрабатывает и планирует комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся, сохранения их здоровья. К этим условиям, как правило, относят: соблюдение санитарно-гигиенического режима; учет динамики работоспособности; оптимальное чередование различных видов деятельности; сочетание труда и отдыха на уроке, проведение физкультурных минуток с учетом темы урока, его места в расписании и самочувствия детей; смена рабочей позы в целях предупреждения нарушения осанки и зрения; положительная мотивация обучения; психологическая защита детей со слабой нервной системой; индивидуальный подход и внутриклассная дифференциация. Важным элементом психолого-педагогических условий является также разработка методики и включение в работу коррекционно-развивающих занятий по развитию общеучебных навыков, комплексной коррекции
речи, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Работа в начальной школе требует от педагога большого профессионализма, умения соприкасаться с душой каждого из своих учеников, чтобы помочь ему духовно адаптироваться в новой социальной среде. И здесь, по мнению В.Г. Рыбченко, наиболее эффективным является совокупная реализация принципов:
рефлексивности — обязательное разъяснение значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания;
доступности и щадящих условий обучения (подбора упражнений и заданий в зависимости от подготовленности (т.е. работа ведется в зоне «ближайшего развития»);
сотворчества — выполнения упражнения или задания вместе с учителем.
Важным является и создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта (ситуация успеха, укрепляющая уверенность в своих силах).
Реализация выделенных принципов предполагает наличие индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на знании личностных особенностей детей (ориентация на зону «ближайшего развития»).
Движение — это жизнь, а жизнь — это движение — так считает В.Г. Рыбченко. Именно движение является одним из основных факторов целенаправленной организации здорового образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и укрепления здоровья, работоспособности.
Так, одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Этому есть свои причины.
Во-первых, на уроках учащиеся выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно контролировать внимание на учебном материале и учителе.
Во-вторых, эта работа требует длительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, прежде всего к быстрой смене деятельности.
Поэтому на уроке учитель регулярно чередует учебную работу и отдых, и наоборот. Отдых во время занятий вовсе не означает состояния полного покоя. О пассивном отдыхе речь может идти лишь при очень большом утомлении. Характер отдыха выстраивается через противоположное характеру работы. В этих целях каждый рабочий день в классе начинается с гимнастики, которая длится 3-4 минуты. За основу взят комплекс упражнений доктора С.С. Коновалова.
Наклон головы вперед. Возвращение в и.п.
Наклон головы назад. Возвращение в и.п.
Поворот головы вправо. Возвращение в и.п.
Поворот головы влево. Возвращение в и.п.
Вращение головы вправо.
Вращение головы влево.
Круговые движения плечами вперед.
Круговые движения плечами назад.
Руки вверх. Вращение кистями.
Руки над головой. Сгибание и разгибание пальцев.
Руки вниз. Три хлопка по ногам.
Руки вверх. Потянуться.
Руки вверх. Прогнуться.
Руки вниз. Три хлопка по ногам. Встряхнуть пальцы.
Перекатывание с пяток на носки, стоя на месте.
16. Вращение туловищем в одну, затем в другую сторону.
В школе учащимся приходится сидеть длительное время за партой в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы ног. Чтобы эти нежелательные последствия свести к минимуму, Валентина Григорьевна включает следующие положения.
Смена посадочного места. В течение учебного дня трижды меняется расположение парт, а следовательно, и посадочного места для каждого ученика. Причем парты могут располагаться под разными углами. Трижды меняется и зрительное
поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.
Массаж стопы. У каждого ученика под ногами лежат самодельные массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного материала: для учащихся I—IIклассов — это коврики из нашитых цветных пуговиц, для учащихся III—IV классов — из пробок от пластиковых бутылок. Эти массажные коврики изготавливают родители вместе со своими детьми. Такой совместный труд способствует укреплению семьи и школы.
Посиди и походи. Эта методика применяется при особенно большой нагрузке — на уроках математики, русского языка, литературного чтения. Во время урока через каждые 15 минут проводится смена деятельности учащихся. По традиции называем их физкультминутками, но их задача не только в снятии физического напряжения, но и в развитии эмоционально-волевой сферы. Упражнения, включенные в физкультминутку, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.
Физкультминутки.
«Цапля». И.п. — основная стойка. Согнув правую ногу в колене, упереться стопой во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки в стороны. Хором прочитать четверостишие: Цапля важная, носатая. Целый день стоит, как статуя. Она знает все на свете. У нее учитесь, дети.
«Тигр». «Медленно, мягко ступая, идет тигр по лесу. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого не боится. Он хозяин леса. Он знает здесь каждый кустик, каждое деревце».
Учащиеся, входя в образ тигра, чувствуют себя более уверенно в своих движениях.
«Снежинка». Учащиеся подражают движениям снежинок, которые плавно кружатся и медленно опускаются на землю.
Время выполнения каждого движения 2.-3 минуты.
После каждого упражнения проводится дыхательная гимнастика.
И.п. — о.с. 1-5 — глубокий вдох через нос; 1-5 — выдох через рот или быстрый .выдох.
Физкультминутка занимает 4-5 минут.
Для профилактики плоскостопия, укрепления мышц ног и для улучшения кровообращения в ногах используются специальные тренажеры с определенным комплектом упражнений. Тренажеры в классной комнате занимают мало места, так как один из них нарисован на полу — это три дорожки в виде детских стоп. Первая пара стоп — это исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Вторая пара — носки вместе, пятки врозь. Третья пара — пятки вместе, носки почти на одной прямой. Последующие пары стоп повторяют эти положения.
Если ученик достаточно закален, он может заниматься на тренажере босиком.
Другой тренажер имеет вид деревянного ящика размером 1 х 1 м, разделенного на две секции, каждая из которых наполнена определенным материалом. Первая секция наполнена речной галькой, хорошо промытой и продезинфицированной, вторая — плодами каштана и нераскрывшимися еловыми и сосновыми шишками. Учащиеся ходят по гальке, каштанам и шишкам, массажируя биологически активные точки стопы. Занятия на этих тренажерах учащиеся проводят на переменах, так как в режиме работы школы предусмотрены две перемены по 20 минут каждая, и в группе продленного дня.
В классе имеется игровая стена «Ладошки» для развития кисти рук. Она состоит из нарисованных на стене детских ладоней, которые начинаются от пола и доходят до половины стены так, чтобы учащиеся доставали до верхних ладоней, встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Упражнения у стены позволяют в какой-то степени корректировать осанку и искривление позвоночника, снимать утомление в мышцах кисти рук. Гигиенисты полагают, что суточная потребность в движении учащихся младшего школьного возраста в среднем равняется 21-24 тысячам шагов.
Основное время занятий в школе приходится на уроки письма, чтения и математики, на которых движения ограниченны, и проводимых физкультминуток недостаточно. Сейчас предлагают много методик игрового характера, которые способствуют
укреплению здоровья, но они имеют серьезный недостаток — отвлекают от работы на уроке, так как быстро переключиться от игры к работе очень сложно. Поэтому в школе ввели дополнительные двигательные элементы, которые гармонично вписываются в учебный процесс. Для этого в классной комнате на полу между рядами нарисованы дидактические лесенки, которые используются на уроках математики. Например, при изучении таблицы умножения ученик, шагая по этим лесенкам, овладевает навыками устного счета. Эти лесенки помогают формировать умение решать задачи. Например: учащимся предлагаются задачи в стихах:
Две машинки есть у Пети, а у Васи — пять. Сколько будет, если дети станут вместе в них играть?
Пять фломастеров у Лени. Взял он желтый и зеленый, а в коробке, посмотри, остается только...
На уроке чтения по дидактическим лесенкам проводится отработка навыков чтения трудночитаемых слов. Наступая на «дощечки» лесенки, несколько учеников сначала проговаривают слова по слогам, а затем целыми словами: четырехгранных — четырехгранных, происшествие — происшествие. Другое применение этих лесенок — формирование навыков выразительного чтения. Для этого используются тексты потешек, скороговорок, веселых детских песенок, а также стихи С.Я. Маршака, СВ. Михалкова, А.Л. Барто и др.
Известно, что развитие речевых способностей зависит от развития кисти рук. Поэтому в своей работе В.Г. Рыбченко много внимания уделяет упражнениям, которые одновременно направлены на развитие речевой моторики и кисти руки, защите зрения, например: упражнение с палочками. Его можно проводить индивидуально и группами. Ученик держит палочку вертикально обеими кулачками и по очереди, передвигая кулачки вверх, одновременно читает стихотворение. Это упражнение можно проводить, используя бусы из плодов каштана (их изготавливают на уроках труда), клубни картофеля, грецкие орехи. Самое простое упражнение для рук — потереть ладонь о ладонь, а плечи при этом поочередно
подвигать вверх-вниз, что позволит активизировать биологически активные точки в области спины.
На уроках регулярно проводятся упражнения для снятия зрительного утомления и профилактики близорукости.
Для снятия зрительного утомления.
Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
Смотреть в окно вдаль в течение 1 мин.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Упражнения для профилактики близорукости.
И.п. — стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища:
посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться;
круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться;
движения губами вперед, влево- вправо, вверх-вниз, по кругу в левую сторону, в правую сторону (3-4 раза).
Для достижения успеха в обучении особое значение имеет эмоциональное состояние детей. Чтобы поднять позитивное отношение к учебе, должное внимание уделяется оформлению кабинета. Опыт подтверждает, что здесь должен присутствовать минимум учебной информации, только самое необходимое: «буквенная лента», дидактические таблицы по русскому языку и математике, календарь природы и труда и уголок внеклассного чтения. В классе много цветов, особенно таких, которые цветут зимой. Дети охотно ухаживают за ними. Цветы не только радуют глаза, но и выполняют важную оздоровительную
функцию: очищают воздух. Каждую четверть проводится выставка любимой игрушки. А свой рабочий день дети начинают с приветствия всеобщего любимца — розового слона Бимбо. Он нарисован на полу при входе в классную комнату. Сидя за столом, дети его не видят, и он их не отвлекает. Поиграть со слоном дети могут на переменах и в группе продленного дня. Это развивает их фантазию и контроль над своим двигательным поведением.
Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях — все эти качества — неотъемлемый атрибут обучения и воспитания учащихся в названной школе. Более того, соблюдение норм нравственности делает занятия физическими упражнениями чрезвычайно эффективными. В заключение подчеркнем: там, где работает учитель творческий и любящий свое дело, — там всегда хорошие результаты в обучении и воспитании. Тому наглядное подтверждение — опыт работы Валентины Григорьевны Рыбченко: ее учащиеся успешно учатся и сохраняют работоспособность и активность на протяжении всего периода обучения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аверин Б.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пос. 2-е изд.,перераб. СПб., 2000.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983.
Беднарская И.Г. Искусство быть красивым. М„ 1994.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М., 1991.
Искусство быть здоровым. 2-е изд., перераб.: В 2 ч./ Авт.-сост. A.M. Чайковский, СБ. Шенк-ман. М., 1987.
Копылов ЮЛ., Полянская Н.В. Режим учебы и отдыха ослабленных детей // Начальная школа. 2003. № 9.
Коновалов С.С. Книга, которая лечит. СПб., 2002.
Коростелвв Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.
Похлебин В.П. Уроки здоровья. М., 1992.
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М., 1990.