Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов « Воспитываем креативную личность».»
Тренинг для педагогов
« Воспитываем креативную личность».
Цель: познакомить педагогов с заданиями для креативного развития детей дошкольного возраста.
План проведения:
1. Распутай сравнение. 2. Назови как можно больше слов. 3. Закончи мысль. 4. Подбери сравнение. 5. Закончи предложение. 6. Объясни, почему это происходит? 7. Познавательные задания, которые активизируют умственную деятельность детей. 8. Упражнения для стимулирования творческого воображения. 9. Речевые логические упражнения. 10. Упражнения на развитие логического мышления. 11. Творческие задания для работы над содержанием сказок.
Ход:
Постановка проблемы: Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли. Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог! Главными понятиями нашей сегодняшней встречи являются творчество, креативность.
Что же такое творчество? Ответ нам дают учёные. Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.
Ведущий: Я приветствую вас дорогие коллеги на педагогическом тренинге тема которого « Воспитываем креативную личность педагога».
Давайте поприветствуем друг друга доброй улыбкой и словами «я рада вас видеть», начиная с соседа справа. Хорошо. Мини - сообщение о развитии творческого потенциала педагога. Человек-существо творческое. Этим даром наградила нас природа. Чем больше мы проявляем творческую активность в своей деятельности, тем быстрее и лучше развиваются творческие способности. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации. Способность к творчеству - это креативность, а если связать креативность с развитием личности и интеллекта, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.
Основными критериями креативности являются:
оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
быстрота – способность мгновенно адаптироваться в сложной ситуации;
гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;
вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Хорошо известны слова В.А. Сухомлинского о том, что «только творческий педагог может развивать творческое начало в ребенке». Вот почему особое внимание акцентируется на развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов. С этой цель мы проводим наш тренинг.
Напомню главные правила работы тренинга:
взаимное уважение и полное доверие друг к другу. Общение на «ты».
открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь».
избегать непосредственных оценок друг друга.
добровольное участие в процессе тренинга.
Центральным компонентом креативности является воображение. Я приглашаю вас в страну Вообразилию:
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения,-
Увы, не знает,
Как войти в ее расположение!
Уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть и поучаствовать в играх-упражнениях.
1. Распутай сравнение.
Цель: Учить устанавливать закономерности, развивать мыслительную деятельность, выделять черты сходства и различия по существенным признакам.
Сильный, как заяц.
Кудрявый, как слон.
Верный, как лис.
Робкий, как волк.
Голодный, как медведь.
Колючий, как вол.
Хитрый, как баран.
Здоровый, как мышь.
Неповоротливый, как пёс.
Маленький, как ёж.
2. Назови как можно больше слов.
Цель: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.
Ведущий: Уважаемые педагогидавайте образуем круг и поиграем с мячом.Сейчас кому я брошу мяч, тот должен ответить мне на вопрос, называя как можно больше слов.
Что можно сшить? ( платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
Что можно связать? ( шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)
Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)
Что можно надеть? ( пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
Что можно обуть? ( тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т. д.)
Что можно «надвинуть» на голову? ( шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
Что можно надуть? ( шины, воздушный шар, щёки, ветер надул паруса и т.д.)
Что можно посмотреть? ( мультфильмы, картины, кино, зверей, меню, города и т.д.)
Ведущий: Представьте, что вы встретились с Феей, и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали, но только если вы объясните свой выбор.
3. Закончи мысль.
Цель: развитие воображения
если бы я был воспитателем, то…
если бы я был волшебником, то…
если бы я был артистом, то…
если бы я был художником , то…
Быть человеком - означает …
В мире всё начинается с …
Если бы возродился СССР… .
Ведущий: Нас ждут небольшие испытания.
4. Подбери сравнение.
Земля покрыта снегом, как…
Облака плывут в небе, как…
Ветер воет, как…
Лед блестит, как…
Ведущий: «Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» ( Донсон, 1997 г.).
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания. Известно, что профессия педагога потенциально является творческой. Поскольку он находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют творческого и нестандартного решения.
В - весёлый, О - образованный, С - сердечный, П - приветливый, И – интеллектуальный, Т – творческий, А – артистичный, Т – тактичный, Е – естественный, Л – ласковый, Ь – мягкий человек. Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.И так, сегодня в раках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень. Уважаемые коллеги вам нужно разделиться на две команды и проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления.
5. Закончи предложение. Цель: Активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слова).
Задание команде 1.
Бабушка сварила варенье, потому что… ( осенью мы собрали урожай ); В комнате шумно, потому что под окном ... ( большое движение,мебели, обуви, транспорта) ; Дети переходят дорогу, потому что … ( горит светофор, нужно идти в школу); Мальчик обувает кеды, потому что …( играет в футбол, занимается бегом); Зимой медведь спит, потому что … Снег тает, потому что… Задание команде 2.
Дети ходят в зоопарк, потому что … любят (насекомых, животных, цветы) ; Миша намочил рукова, потому что… старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель) ; Пришла весна, потому что … (прилетели грачи. стал таять снег) ; Мальчик моет руки, потому что… ( они грязные, перед едой) ; Дети смеются, потому что… Колобок не смог убежать от лисы, потому что …
Релаксация
Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.
Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник...
Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.
6.Объясни, почему это происходит? Цель: научить правильно, строить предложения с причинно- следственной связью, развитие логического мышления.
• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона? • Почему рыбкам в аквариуме надо менять воду? • Почему вода превращается в лёд? • Почему масло тает на раскалённой сковороде?
Ведущий: Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике.
7.Познавательные задания, которые активизируют умственную деятельность детей.
Занимательные вопросы из литературной, сказочной, познавательной, интеллектуальной и других областей помогают развивать мышление и кругозор ребёнка.
1. Кто главный герой Нового года? (Дед Мороз); 2. Какое слово ребёнок в большинстве случаев говорит первым? (Мама); 3. По чём ездят машины? (По дороге); 4. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? (летом температура воздуха всегда превышает ноль градусов, и осадки бывают в виде дождя, а зимой- минусовая температура, и атмосферные осадки выпадают в виде снега.); 5. Что надевают на одеяло? (Пододеяльник) ; 6. Какое животное самоё упёртое? (Осёл); 7. От кого убежала посуда в сказке? (От Федоры ); 8. Кто из героев сказок всегда лежал на печке? (Емеля); 9. Что мы видим на часах? (Время); 10. Как называется самое долгоживущее дерево? (Дуб); 11. У кого на носу есть рог? (Носорог); 12. Откуда появились звёзды? (из облаков межзвёздного газа, который сжимается в плотные шарики.); 13. В каком зимнем месяце 28 дней? (В любом); 14. Без чего сложно справиться в путешествии? (Карта).
Ведущий: Мы все разные, мы группа, объединенная едиными целями: овладение играми и упражнениями, которые вы можете использовать в своей деятельности для раскрытия творческого потенциала
8. Упражнения для стимулирования творческого воображения. Цель: развивать творческое воображение и речь.
Представь, что у тебя есть волшебная лампа Аладдина или золотая рыбка. Какие три желания ты загадаешь?
Представь, что ты супергерой. Какой силой ты бы обладал и зачем тебе именно такая сила?
Что бы вы сделали, если бы на кухне с крана полился апельсиновый сок?
Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья. Выдумай историю о своем странном преобразовании по вопросам: «Каким было бы твоё любимое занятие? Чего ты опасался бы? Через какое время ты захотел бы снова стать великим? Почему?
Давай придумаем новые цвета радуге. Как бы они назывались?
Какой твой любимый праздник и почему?
Если бы твои дети очень плохо себя вели, ты бы их наказал? Как?
Ведущий: Мы играли, мы играли и немножко устали проведём физкультминутку.
Разминка.
Все движения разминки повторяем без запинки.
Эй! Попрыгали на месте.
Эй! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрите на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилась, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Ведущий: Тренинг наш мы продолжаем. Нужно ли нам в повседневной жизни логическое мышление? Конечно! Например, герой романа Артура Конана Дойля -- Шерлок Холмс, использовал дедуктивный метод, а ведь дедуктивный метод основан на логическом мышлении и логических выводах! Секрет многих удачливых людей ни в образовании, ни в обширных связях. К высокому успеху их привело умение мыслить логически, анализировать свои действия.
В воспитании и обучении большое значение принадлежит занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а, чтобы найти верный ответ, надо подумать. Речеваялогическаязадача – это рассказ загадка, ответ на которую может быть получен, если дети осмыслили и выделили для себя определенные связи и закономерности. Уважаемые коллеги, давайте представим себя в роли детей и решим речевые логические упражнения.
9. Речевые логические упражнения.
Что сказал ежик?
«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет. - Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечего будет. Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».
А ты догадался, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает ? Почему ему грибы и желуди не нужны?
Почему деревья белые?
Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе, солнце припекает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят.
Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?
Волшебные льдинки.
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки – сосульки.
Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие – большие, прозрачные, как стекло льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.
Вдруг ему за воротник…кап-кап, поднял он голову – нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ».
Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут прилетать, и пруд замёрзнет. Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики?
10. Упражнения на развитие логического мышления.
После дождя на асфальте высохли лужи. Что было сначала, а что потом: лужи, солнце, дождь? (Сначала был дождь, затем лужи, а потом солнце.)
Бабушка заварила чай, когда вода в чайнике закипела, а потом налила чай в чашки. Что было первым, что вторым, а что последним? (Первым было то, что в чайнике закипела вода, вторым – то, что бабушка заварила чай, последним – то, что бабушка налила чай в чашки.) Как-то знакомый мальчик Андрейка мне сказал: «Утром в нашей семье папа просыпается и встаёт после бабушки. Бабушка встаёт после котика Мурзика, а я поднимаюсь после папы. Кто в семье Андрейки встаёт раньше всех и кто позже всех? Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех? Какая позже всех?
Мальчики бегали на скорость. Саша прибежал быстрее Алёши, Алёша прибежал быстрее Миши. Кто бегает быстрее всех? Кто медленнее?
Ведущий: Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним творческое задание.
11. Творческие задания для работы над содержанием сказок.
По сказке « Рукавичка».
Догадались ли вы, почему персонажи сказки имеют такие имена?
Воспитатель обращает внимание детей на созвучные окончания в именах персонажей: Лисичка-сестричка, Мишка-норушка, Кабан-иклан.
По сказке « Заюшкина избушка».
Расскажите начало сказки « Заюшкина избушка», вспомните, какие ещё сказки начинаются такими словами?
Кто из персонажей этой сказки вызывает у вас уважение, а кто – возмущение?
По сказке « Три поросёнка».
Подумай и скажи, чему научило вас происшествие, произошедшее с поросятами?
Скажите, кто в этой сказке был трудолюбивым, добрым, а кто лодырничал и воображал, а ведь воображать и хвалиться тоже не годиться?
Сочини сказку с грустным началом и веселым концом?
Ведущий: И в заключении мне хотелось бы сказать знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными?
Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут
единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти
множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников. Спасибо за общение.