Просмотр содержимого документа
«Викторина в средней группе "Птицы- наши друзья!"»
Викторина в средней группе "Птицы- наши друзья!"
Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.
-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.
-развивать внимание, мышление, память.
-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,
-совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов ;
-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, , посылка с кормом.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход викторины.
Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.
Д/и «Собери картинку»
Ну, вот у нас появились три команды «воробьи» , «снегири» «ласточки».
Появляется Каркуша.
-А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.
1 тур «Разминка»
Чья команда назовет больше птиц.
2 тур «Загадки»
Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день? Дятел
Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный? Снегирь
-Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель. . Зовётся птичка? Свиристель
-Живет в дупле девица – с жёлтой грудкой птица? Синица
- Где угодно корм найдет, а если надо – украдет? Ворона
-- Маленький и робкий, живет вблизи людей, что это за птица? Конечно Воробей
3 тур «Узнай по описанию»
- Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его. Дятел
- У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клюв. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Синица
- Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица. Снегирь.
Игра «Хочу быть птичкой». Я по улице гулял (Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. ) Галок и ворон считал (Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.) Раз, два, три, четыре, пять (Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.) Буду я считать опять – (Загибать пальцы с мизинца. )
Рот открыл, смотрю я в небо (Открыть рот, поднять голову вверх .)
Вправо-влево. Я там не был. (Повороты головы. ) Птичкой захотел я стать.
И руками стал махать. (Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. ) Крылья вверх и крылья вниз (Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. ) Только слышно ветра свист. (Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх) Я подпрыгнул, чтоб взлететь.(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)
Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)
Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)
Какие птицы охотятся ночью? (Филин, сова.)
Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Воздух между перьями птиц сохраняет тепло.)
Почему в сильные морозы куропатки и глухари прячутся под снег? (Под снегом теплее.)
Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (Они подбирают остатки пищи от дятла.)
Как вы думаете, почему снегиря назвали снегирем? (Прилетает в наши края зимой или с первым снегом.)
5 Тур Игра «Летает не летает»
Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д. 7 тур : «Что у нас сегодня на обед и ужин?» 1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами). 2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка). 3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)
Воспитатель: Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.
Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих
10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».
Воспитатель: Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.
(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)
Воспитатель:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?
Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.
Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.
Каркуша: До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!
Подведение итогов. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы можете прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.