учить детей отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения;
обогащать активный и пассивный словарный запас.
Развивающие:
развивать тонкую моторику рук, координацию и точность движений;
развивать зрительное восприятие формы, цвета, величины предметов.
Воспитательные:
формировать потребность в эмоционально-деловом сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
воспитывать заботливое отношение к природе и ее обитателям.
Предварительная работа:
разучивание потешек;
чтение художественной литературы;
пальчиковые игры.
Материалы и оборудование: «дорожка здоровья», макеты деревьев и солнца, игрушечные белки, орехи (грецкие, кедровые, фундук), игрушечные ведерки с отверстиями разной величины, световой стол, манная крупа, влажные салфетки.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель с детьми заходит в группу и показывает свою сжатую ладонь, в которой спрятано изображение солнечного зайчика.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, кого я поймала в ладошку!
Утром ранним кто-то странный Заглянул в мое окно,
На ладони появилось Ярко-рыжее пятно,
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло - Тонкий лучик золотой.
Дети: Это солнечный зайчик!
Воспитатель: Правильно!
Вводная часть
Воспитатель: Вы хотите, чтобы у вас в ладошках тоже появились солнечные зайчики? (Да) А что нам для этого нужно? (Солнышко) Позовем солнышко к нам в группу? (Воспитатель вместе с детьми проговаривает потешку):
Солнышко-ведрышко,
Загляни в окошко,
Согрей, обогрей
Телят, ягнят
И малых ребят.
Воспитатель: Не слышит солнышко. Позовем еще раз! (Проговаривают потешку) Не слышит. Вот беда. Как же нам быть?
Дети: Надо самим идти в гости к солнышку.
Воспитатель: Путь наш далекий, солнце живет за рекой, за лесом. Что же нам взять с собой в дорогу? (На столе лежат орехи, влажные салфетки, игрушки. Дети сами ши с помощью воспитателя выбирают орехи и влажные салфетки. В это время раздается стук в дверь, почтальон приносит письмо воспитателю)
Воспитатель: Интересно, что написано в письме? Сейчас прочитаем. «Здравствуйте, ребята! Помогите нам, пожалуйста, у нас в лесу темно и холодно» Что же делать? (Ответы детей. Если затрудняются, воспитатель помогает.) Тогда в путь! (Включается тихая музыка)
Воспитатель: Вот и тропинка, но что это на ней? {Лужи) Может, прямо по лужам пойдем? {Нет, надо обойти, перешагнуть) Молодцы! Будем высоко поднимать ножки и перешагивать через лужи. Какая широкая река у нас на пути! Как же перебраться на другой берег? {По мостику) Мостик узкий, идем по нему осторожно, чтобы не оступиться. Руки в стороны, спину держим прямо. Молодцы!
Наконец-то мы и до леса добрались. Здесь и в самом деле темно и прохладно. Ой, кто-то прячется за елочкой. {Загадка)
На ветке не птичка,
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка,
Кто же это? {Белк).
Подойдем к ней поближе, поздороваемся. Да она здесь не одна! {Воспитатель достает 3-х белок) Сколько белочек? Посчитаем! {Одна, две, три)
Воспитатель: Какие-то они грустные. Ребята, спросите, что у них случилось? {Дети спрашивают) Белки: У нас в лесу совсем не светит солнышко, нам темно, холодно и очень хочется кушать. Воспитатель: Так это вы нам письмо прислали?
Белки: Да.
Воспитатель: Ребята! Как же нам помочь белочкам согреться? {Надо с ними поиграть)
Пальчиковая игра «Белочка по веточкам».
Пальцы обеих рук поочередно соединяются с большим пальцем (упражнение «Колечко»).
Белочка по веточкам Прыгает вверх и вниз. Белочка, за веточку Лапками держись. Прыг-скок, прыг-скок, Лапками держись. Прыг-скок, прыг-скок, Лапками держись.
Сжимаем сильно кулачки.
«Колечко».
Сжимаем сильно кулачки.
«Колечко».
Сжимаем сильно кулачки.
Воспитатель: Дотроньтесь ладошками до щечек. Какие у вас ладошки? {Теплые) Вот и научили мы белочек как можно лапки согреть. А о чем нас еще просили белочки? {Покормить) Интересно, чем они питаются? {Орехами, грибами, ягодами) Где же нам взять орехи? {В сумочке) {Воспитатель высыпает орешки на поднос) Молодцы! А орешки у нас разные или одинаковые по размеру? {Разные) Это какой?... А э то какой?... {Ответы детей).
Воспитатель: Возьмите по 3 орешка разной величины и накормите белочек.
Дети раскладывают орешки в ведерочки с разными по величине отверстиями).
Белки: Спасибо, ребята! Накормили нас! Поиграли с нами! А солнышко все равно не выходит.
Воспитатель: Что же придумать, ребята? {Нарисовать солнышко)
Воспитатель: Но мы ни бумаги, ни красок не взяли. Чем же мы рисовать будем и на чем? {Палочками, пальчиками, на земле).
Воспитатель: Смотрите, пригорочек. Нарисуем на нем солнышко? На какую фигуру похоже солнце? (Круг) Какого оно цвета? (Желтое) Да это же волшебный стол! На нем и будем рисовать пальчиками. (Воспитатель рисует круг) Чего-то у нашего солнышка не хватает! (Лучиков) Давайте по очереди нарисуем лучики! (Воспитатель спрашивает у всех детей, какой длины у них получились лучики) Вот и салфеточки нам пригодятся, вытрем ручки. Использованные салфетки сложим в пакет, потому, что в лесу нельзя бросать мусор.
Воспитатель: Ребята, какое у нас солнышко получилось? (Веселое, доброе, лучистое) Давайте подарим его белочкам.
Над деревьями появляется макет солнца.
Воспитатель: Чтобы солнышко проснулось, сделаем вместе с ним гимнастику для глаз.
Солнышко встало,
Солнышко тучки считало,
Посмотрело вверх, посмотрело вниз,
Вправо, влево, глазками поморгало И закрыло глазки.
Не хочется солнышку просыпаться,
Но просыпаться надо!
Солнышко проснулось, открыло глазки широко И засияло!
(Включается музыка «Солнышко», все танцуют)
Вот и пришла пора прощаться с бельчатами и возвращаться в детский сад.
IV. Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и вернулись мы в детский сад.
Ребята, предлагаю вспомнить, куда же мы ходили. (В гости к солнышку)
С кем встретились? (С белочками)
Что у них случилось? (Они замерзли и хотели кушать)
Как мы им помогли? (Мы нарисовали для них солнышко и научили их греть лапки)
Как здорово, что у нас получилось помочь белочкам.
Почему? Какие вы были? (Добрые, внимательные, отзывчивые)
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?