Цель: Выявить уровень сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет.
Задачи:
Образовательные:Закреплять представления о временах года, о признаках весны; закреплять знания о деревьях, о домашних и диких животных, умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь; закреплять знания детей о правилах поведения в лесу; закреплять умение передавать образ цветка, его строение и форму используя ладошки, пальчики, ватные палочки; закреплять названия весенних цветов, приобщать детей к декоративной деятельности; закреплять умение ритмично наносить точки пальчиками и ватными палочками.
Развивающие: Развивать речь детей, расширять словарный запас; развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни лесных обитателей, бережное отношение к природе и желание заботиться о ней; вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
Материалы и оборудование: Листы бумаги форматом А-4 на каждого ребенка, кисти, гуашь, ватные палочки, банки с водой, салфетки, мнемотаблица «Признаки весны», иллюстрации с изображением деревьев, весенних цветов, грибов, картинки диких животных и их жилища, иллюстрации перелётных и зимующих птиц.
Воспитатель: Ребята, я вас всех очень рада видеть, давайте, мы с вами улыбнёмся, подарим улыбки друг другу. И нашим гостям улыбнёмся. Поприветствуем их, помашем рукой. Вот какое доброе, хорошее настроение мы подарили нашим гостям и себе!
Воспитатель: Дети, о каком времени года я сейчас вам расскажу?
Я распускаю почки
В зелёные листочки,
Деревья поливаю
Движением полна,
Зовут меня (Весна!)
- Назовите мне признаки весны? (Дети называют признаки весны)
Игра «Правильно или нет?»
(Если дети согласны с высказыванием – хлопают в ладоши, если не согласны – топают).
Весной снег не тает.
Весной птицы улетают.
Весной распускаются цветы.
Весной солнце только светит.
Весной животные ложатся спать.
Весной на деревьях набухают почки.
Воспитатель: А какие ещё времена года вы знаете? (Ответы детей)
(Картинки с изображением деревьев: березы, ели, клена, сосны).
- Как называются эти деревья?
(Картинки с изображением цветов, грибов).
- Что это такое?
- Как можно назвать все это одним словом? (Растения).
- Догадайтесь по этим картинкам, куда мы сейчас отправимся путешествовать? (В лес)
- Ребята, вы хотите побывать в весеннем лесу? Становитесь в круг!
Солнышко, солнышко в небе свети! (Потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики к нам протяни. (Вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои, (Разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи, нас покружи,
В лес весенний отведи. (Кружатся)
Воспитатель: Вот мы в весеннем лесу. Лес - это дом для животных, насекомых и птиц, а человек - гость в этом доме. Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! А теперь присядем на пенёчки. (стульчики)
Вы пришли в весенний лес, Смотрит солнышко с небес, Аккуратно нужно сесть, Чтоб цветочки не задеть!
Воспитатель: Посмотрим, как изменилась жизнь животных. Животные дикие, поэтому спрятались в своих жилищах.
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете о каком животном идёт речь.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут её ...(Лиса)
Воспитатель: как вы догадались, что это лиса?
- Где живёт лиса? (В норе)
Воспитатель: Следующая загадка:
Косолапый и мохнатый, Греет он в берлоге лапы. Летом любит погулять. И зверушек охранять. А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Как вы догадались, что это медведь?
- Где спит зимой медведь? (В берлоге)
Воспитатель: Следующая загадка:
Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый. Я его не испугался, Целый час на ним гонялся. (Заяц)
-А где живёт заяц?
-Правильно у зайца нет своего жилища, его дом под кустом.
Быстрый маленький зверёк
По деревьям скок да скок (Белка)
-А где живёт белка?
Кто зимой холодной, В лесу ходит злой и голодный? (Волк)
- Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.
Воспитатель: Весной у всех зверей появляются детёныши.
Воспитатель: А скажите, можно ли рвать цветы? Почему? (Они растут для красоты; можно обжечься или уколоться; могут быть ядовиты).
В какое время чаще всего распускаются цветы? (Утром). А сейчас какое время суток? (Ответы детей)
Правильно, сейчас день, и все цветы цветут, а у нас в группе нет. Давайте с вами сотворим чудо и превратим нашу группу в весенний ковер из ярких цветов и нарисуем «Одуванчики» и «Тюльпаны». Но сначала мы разогреем наши пальчики и ладошки. Поиграем в игру «Вырос цветок на полянке».
Приготовили ваши ручки, начинаем мы игру:
«Вырос высокий цветок на поляне, (ладони прижаты друг к другу)
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы слегка округлить)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцев вместе и врозь)
Дружно дают под землей корешки (ладони опустить вниз и тыльной
стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
-Понравилась вам игра? И мне тоже.
-Как вы уже догадались, ребята, сегодня мы будем рисовать цветы не кисточкой, а ладошками и пальчиками.
А какой цветок можно нарисовать ладошкой? Правильно тюльпан. Тюльпаны бывают разного цвета: желтые, красные, оранжевые, сиреневые, малиновые. Выберите себе цвет, наберите кисточкой краску и раскрасьте вашу ладошку. Затем быстро приложите ее к нарисованному стебельку. Ладошки надо придавить, чтобы получился четкий рисунок. Затем вымойте ладошку, вытрите насухо салфеточкой. Молодцы, вот как красиво получилось. Но я думаю, что без одуванчиков у нас будет скучная полянка. А вы как думаете? Разве можно забыть про такой цветок в красивом желтом сарафане?
Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»
Одуванчиков цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
К цветку носик приближаем,
Аромат цветов вдыхаем.
Давайте-ка нарисуем одуванчики. Тюльпаны мы нарисовали ладошкой, а чем удобно будет рисовать одуванчик? Давайте попробуем пальцем? Наберем на пальчик краску, и будем отпечатывать им вот такие пушистые шарики, точка за точкой. Вот и получился у нас такой пушистый, желтый одуванчик. А теперь давайте и вы попробуйте. Ах, как у вас красиво получается. Теперь вымойте ваши пальчики, вытрите насухо.
Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные весенние цветы! Какая у нас стала красивая группа, словно сама Весна пожаловала к нам в гости! Молодцы!