kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете "Преемственность ДОУ и школы по сохранению здоровья детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание здорового образа жизни чело­века несет в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь — здоровье. Оно рас­сматривается как «динамическое состоя­ние (процесс) сохранения и развития био­логических, физиологических и психоло­гических функций, оптимальной трудоспо­собности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев). Соответствен­но когда речь идет о здоровом образе жиз­ни детей, то в основе своей подразумеваем определенный комплекс психолого-педа­гогических, интеллектуальных, физиоло­гических (бытовых) и духовно-нравствен­ных условий и мероприятий, позволяю­щий учащимся начальных классов сохра­нять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Преемственность ДОУ и школы по сохранению здоровья детей"»


Сохранение и укрепление здоровья

младших школьников.

Понимание здорового образа жизни чело­века несет в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь — здоровье. Оно рас­сматривается как «динамическое состоя­ние (процесс) сохранения и развития био­логических, физиологических и психоло­гических функций, оптимальной трудоспо­собности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев). Соответствен­но когда речь идет о здоровом образе жиз­ни детей, то в основе своей подразумеваем определенный комплекс психолого-педа­гогических, интеллектуальных, физиоло­гических (бытовых) и духовно-нравствен­ных условий и мероприятий, позволяю­щий учащимся начальных классов сохра­нять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.

Исследования и экспериментальные данные, опыт работы в школе показывают, что психическое и физическое воздействие на детей в школе должно быть соразмерно их возрастным возможностям. С приходом детей в I класс важно знать, как и что долж­на делать школа в целях предотвращения негативных последствий для их здоровья? Как обеспечить развитие детей соответственно присущим их возрасту психофизио­логическим состояниям и склонностям, во­ображению, образному мышлению, уровню самосознания? Но уже изначально очевид­но: дети с самых первых шагов в школе должны находиться в системе комплексно­го обеспечения их деятельности со стороны родителей, врачей, педагогов и школы в це­лом. Задача школы — «не дотянуть» детей до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ними не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятель­ной жизни. Следовательно, проблема здо­рового образа жизни младших школьников требует предметного и всестороннего вни­мания со стороны как школы, так и всего общества.

В данном материале акцент делается на раскрытие места и роли, а также опыта реа­лизации движения и двигательного поведе­ния в системе формирования здорового об­раза жизни сельской школы.

За тридцать пять лет педагогической де­ятельности Валентина Григорьевна Рыбченко накопила огромный опыт формирования здорового образа жизни. И эту работу при поддержке школы она всегда выполняла независимо от социально-экономических и политических «ветров» за порогом начальных классов. У нее сложились свои подхо­ды и направления к решению столь важной задачи. Опыт В.Г. Рыбченко показателен уже тем, что он связан с конкретной сельс­кой школой, где есть свои особенности ор­ганизации и проведения учебно-воспита­тельного процесса. Однако в этом опыте от­ражается множество проблем образования, характерных для сельской местности.

Одна из них — дошкольная подготовка. При росте общих требований к дошкольной подготовке до 40 % детей приходят в I класс неготовыми к обучению. У них недостаточ­но сформированы социальные, психологи­ческие, эмоционально-волевые компонен­ты готовности. Это связано, прежде всего, с тем, что на протяжении четырнадцати лет в селе не работает детский сад, а родители из-за характера трудовой деятельности (высо­кая степень занятости) не всегда могут под­готовить ребенка к учебе в школе.

Отметим и другие особенности. Данное село состоит из нескольких селений, уда­ленных от центра. Школа находится на рас­стоянии десяти километров, всех учащихся в школу привозит автобус. В этих условиях гармоничная связь между обучением и здо­ровьем становится особо актуальной.

Образ жизни — понятие, которое ха­рактеризует определенный тип жизнедея­тельности человека и охватывает типичное поведение индивида или социальной груп­пы в труде, быту и общественной жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя рациональное питание, личную гиги­ену, закаливание, оптимальный двигатель­ный режим, здоровый психологический климат в семье и школе, отсутствие вред­ных привычек, внимательное отношение к своему здоровью. В школе — это также знания и представления о строении собственного тела и назначений его орга­нов, уровень владения навыками оказания первой помощи, развития духовного здо­ровья. В этом процессе важно научить и самих детей заботиться о своем здоровье, развивать сознательный контроль над сво­им двигательным поведением, сформиро­вать понимание ценностей здорового обра­за жизни.

Формирование здорового образа жизни детей в школе № 13 начинается с набора

первоклассников. На данном этапе выяв­ляется уровень их готовности и способнос­ти к восприятию новой информации и но­вых условий школьной жизни. В этих це­лях применяются методика и показатели, разработанные Ю.А. Копыловьш. В первую очередь выявляются уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомляемости, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных и проверочных работах, при необходимости быстро вы­полнить задание и т.д.), уровень концент­рации внимания, степень агрессивности, подготовленность к занятиям (наличие учебников и учебных принадлежностей), реакция на оценки.

Каждый показатель оценивается по че­тырехбалльной системе: 1 балл — никогда не проявляется, 2 балла — проявляется ред­ко, 3 балла — проявляется часто, 4 балла — проявляется всегда. Общее количество наб­ранных баллов позволяет предварительно оценить готовность ученика к выполнению учебной деятельности. До 24 % первокласс­ников показывают среднюю степень готов­ности к обучению.

На основе полученной психолого-педа­гогической характеристики первоклассни­ков учитель совместно с руководством школы разрабатывает и планирует комп­лекс мероприятий, направленный на обес­печение условий формирования здорового образа жизни учащихся, сохранения их здоровья. К этим условиям, как правило, относят: соблюдение санитарно-гигиени­ческого режима; учет динамики работос­пособности; оптимальное чередование раз­личных видов деятельности; сочетание труда и отдыха на уроке, проведение физ­культурных минуток с учетом темы урока, его места в расписании и самочувствия де­тей; смена рабочей позы в целях предуп­реждения нарушения осанки и зрения; по­ложительная мотивация обучения; психо­логическая защита детей со слабой нерв­ной системой; индивидуальный подход и внутриклассная дифференциация. Важ­ным элементом психолого-педагогических условий является также разработка мето­дики и включение в работу коррекционно-развивающих занятий по развитию общеу­чебных навыков, комплексной коррекции

речи, познавательной и эмоционально-во­левой сфер.

Работа в начальной школе требует от педагога большого профессионализма, уме­ния соприкасаться с душой каждого из сво­их учеников, чтобы помочь ему духовно адаптироваться в новой социальной среде. И здесь, по мнению В.Г. Рыбченко, наибо­лее эффективным является совокупная ре­ализация принципов:

  • рефлексивности обязательное разъ­яснение значения для развития и здо­ровья детей каждого упражнения и за­дания;

  • доступности и щадящих условий обу­чения (подбора упражнений и заданий в зависимости от подготовленности (т.е. работа ведется в зоне «ближайше­го развития»);

  • сотворчества — выполнения упражне­ния или задания вместе с учителем.

Важным является и создание положи­тельного эмоционального фона и атмосфе­ры психологического комфорта (ситуация успеха, укрепляющая уверенность в своих силах).

Реализация выделенных принципов предполагает наличие индивидуальных обра­зовательных маршрутов, основанных на зна­нии личностных особенностей детей (ориен­тация на зону «ближайшего развития»).

Движение — это жизнь, а жизнь — это движение — так считает В.Г. Рыбченко. Именно движение является одним из основных факто­ров целенаправленной организации здоро­вого образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и ук­репления здоровья, работоспособности.

Так, одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в на­чальной школе является быстрая утомляе­мость учащихся. Этому есть свои причины.

Во-первых, на уроках учащиеся выпол­няют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ог­раничивать себя в движении, постоянно контролировать внимание на учебном ма­териале и учителе.

Во-вторых, эта работа требует длитель­ного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, прежде всего к быстрой смене деятельности.

Поэтому на уроке учитель регулярно чередует учебную работу и отдых, и наобо­рот. Отдых во время занятий вовсе не озна­чает состояния полного покоя. О пассив­ном отдыхе речь может идти лишь при очень большом утомлении. Характер отды­ха выстраивается через противоположное характеру работы. В этих целях каждый ра­бочий день в классе начинается с гимнас­тики, которая длится 3-4 минуты. За осно­ву взят комплекс упражнений доктора С.С. Коновалова.

  1. Наклон головы вперед. Возвращение в и.п.

  2. Наклон головы назад. Возвращение в и.п.

  3. Поворот головы вправо. Возвращение в и.п.

  4. Поворот головы влево. Возвращение в и.п.

  5. Вращение головы вправо.

  6. Вращение головы влево.

  7. Круговые движения плечами вперед.

  8. Круговые движения плечами назад.

  9. Руки вверх. Вращение кистями.

  1. Руки над головой. Сгибание и разги­бание пальцев.

  2. Руки вниз. Три хлопка по ногам.

  3. Руки вверх. Потянуться.

  4. Руки вверх. Прогнуться.

  1. Руки вниз. Три хлопка по ногам. Встряхнуть пальцы.

  2. Перекатывание с пяток на носки, стоя на месте.

16. Вращение туловищем в одну, затем в другую сторону.

В школе учащимся приходится сидеть длительное время за партой в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы ног. Чтобы эти нежелательные последствия свести к минимуму, Валентина Григорьев­на включает следующие положения.

Смена посадочного места. В течение учебного дня трижды меняется располо­жение парт, а следовательно, и посадочно­го места для каждого ученика. Причем парты могут располагаться под разными углами. Трижды меняется и зрительное

поле ученика, а это профилактика сохра­нения зрения.

Массаж стопы. У каждого ученика под ногами лежат самодельные массажные ков­рики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного материала: для учащихся I—II классов — это коврики из на­шитых цветных пуговиц, для учащихся IIIIV классов — из пробок от пластиковых бутылок. Эти массажные коврики изготав­ливают родители вместе со своими детьми. Такой совместный труд способствует ук­реплению семьи и школы.

Посиди и походи. Эта методика приме­няется при особенно большой нагрузке — на уроках математики, русского языка, литера­турного чтения. Во время урока через каж­дые 15 минут проводится смена деятельнос­ти учащихся. По традиции называем их физ­культминутками, но их задача не только в снятии физического напряжения, но и в раз­витии эмоционально-волевой сферы. Уп­ражнения, включенные в физкультминутку, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

Физкультминутки.

«Цапля». И.п. — основная стойка. Со­гнув правую ногу в колене, упереться сто­пой во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки в стороны. Хором про­читать четверостишие: Цапля важная, но­сатая. Целый день стоит, как статуя. Она знает все на свете. У нее учитесь, дети.

«Тигр». «Медленно, мягко ступая, идет тигр по лесу. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого не боится. Он хозяин леса. Он знает здесь каждый кустик, каждое де­ревце».

Учащиеся, входя в образ тигра, чувству­ют себя более уверенно в своих движениях.

«Снежинка». Учащиеся подражают движениям снежинок, которые плавно кру­жатся и медленно опускаются на землю.

Время выполнения каждого движения 2.-3 минуты.

После каждого упражнения проводится дыхательная гимнастика.

И.п. — о.с. 1-5 — глубокий вдох через нос; 1-5 — выдох через рот или быстрый .выдох.

Физкультминутка занимает 4-5 минут.

Для профилактики плоскостопия, ук­репления мышц ног и для улучшения кро­вообращения в ногах используются специ­альные тренажеры с определенным комп­лектом упражнений. Тренажеры в классной комнате занимают мало места, так как один из них нарисован на полу — это три дорож­ки в виде детских стоп. Первая пара стоп — это исходное положение: пятки вместе, нос­ки врозь. Вторая пара — носки вместе, пят­ки врозь. Третья пара — пятки вместе, нос­ки почти на одной прямой. Последующие пары стоп повторяют эти положения.

Если ученик достаточно закален, он мо­жет заниматься на тренажере босиком.

Другой тренажер имеет вид деревянного ящика размером 1 х 1 м, разделенного на две секции, каждая из которых наполнена определенным материалом. Первая секция наполнена речной галькой, хорошо промы­той и продезинфицированной, вторая — плодами каштана и нераскрывшимися ело­выми и сосновыми шишками. Учащиеся хо­дят по гальке, каштанам и шишкам, масса­жируя биологически активные точки сто­пы. Занятия на этих тренажерах учащиеся проводят на переменах, так как в режиме работы школы предусмотрены две переме­ны по 20 минут каждая, и в группе продлен­ного дня.

В классе имеется игровая стена «Ла­дошки» для развития кисти рук. Она сос­тоит из нарисованных на стене детских ла­доней, которые начинаются от пола и до­ходят до половины стены так, чтобы уча­щиеся доставали до верхних ладоней, встав на цыпочки и вытянув руки макси­мально вверх. Упражнения у стены позво­ляют в какой-то степени корректировать осанку и искривление позвоночника, сни­мать утомление в мышцах кисти рук. Гиги­енисты полагают, что суточная потреб­ность в движении учащихся младшего школьного возраста в среднем равняется 21-24 тысячам шагов.

Основное время занятий в школе при­ходится на уроки письма, чтения и матема­тики, на которых движения ограниченны, и проводимых физкультминуток недоста­точно. Сейчас предлагают много методик игрового характера, которые способствуют

укреплению здоровья, но они имеют серь­езный недостаток — отвлекают от работы на уроке, так как быстро переключиться от игры к работе очень сложно. Поэтому в школе ввели дополнительные двигатель­ные элементы, которые гармонично вписы­ваются в учебный процесс. Для этого в классной комнате на полу между рядами нарисованы дидактические лесенки, кото­рые используются на уроках математики. Например, при изучении таблицы умноже­ния ученик, шагая по этим лесенкам, овла­девает навыками устного счета. Эти лесен­ки помогают формировать умение решать задачи. Например: учащимся предлагаются задачи в стихах:

Две машинки есть у Пети, а у Васи — пять. Сколько будет, если дети станут вместе в них играть?

Пять фломастеров у Лени. Взял он жел­тый и зеленый, а в коробке, посмотри, оста­ется только...

На уроке чтения по дидактическим ле­сенкам проводится отработка навыков чте­ния трудночитаемых слов. Наступая на «до­щечки» лесенки, несколько учеников снача­ла проговаривают слова по слогам, а затем целыми словами: четырехгранных — че­тырехгранных, происшествие — проис­шествие. Другое применение этих лесе­нок — формирование навыков выразитель­ного чтения. Для этого используются текс­ты потешек, скороговорок, веселых детских песенок, а также стихи С.Я. Маршака, СВ. Михалкова, А.Л. Барто и др.

Известно, что развитие речевых способ­ностей зависит от развития кисти рук. Поэ­тому в своей работе В.Г. Рыбченко много внимания уделяет упражнениям, которые одновременно направлены на развитие ре­чевой моторики и кисти руки, защите зре­ния, например: упражнение с палочками. Его можно проводить индивидуально и группами. Ученик держит палочку верти­кально обеими кулачками и по очереди, пе­редвигая кулачки вверх, одновременно чи­тает стихотворение. Это упражнение можно проводить, используя бусы из плодов каш­тана (их изготавливают на уроках труда), клубни картофеля, грецкие орехи. Самое простое упражнение для рук — потереть ла­донь о ладонь, а плечи при этом поочередно

подвигать вверх-вниз, что позволит активи­зировать биологически активные точки в области спины.

На уроках регулярно проводятся уп­ражнения для снятия зрительного утомле­ния и профилактики близорукости.

Для снятия зрительного утомления.

  1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

  2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

  3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. По­смотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

  4. Смотреть на какой-либо предмет, на­ходящийся перед собой, и поворачивать го­лову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

  5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 мин.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, за­крыв глаза.

Упражнения для профилактики близо­рукости.

И.п. — стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища:

посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться;

посмотреть в правый верхний угол, в ле­вый нижний (6 раз); закрыть глаза, помор­гать, расслабиться;

круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки (3-5 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться;

движения губами вперед, влево- вправо, вверх-вниз, по кругу в левую сторону, в правую сторону (3-4 раза).

Для достижения успеха в обучении осо­бое значение имеет эмоциональное состоя­ние детей. Чтобы поднять позитивное отно­шение к учебе, должное внимание уделяется оформлению кабинета. Опыт подтверждает, что здесь должен присутствовать минимум учебной информации, только самое необхо­димое: «буквенная лента», дидактические таблицы по русскому языку и математике, календарь природы и труда и уголок вне­классного чтения. В классе много цветов, особенно таких, которые цветут зимой. Дети охотно ухаживают за ними. Цветы не только радуют глаза, но и выполняют важную оздоровительную

функцию: очищают воздух. Каждую четверть проводится выставка лю­бимой игрушки. А свой рабочий день дети начинают с приветствия всеобщего любим­ца — розового слона Бимбо. Он нарисован на полу при входе в классную комнату. Си­дя за столом, дети его не видят, и он их не отвлекает. Поиграть со слоном дети могут на переменах и в группе продленного дня. Это развивает их фантазию и контроль над своим двигательным поведением.

Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются не только физические на­грузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовнос­ти в целом. Честность в поведении, уваже­ние к окружающим, целеустремленность на занятиях — все эти качества — неотъемле­мый атрибут обучения и воспитания уча­щихся в названной школе. Более того, соб­людение норм нравственности делает заня­тия физическими упражнениями чрезвы­чайно эффективными. В заключение подчеркнем: там, где работает учитель твор­ческий и любящий свое дело, — там всегда хорошие результаты в обучении и воспита­нии. Тому наглядное подтверждение — опыт работы Валентины Григорьевны Рыбченко: ее учащиеся успешно учатся и сохра­няют работоспособность и активность на протяжении всего периода обучения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аверин Б.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пос. 2-е изд.,перераб. СПб., 2000.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983.

Беднарская И.Г. Искусство быть красивым. М„ 1994.

Вайнбаум Я.С. Дозирование физических на­грузок школьников. М., 1991.

Искусство быть здоровым. 2-е изд., перераб.: В 2 ч./ Авт.-сост. A.M. Чайковский, СБ. Шенк-ман. М., 1987.

Копылов ЮЛ., Полянская Н.В. Режим учебы и отдыха ослабленных детей // Начальная шко­ла. 2003. № 9.

Коновалов С.С. Книга, которая лечит. СПб., 2002.

Коростелвв Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

Похлебин В.П. Уроки здоровья. М., 1992.

Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М., 1990.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шевкуева Фатимет Аскарбиевна

Дата: 04.02.2017

Номер свидетельства: 387575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства