Ф. И. О. учителя-логопеда, место работы | Пестрикова Т.А., учитель-логопед МБДОУ "ДСКВ № 118" |
Возрастная группа | Старшая логопедическая группа |
Логопедическое заключение | Фонетико – фонематическое недоразвитие. Дислалия. |
Образовательная область | Речевое развитие |
Тип занятия | Закрепление, активизация полученных знаний |
Тема занятия | Дифференциация звуков В и Ф в слогах и словах. |
Цель | Сформировать умение различать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении. |
Задачи | Дифференцировать фонемы [В] и [Ф] по артикуляционно-акустическим признакам в слогах, словах. Совершенствовать умение определять по символам «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» в начале слова. Продолжать работу над понятиями «звонкий», «глухой» звук. Развивать фонематический слух на основе упражнений в определении места звука в словах. Упражнять в умении делить слова на слоги, подбирать слова-наречия. Продолжать учить выполнять звуково-слоговой анализ слов. Развивать мимическую мускулатуру лица, умение координировать движения с музыкой. Воспитывать самостоятельность, активность, желание помогать тем, кто нуждается в помощи, чувство коллективизма. |
Планируемые образовательные результаты | - Осуществляют слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам. - Осознают слоговое строение слова. - Регулируют свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляют кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. |
Используемые технологии | Технология на основе системно-деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Игровая технология. Технология поэтапного формирования умственных действий. |
Развивающая предметно-пространственная среда | Кукла «Фокусник», игрушка «Обезьянка», сундук, ключи, символы звуков, картинки, стулья, воздушный шар, цветы, прищепки, пуфики, дощечки, магнитофон. |
Этап | Длительность этапа | Методы способы, приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельностьобучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
I Этап. Мотива-ции | Создать для обучающихся условия включения в образовательные отношения. Продолжать работу над мимической мускулатурой лица. |
2 минуты | Словесный метод: Беседа Показ образца выполнения упражнений | Групповая | - Доброе утро и добрый час. Мы приветствуем всех вас. Здравствуйте! - Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. - А вы сами любите ходить в гости и принимать гостей? - Гостей мы всегда встречаем с улыбкой. Пожалуйста, улыбнитесь! - А если гости пришли нежданно, неожиданно? Что мы делаем? (Удивляемся). Покажите ваше удивление? - Расставаться с друзьями всегда бывает грустно. Давайте изобразим грусть? - Ребята, с какими людьми приятно общаться? С добрыми или злыми? (Добрыми). - Изобразите, мне тех детей, с которыми вы не хотите дружить! Покажите злое выражение лица (злость). - А теперь друзья мои, улыбнитесь поскорей, и тогда весь день будет веселей. | Произносят слова -приветствия Изображают эмоциональные состояния (радость, удивление, грусть, доброта) | Партнёрские отношения Внимательно слушают | Приветствуют друг друга Выполняют задания | Положительно относятся к людям, к самому себе. Действуют в соответствии с нормами поведения. |
II. Этап. Сообщение темы занятия | Организовать обучающихся, на решение проблемной ситуации. Развивать желание помогать тем, кто нуждается в помощи, чувство коллективизма. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельностьобучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
2минуты | Практический метод: игровой момент Проблемная ситуация | | - К нам сегодня на воздушном шаре из волшебной страны прилетел фокусник Фома со своей помощницей обезьянкой по кличке Валик. Они нас уже заждались. - У них случилась беда: они потеряли ключи от сундука, где хранится всё необходимое для фокусов. Ключи не простые, а волшебные. Их найти можно только пройдя испытания. - Давайте же поможем Фоме и Валику. - Предлагаю отправиться нам в путешествие полное препятствий и приключений на воздушном шаре. | Проявляют интерес к происходящему. | Партнёрские отношения | Внимательно слушают | Положительно относится к людям, к самому себе. Действует в соответствии с нормами поведения. |
III. Этап Актуализация знаний | Актуализировать имеющиеся у ребенка знания в умение определять по символам «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» в начале слова. Упражнять в умении подбирать слова-наречия. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организациидеятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельностьобучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
5 минут | Наглядные: работа с картинками | Индивидуальная | Игра «Угадай звук по символам» - Что бы занять места на воздушном шаре, необходимо приобрести билеты. Я контролёр. - Послушайте внимательно! - Вы подходите к столу, берёте по одной картинки, смотрите на символ звука и придумываете с этим звуком любое слово в начале слова. – Каждый занимает своё посадочное место, по цветовым сигналам. Лексическое упражнение «Скажи наоборот» - Уважаемые пассажиры! Наш полёт проходит ни быстро, ни…….(медленно) ни тихо, ни…..(громко) ни далеко, ни….(близко) - Нам с вами ни жарко, ни……(холодно) ни грустно, ни……(весело) | Самостоятельно выполняют задания. Активно ищут ответ на поставленный вопрос. Подбирают слова - антонимы | Партнёрские отношения | По очереди распределяют картинки по цветовым символам. | Положительно относятся к людям, к самому себе. |
IV. Этап Дифференциация звуков | Продолжать закреплять навык различения согласных звуков [В] и [Ф] по признакам «звонкий» и «глухой» звуки. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности уч-ся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельностьобучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
8 минут | Словесные: Беседа, объяснение инструкции | Подгрупповая | Сравнительная характеристика звуков (В-Ф) - Ребята, какой первый звук слышится в имени фокусника Фомы? (Ф) - С какого звука начинается кличка обезьяны Валика? - Назовите характеристику звуку Ф? - Дайте пожалуйста, характеристику звуку В? - Чем эти звуки похожи? - Чем они отличаются? - Молодцы ребята! -Ага, испытания начинаются, пойдёмте искать ключи. Игра « Повтори слоги, слова» -Посмотрите, впереди волшебный мяч, нам необходимо с ним поиграть, повторяйте за мной: Ва-ва-фа ав-ав-аф Фо-фо-во ов-ов-оф Фу-ву-фу уф-ув-уф Вы-фы-вы ив-ив-иф - Что мы с вами повторяли? - А теперь поиграем со словами: Вата-фата-вата Ваня-Фаня-Фаня Флот-вот-флот Сова-софа-софа Ваза-фаза-фаза Вон-фон-фон Флаги-влаги-флаги Фраки – враки-фраки - Ребята, с первым испытанием мы справились, а вот и первый ключ! Игра « Перейди через ручей» - Отправляемся дальше. - Посмотрите впереди ручей, нам необходимо перебраться на другой берег. Мы сможем починить мост из дощечек, которые здесь лежат и перебраться. -Я буду произносить незаконченные слова, а вы добавляете слоги вы илифы, произносите слово, а затем делите его на слоги, указав количество частей. 2 слога: сли… вы, шка… фы, бук…вы, шар…фы 3 слога: коро… вы, жира… фы, кана…вы 4 слога: фотогра… фы - Молодцы ребята, справились с этим испытанием. А вот и второй ключ. | Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику. Воспроизводят на слух слоговые цепочки и слова громко и четко. Добавляют последний слог и проговаривают всё слово. | Партнёрские отношения | Коллективное обсуждение Выполняют действия по предварительной инструкции. | Положительно относятся к людям, к самому себе. |
V. Этап Этап выявления затруднений | Продолжать учить в умении определять место звука [В] - [Ф] в словах (начало, середина, конец слова), делить слова на слоги. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
5 мин | Наглядные: Работа с картинками Показ образца выполнения упражнений | Индивидуальная | Игра « Цветы и кочки» - Ребята, посмотрите, впереди цветочная поляна, кочки. Давайте присядем. - Интересно, что это за испытание? - У вас у каждого лежат под кочкой картинки. - Возьмите свою картинку и определите, какие звуки В или Ф слышаться в словах, при этом определить место звука в слове (начало, середина, конец). - Я предлагаю украсить волшебные цветы нашими картинками, обратив внимание на схемы. - Правее от вас цветок любит картинки, где слышится звук В, а левее от вас волшебный цветок, принимает картинки, где слышится звук Ф. Пример: Это фонарь. В этом слове слышится звук Ф в начале слова. - Какие мы молодцы! А вот и третий ключ. - Следующее нас ждёт испытание – музыкальное.А вот и четвёртый ключ. | Выполняют задания по инструкции Определяют место звука в словах. | Партнёрские отношения | Функции контроля и самоконтроля | Действует в соответствии с нормами поведения. |
VI. Этап Оздоровительный момент | Продолжать развивать умение координировать движения с музыкой. Создать положительный эмоциональный фон. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
2 минуты | Наглядные: аудио Игровая ситуация | Подгрупповая | Музыкальная динамическая пауза «Обезьянки» | Координируют слова с движениями | Совместное выполнение | Выполняют движения по тексту. | |
VII. Этап Работа со схемой слов | |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
4 минуты | Практические: Работа с раздаточным материалом | Подгрупповая | «Шифровальщики» - Ребята, следующее испытание у нас будет за столами. Нам необходимо зашифровать слово «ВАТА» - А вот и пятый ключ. - Ребята, мы собрали все ключи. - Проверяйте Фома и Валик. | Работа с пеналами Выполняют звуко – слоговой анализ слова. | | Решают поставленную задачу | |
VIII. Этап Рефлексия | |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому |
со взрослыми | со сверстниками |
2 минуты | Словесные: беседа, педагогическая оценка. Момент неожиданности | Подгрупповая | А в знак благодарности фокусник и обезьянка покажут вам фокус. (Фокусник Фока превращает апельсин в яблоко). - Займите свои места! - Какой добрый поступок мы совершили? -Какое задание ты выполнял с большим интересом? - Какое задание было сложным? - Вы молодцы, справились со сложными заданиями. «ВА-ФА-ВА. В группу нам лететь пора!» | Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности на занятии. | Ищут ответ на поставленный вопрос. | Осознают самого себя | Действует в соответствии с нормами поведения. |
| |
| | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |