Просмотр содержимого документа
««Цвети, Республика моя»!»»
Тематическое ООД «Цвети, Республика моя»!»
Задачи
*образовательные: познакомить детей с символикой Республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом «курай», *развивающие: развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок, развивать координацию, ловкость, быстроту, выносливость, развивать речевую активность детей; продолжать учить детей слушать пояснения ведущих;
*воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу во время игры, ценностное отношение к символике.
Дети под музыку выходят и встают полукругом.
Вед. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
- Ребята, а как называется наша Республика, в которой мы живем? (Республика Башкортостан). Верно. Нашей республике Башкортостан исполнилось сто лет, она была основана 23 марта 1919 года.
(Дети читают стихи)
Великую землю, любимую землю, Где мы родились и живём. Мы Родиной светлой, мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём.
Башкортостан - мой край родной,
Горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля –
Все это ты, любимая земля!
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края.
Только мне, из всей моей России
Милей всего Башкирия моя!
(Песня «Уральские просторы»)
Дети садятся на стулья
Ведущая. Ребята, отгадайте загадку:
Голос птиц, мелодии рассвета,
Все передает тростинка эта
Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка! (курай)
Да, правильно – это курай. Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент.
У нас есть волшебный курай. (Макет с заданиями).
Под каждым его лепестком находятся интересные факты из истории и культуры Башкортостана. Лепесточек отрываем, что под ним сейчас узнаем!
Ведущая отрывает 1-й лепесток. (и показ в презентации)
Вед. Интересно, что скрывает первый лепесток. (Смотрим слайд)
Здесь изображение географической карты. Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, то можно увидеть горы, леса, реки.
Поэт М. Карим воспевал красоту Башкортостана в своих произведениях, вот
послушайте его стихотворение «Я у карты Родины стою…»
1. Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее крепкую ладонь,
Искренне, протянутую другу,
За друзей готовую в огонь. (М. Карим)
Ведущая отрывает 2-й лепесток.
Смотрим следующий лепесток. ( «Гос. символы» слайд: флаг, герб, гимн.)
У каждого государства, у каждой республики есть отличительные государственные символы. Назовите их ( флаг, герб, гимн).
Рассмотрим флаг.
Что обозначают цвета? (Синий-это безоблачное небо, белый-чистота души народа, зеленый-вера в жизнь.)
Следующий символ – герб. Опишите герб.
Кто изображен на фоне восходящего солнца на гербе? (Салават Юлаев. Это национальный герой, поэт, воин, джигит)
- Что еще относится к государственной символике? (Гимн.)
- Ребята, что такое гимн?
+ Это главная песня нашей Родины.
- Как слушают гимн?
+ Гимн слушают стоя и молча. Этим выражают дань уважения всему народу Башкортостана).
-Прослушаем гимн республики Башкортостан.
- Как звучит гимн?
+ Торжественно, величаво, празднично. Гимн славит красоту родного края, вдохновляет, вызывает чувство гордости.
- Гимн написал композитор Фарит Идрисов, слова к гимну написали Равиль Бикбаев и Рашит Шакур.
Открываем следующий 3-й лепесток.
-Третий лепесток поведает нам о башкирских национальных инструментах. Скажите, какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей - Традиционные музыкальные инструменты — курай, домра, кубыз).
- Послушайте, как звучит курай.
(Запись кураиста).
- Вы прослушали как звучит курай в исполнении артиста Ишмурата Ильбекова.
4 лепесток.
- 4-й лепесток.
И дети, и взрослые любят петь, танцевать и в игры подвижные играть. Какие башкирские народные игры вы знаете? Дети: «Юрта», «Курай»…. Ведущая.
Отгадайте загадку.
Десять крыльев распахнула, Белый чекмень накинула, Из синей травы стог поставила, Верхушку открытой оставила.
Дети: Юрта.
Поиграем в башкирскую народную подвижную игру «Юрта».
Игра «Юрта»
5 лепесток - Люди в национальных костюмах.
Ведущая. Открываем 5 лепесток. Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть горы, леса, озера и реки. Но главное богатство - это наши люди. Скажите, люди каких национальностей проживают на территории нашей республики? (ответы детей).
Здесь и русский, и мари
И татарин, и башкир
Мы для счастья родились
Дружно вместе всем нам жить
Разных мы народов дети, все такая детвора
И на песню есть таланты и на пляску мастера.
- Девочки исполнят башкирский танец «Чак – чак».
Танец «Чак-чак»
6- й лепесток.
Ведущая. Следующий, 6-й лепесток. Испокон веков башкирский народ славился своим устным народным творчеством, это и пословицы и поговорки, шутки, прибаутки, сказки, загадки и многое другое.
Вед.: Умеете ли вы, ребята, разгадывать башкирские национальные загадки? Мы сейчас и проверим 1. Сначала бьют, бьют, Потом наливают и пьют. У жеребят отнимаем Да сами выпиваем. В рот попадет, а в нос ущипнёт. /Кумыс/ 2. За шею держу, за животик щекочу.
/Думра/
3. Посреди степи, как большая юбка,
Домиком стоит красочная….
/Юрта/
4. Волшебный крылатый богатырский конь.
/Акбузат/
5. Сладкий, цветом, как янтарь,
С теплотой, заботой, Положила, словно в ларь, Его пчелка в соты…
/Мед/
Ведущая отрывает 7- й лепесток. (Чем славится республика)
- Последний, 7-й лепесток. Наша Республика славится и своими природными богатствами. Какими? (+ Ответы детей)
Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь,
Есть золото и медь
А на полях без края
Колышутся хлеба.
Богатым урожаем
Республика горда!
Башкортостан с Россией навеки дружны и неделимы.
(Песня «Башкортостан – Родина моя!»).
Послушаем стихотворение на прекрасном, мелодичном башкирском языке в исполнении педагога Галимзяновой Гульнары Минияровны.
(Стихотворение).
Вед. Чтобы сохранить мир, нужно, чтобы все народы жили в согласии.
-Нужно дружно жить на свете? (нужно)
- Это знать большим и детям нужно? (нужно)
- А потом?
Все:
А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастет и дружба вместе с нами.
- Сегодня мы узнали много интересного из истории и культуры Башкортостана. Подрастая, мы будем и дальше открывать страницы из жизни нашей республики.
На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание.