kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков В и Ф в слогах и словах» (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация фонем В - Ф по артикуляционно-акустическим признакам в словах и словах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков В и Ф в слогах и словах» (старшая группа)»

Технологическая карта логопедического занятия  «Дифференциация звуков В и Ф в слогах и словах»  (старшая группа) 
 

Ф. И. О.
учителя-логопеда,
место работы

Пестрикова Т.А., учитель-логопед МБДОУ "ДСКВ № 118"
 

Возрастная группа

Старшая логопедическая группа

Логопедическое заключение

Фонетико – фонематическое недоразвитие. Дислалия.

Образовательная область

Речевое развитие

Тип занятия

Закрепление, активизация полученных знаний

Тема занятия

Дифференциация звуков В и Ф в слогах и словах.

Цель

Сформировать умение различать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.

Задачи
 

  • Дифференцировать фонемы [В] и [Ф] по артикуляционно-акустическим признакам в слогах, словах.

  • Совершенствовать умение определять по символам «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» в начале слова.

  • Продолжать работу над понятиями «звонкий», «глухой» звук.

  • Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в словах.

  • Упражнять в умении  делить слова на слоги, подбирать слова-наречия.

  • Продолжать учить выполнять звуково-слоговой анализ слов.

  • Развивать мимическую мускулатуру лица, умение координировать движения с музыкой.

  • Воспитывать самостоятельность, активность, желание помогать тем, кто нуждается в помощи, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты

- Осуществляют слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам.

  • - Осознают слоговое строение слова.

  • - Регулируют свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляют кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Используемые технологии
 

  • Технология на основе системно-деятельностного подхода.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Игровая технология.

  • Технология поэтапного формирования умственных действий.

Развивающая предметно-пространственная среда

 Кукла  «Фокусник», игрушка «Обезьянка», сундук, ключи, символы звуков, картинки, стулья, воздушный шар, цветы, прищепки, пуфики, дощечки, магнитофон.

 
Организационная структура  и содержание логопедического занятия
 

Этап

Длительность этапа

Методы
способы, приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельностьобучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

I Этап.
Мотива-ции

  • Создать для обучающихся условия включения в образовательные отношения.

  • Продолжать работу над мимической мускулатурой лица.

2 минуты

Словесный метод:
Беседа
 
Показ образца выполнения упражнений

Групповая

- Доброе утро и добрый час.
Мы приветствуем всех вас. Здравствуйте!
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости.
- А вы сами любите ходить в гости и принимать гостей?
- Гостей мы всегда встречаем с улыбкой. Пожалуйста, улыбнитесь!
- А если гости пришли нежданно, неожиданно? Что мы делаем?  (Удивляемся). Покажите ваше удивление?
- Расставаться с друзьями всегда бывает грустно. Давайте изобразим грусть?
- Ребята, с какими людьми приятно общаться? С добрыми или злыми? (Добрыми).
- Изобразите, мне тех детей, с которыми вы не хотите дружить! Покажите злое выражение лица (злость).
- А теперь друзья мои, улыбнитесь поскорей, и тогда весь день будет веселей.

Произносят слова -приветствия
 
 
 
 
 
Изображают эмоциональные состояния (радость, удивление, грусть, доброта)
 
 
 

Партнёрские отношения
 
 
 
 
 
 
Внимательно слушают

Приветствуют друг друга
Выполняют задания
 

Положительно относятся к людям, к самому себе.
Действуют в соответствии с нормами поведения.

II. Этап.
Сообщение темы занятия

  • Организовать обучающихся, на решение проблемной ситуации.

  • Развивать желание помогать тем, кто нуждается в помощи, чувство коллективизма.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации
деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельностьобучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

2минуты

Практический метод:
игровой момент
 
Проблемная ситуация
 
 

  •  

 

- К нам сегодня на воздушном шаре из волшебной страны прилетел фокусник Фома со своей помощницей обезьянкой по кличке Валик. Они нас уже заждались.
- У них случилась беда: они потеряли ключи от сундука, где хранится всё необходимое для фокусов. Ключи не простые, а волшебные. Их найти можно только пройдя испытания.
- Давайте же поможем Фоме и Валику.
- Предлагаю отправиться нам в путешествие полное препятствий и приключений на воздушном шаре.

Проявляют интерес к происходящему.
 

Партнёрские отношения

Внимательно слушают

Положительно относится к людям, к самому себе.
Действует в соответствии с нормами поведения.

III. Этап Актуализация знаний
 

  • Актуализировать имеющиеся у ребенка знания в умение определять по символам «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» в начале слова.

  •  Упражнять в умении подбирать слова-наречия.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организациидеятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда
 
 

Деятельностьобучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

5 минут

Наглядные:
работа с картинками

Индивидуальная

Игра «Угадай звук по символам»
- Что бы занять места на воздушном шаре, необходимо приобрести билеты. Я контролёр.
- Послушайте внимательно!
-  Вы подходите к столу, берёте по одной картинки, смотрите на символ звука и придумываете с этим звуком любое слово в начале слова.
– Каждый занимает своё посадочное место, по цветовым сигналам.
Лексическое упражнение «Скажи наоборот»
- Уважаемые пассажиры! Наш полёт проходит
ни быстро,
ни…….(медленно)
ни тихо, ни…..(громко)
ни далеко, ни….(близко)
- Нам с вами ни жарко, ни……(холодно)
ни грустно, ни……(весело)

Самостоятельно выполняют задания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Активно ищут ответ на поставленный вопрос.
Подбирают слова - антонимы

Партнёрские отношения
 

По очереди распределяют картинки по цветовым символам.
 

Положительно относятся к людям, к самому себе.
 

IV. Этап
Дифференциация звуков

  • Продолжать закреплять навык различения согласных звуков [В] и [Ф] по признакам «звонкий» и «глухой» звуки.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельностьобучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

8 минут

Словесные:
Беседа, объяснение инструкции

Подгрупповая

Сравнительная характеристика звуков (В-Ф)
- Ребята, какой первый звук слышится в имени фокусника Фомы? (Ф)
- С какого звука начинается кличка обезьяны Валика?
- Назовите характеристику звуку Ф?
- Дайте пожалуйста, характеристику звуку В?
- Чем эти звуки похожи? - Чем они отличаются? - Молодцы ребята!
-Ага, испытания начинаются, пойдёмте искать ключи.
Игра « Повтори слоги, слова»
-Посмотрите, впереди волшебный мяч, нам необходимо с ним поиграть, повторяйте за мной:
Ва-ва-фа      ав-ав-аф
Фо-фо-во     ов-ов-оф
Фу-ву-фу     уф-ув-уф
Вы-фы-вы    ив-ив-иф
- Что мы с вами повторяли?
- А теперь поиграем со словами:
Вата-фата-вата                                            Ваня-Фаня-Фаня
Флот-вот-флот                                            Сова-софа-софа
Ваза-фаза-фаза                                            Вон-фон-фон
Флаги-влаги-флаги              Фраки – враки-фраки
- Ребята, с первым испытанием мы справились, а вот и первый ключ!
Игра « Перейди через ручей»
- Отправляемся дальше.
- Посмотрите впереди ручей, нам необходимо перебраться на другой берег. Мы сможем починить мост из дощечек, которые здесь лежат и перебраться.
-Я буду произносить незаконченные слова, а вы добавляете слоги вы илифы, произносите слово, а затем делите его на слоги, указав количество частей.
2 слога: сли… вы, шка… фы, бук…вы,  шар…фы
3 слога: коро… вы,  жира… фы, кана…вы
4 слога: фотогра… фы
- Молодцы ребята, справились с этим испытанием. А вот и второй ключ.

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику.
 
 
 
 
 
 
 
Воспроизводят на слух слоговые цепочки  и слова  громко и четко.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Добавляют последний слог и проговаривают всё слово.
 
 
 

Партнёрские отношения

Коллективное обсуждение
 
 
 
 
 
 
Выполняют  действия по предварительной инструкции.
 

Положительно относятся к людям, к самому себе.
 

V. Этап
Этап выявления затруднений
 
 

  • Продолжать учить в умении определять место звука [В] - [Ф] в словах (начало, середина, конец слова), делить слова на слоги.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
     учителя-логопеда

Деятельность обучающихся
 

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

5 мин

Наглядные:
Работа с картинками
 
Показ образца выполнения упражнений

Индивидуальная

 Игра « Цветы и кочки»
- Ребята, посмотрите, впереди цветочная поляна, кочки. Давайте присядем.
- Интересно, что это за испытание?
- У вас у каждого лежат под кочкой картинки.
- Возьмите свою картинку и определите, какие звуки В или Ф слышаться в словах, при этом определить место звука в слове (начало, середина, конец).
- Я предлагаю украсить волшебные цветы нашими картинками, обратив внимание на схемы.
- Правее от вас цветок любит картинки, где слышится звук В, а левее от вас волшебный цветок, принимает картинки, где слышится звук Ф.
Пример: Это фонарь. В этом слове слышится звук Ф в начале слова.
- Какие мы молодцы! А вот и третий ключ.
- Следующее нас ждёт испытание – музыкальное.А вот и четвёртый  ключ.

Выполняют задания по инструкции
Определяют место звука  в словах.
 

Партнёрские отношения

Функции контроля и самоконтроля

Действует в соответствии с нормами поведения.

VI. Этап
 
Оздоровительный момент

  • Продолжать развивать умение координировать движения с музыкой.

  •  Создать положительный эмоциональный фон.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

2 минуты

Наглядные: аудио
 
Игровая ситуация

Подгрупповая

Музыкальная динамическая пауза «Обезьянки»
 

Координируют слова с движениями

Совместное выполнение

Выполняют движения по тексту.

 

VII. Этап
Работа со схемой слов

  • Продолжать учить выполнять звуково-слоговой анализ слов.

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

4 минуты

Практические:
Работа с раздаточным материалом
 
 
 

Подгрупповая

«Шифровальщики»
- Ребята, следующее испытание у нас будет за столами. Нам необходимо зашифровать слово «ВАТА»
- А вот и пятый ключ.
- Ребята, мы собрали все ключи.
- Проверяйте Фома и Валик.

Работа с пеналами
Выполняют звуко – слоговой анализ слова.
 

 

Решают поставленную задачу

 

VIII. Этап
Рефлексия
 

  • Организовать оценку  результата своей деятельности

Длительность этапа

Методы
и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Характер взаимодействия

Отношение ребенка к другим людям, к себе самому

со взрослыми

со сверстниками

2 минуты

Словесные:
беседа, педагогическая оценка.
Момент неожиданности
 

Подгрупповая

А в знак благодарности фокусник и обезьянка покажут вам фокус. (Фокусник Фока превращает апельсин в яблоко).
- Займите свои места!
- Какой добрый поступок мы совершили?
-Какое задание ты выполнял с большим интересом?
- Какое задание было сложным?
- Вы молодцы, справились  со сложными заданиями.
«ВА-ФА-ВА. В группу нам лететь пора!»
 

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности на занятии.
 
 

Ищут ответ на поставленный вопрос.
 

Осознают самого себя

Действует в соответствии с нормами поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Пестрикова Татьяна Александровна

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 569008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект логопедического занятия "Звуи К,Т""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_zvui_k_t"
    ["file_id"] => string(6) "393400"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487493614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства