Сценарий праздника весны в подготовительной группе для татарских детских садов
Сценарий татарского праздника «Сюмбеля»
Дата: 1 ноября 2013г.
Тема: Татарский национальный праздник «Сюмбеля»
Задача : Воспитывать интерес к татарской культуре. Познакомить детей с национальным праздником «Сюмбеля».
Пассивный словарь: национальный праздник, осеннее равноденствие, посевная.
Активный словарь : Сюмбеля (Сомбелэ, осень (коз, листья (яфраклар, желтый (сары, красный (кызыл, дождь (янгыр).
Место проведения: Музыкальный зал оформлен в соответствии с тематикой осени (надпись «Сомбелэ», листья, деревья, изображения зверят, на мультимедийном экране надпись «Сомбелэ», при входе в зал плакат с поздравлением)
Предшествующая работа : Знакомство детей с культурой татарского народа (народно-прикладное искусство, поэзия, песни, народные игры, национальные блюда, костюмы, классические музыкальные произведения, составление сценария, подготовка участников Уныш Бабай, Шурале, Сюмбеля (воспитатели, Батыр, Волк, Айсылу (дети, разучивание песни «Алтын кз», танца с зонтиками, подготовка слайдов, запись речи Шурале в виде видеоролика.
Структура праздника :
1. Вход детей в зал, построение в две колонны друг против друга.
2. Сюрприз (птичка с видеозаписью).Определение проблемы и ее разрешение.
3. Сказка с участием детей и взрослых
4. Игра с Уныш бабай (сортировка овощей).
5. Испытание от Шурале – загадки, за освобождение Сюмбеля.
6. Хороводная игра Сюмбеля.
7. Прощание с Сюмбеля, обмен впечатлениями о празднике с вручением подарков.
Ход праздника : дети входят в зал и встаю в две колонны друг против друга
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника весны »
Сценарий татарского праздника «Сюмбеля»
Дата: 1 ноября 2013г.
Тема: Татарский национальный праздник «Сюмбеля»
Задача : Воспитывать интерес к татарской культуре. Познакомить детей с национальным праздником «Сюмбеля».
Пассивный словарь: национальный праздник, осеннее равноденствие, посевная.
Активный словарь : Сюмбеля (Сомбелэ, осень (коз, листья (яфраклар, желтый (сары, красный (кызыл, дождь (янгыр) .
Место проведения: Музыкальный зал оформлен в соответствии с тематикой осени (надпись «Сомбелэ», листья, деревья, изображения зверят, на мультимедийном экране надпись «Сомбелэ», при входе в зал плакат с поздравлением)
Предшествующая работа : Знакомство детей с культурой татарского народа (народно-прикладное искусство, поэзия, песни, народные игры, национальные блюда, костюмы, классические музыкальные произведения, составление сценария, подготовка участников Уныш Бабай, Шурале, Сюмбеля (воспитатели, Батыр, Волк, Айсылу (дети, разучивание песни «Алтын кз», танца с зонтиками, подготовка слайдов, запись речи Шурале в виде видеоролика.
Структура праздника :
1. Вход детей в зал, построение в две колонны друг против друга.
2. Сюрприз (птичка с видеозаписью) .Определение проблемы и ее разрешение.
3. Сказка с участием детей и взрослых
4. Игра с Уныш бабай (сортировка овощей) .
5. Испытание от Шурале – загадки, за освобождение Сюмбеля.
6. Хороводная игра Сюмбеля.
7. Прощание с Сюмбеля, обмен впечатлениями о празднике с вручением подарков.
Ход праздника : дети входят в зал и встаю в две колонны друг против друга (выходит ведущая) .
Слайд 1.
Ведущая:
Ни арада жэй утте,
Матур коз килеп житте.
Шатлык тулы бу бэйрэмне
Балалар куптэн котте.
Здраствуйте ребята и гости нашего праздника! Исэнмесез! (Ребята здороваются в ответ) .
Ребята скажите-ка мне, какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Как вы относитесь к осени. (разные ответы детей) .
А как вы относитесь к золотой осени? (красивая, желтая, теплая, золотая).
А за что вы любите осень? (созревают овощи, фрукты, осенние цветы) .
А кто знает по какому поводу мы сегодня собрались с Вами? (при затруднении обратить внмание детей на оформление зала) .
Ведущая: Мы сегодня собрались на праздник Сюмбеля - праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В это время уже урожай убран, осенняя посевная была закончена и люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была девушка по имени Смбел. Давайте и мы с вами отметим этот праздник (неожиданный стук) .
Ведущая: Ой, а кто это там?
Появляется из-за ширмы птичка (мягкая игрушка, к крыльям прикреплен сверток.
Птичка : Это я! Принес посылку от Вашего мальчика, от Шурале!
Ведущая: Так-так, давайте-ка посмотрим. Хм, это диск, его нужно вставить и посмотреть. А чтобы посмотреть видео, давайте, дети, сядем на стульчики.
Идет видеозапись на экране с речью Шурале. («Это я украл Сюмбеля! Вам ее никогда не вернуть! Ха-ха-ха! Если только пройдете мои испытания! »)
Ведущая: Что же нам теперь делать? Какой же праздник без нашей любимой Сюмбеля? Горе-горе.
К ведущей подбегает Батыр.
Батыр: Не переживай, Эльвира апа! Я спасу Сюмбеля. А кто мне в этом поможет?
Дети: Я! Я! Мы!
Батыр: Замечательно, значит у меня много друзей!
Ведущая: Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей и они тебе помогут.
Слайд 2.
Батыр идет по лесу, останавливается, рассказывает стихотворение:
Коз килде. Улэннэр
Саргайды, шинде.
Сап-сары яфраклар
Жиргэ сибелде.
Звук ветра, вбегают листики, берут за руку Батыра, встают.
Песня «Алтын кз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури)
Звук ветра, листики убегают, Батыр остается на месте и навстречу ему выходит волк.
Слайд 3.
Волк: О, Батыр. Вот ты и попался, я тебя съем!
Батыр: Погоди, Волк! Ты лучше помоги мне найти Сомбелэ. А мы тебя на праздник пригласим, да ведь, ребята!
Волк: Обещаешь?
Батыр: Да!
Волк : Что же делать! Помогу и подскажу, если ты выполнишь одно мое условие.
Батыр: Какое?
Волк: Стихов красивых давно не слыхал, потому и заскучал.
Батыр : Слов красивых мастера, выходит, .
Волку угодите!
Дети 7 группы рассказывают стихотворение «Кзге табын» (Ф. Яруллин) :
Аделина: Козге табын-бай табын,
Кыяр, карбыз хм кавын
Телем-телем теленгэн,
Оем-оем оелгэн.
Тимур: Алмалары ал тосле,
Балкып туган тан тосле.
Капсан эри авызда,
Хр кисэге бал тосле.
Карина: Э жимеше, жимеше, -
Ачысы бар, точесе!
Яна пешкэн кумэчтер
Кайнар кояш тослесе.
София:Эткэм кебек тырыш коз,
Энкэм кебек юмарт коз .
Козлр юмарт булганга,
Все вместе: Бик бхетле, бик шат без!
Вафина Карина рассказывает стихотворение “Осень пришла” (М. лил) :
И в ельнике грустно,
И в поле так пусто,
От ярких цветов
Не осталось следа.
Видите?
Покрылись озера
Морозным узором,
И лужи покрылись
Скорлупками льда.
Видите?
Ручей не искрится,
И в сумерках птицы
Курлычут: «Прощайте! »
Курлычут: «Пора! »
Слышите?
И улицей длинной,
Как клин журавлиный,
Летит прямо к школьным дверям
Детвора.
Слышите?
Волк: Ну ребята, молодцы! Порадовали. Рэхмэт! Спасибо! А ты Батыр, отправляйся по этой тропе и никуда не сворачивай!
Батыр: Рэхмэт, дустым! Сау бул!
Волк : Сау бул, Батыр!
Слайд 4.
Идет Батыр дальше. На пути встречает «Уныш» бабая.
Батыр: Исэнме, бабай!
Бабай : Батыр! Исэнме, здравствуй! Проходи. Твоя помощь мне нужна.Стар я стал. Урожай собрал, да все в одну корзину. Ты мне помоги все правильно разложить, а я тебе подарок подарю.
Батыр: Бабай, ты подарков не дари, лучше Сюмбеля найти помоги. Знаешь, где живет Шурале?
Бабай : Э, конечно знаю. С ним по молодости встречался я (смеется). Хотел он обхитрить меня. Хорошо, договорились. Помогу я тебе.
Батыр: Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей из зала) .
Бабай: Вот-вот посмотрим, что же здесь есть (показывает овощи, дети должны назвать что это, спрашивает перевод на татарском языке). Так-так, в овощах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. Все раскладываем по корзинам.
Бабай назначает кто какой овощ выбирает, дети исполняют (во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе).
Бабай: Менэ рэхмэт. Вот спасибо. Помогли. Теперь моя очередь. Батыр, иди вот по этой тропе прямо, никуда не сворачивай.
Батыр: Рэхмэт. Сау бул, Бабай.
Слайд 5.
Уходит. Видит, девочка сидит и плачет, подходит к ней и спрашивает:
- Девочка, ты почему плачешь? И как тебя зовут?
Айсылу: Меня зовут Айсылу. Я заблудилась.
Батыр: Не плачь, Айсылу. Меня зовут Батыр. А пойдем со мной спасать Сюмбеля.
Айсылу: Пойдем. Только вот кажется дождик собирается.
Безгэ артыбыздан
Шыбыр-шыбыр кем эндэшэ?
Батыр: Кем дэ дэшми, козге янгыр
Зонтик белэн сойлэшэ.
Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу.
Танец с зонтиками под песню «Кулчатыр».
Слайд 6.
Сылу и Батыр идут дальше и приходят к дому Шурале, он спит.
Батыр: Шурале! Отпусти Сюмбеля.
Шурале просыпается. Удивленно смотрит на Батыра и говорит:
- Чего?
Батыр :Отпусти, говорю!
Шурале: Ой, напугал. А вот и не пущу! Вы со мной не играете. И на праздник не зовете!
Айсылу: Так ты ведь злой!
Шурале : От того и злой, что одинокий!
Батыр: Так ведь это не беда!
Айсылу: Конечно, мы будем с тобой играть!
Батыр: И на праздник позовем, так ведь друзья!
Шурале : Ага, так я вам и поверил.
Айсылу: Мы обещаем!
Шурале: Вот отгадаете мои загадки. Тогда и подумаю.
Батыр: Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.
Шурале:
1. Под кустом копнешь немножко, вылезет на свет…
(Картошка-слайд 7)
2. Тот, конечно, мне не друг, кто не любит горький…
(Лук-слайд 8)
3. Кто, скажите, не знаком с белозубым…
(Чесноком-слайд 9)
4. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь-слайд 10)
Шурале: Со всеми загадками справились. Я вижу вы дружные ребята. Что же делать, так и быть. Отпущу я Сюмбеля.
Слайд 11
Под музыку выходит Сюмбеля.
Батыр с Айсылу подбегают к Сюмбеля, обнимают ее.
Ведущая: Здравствуй Сюмбеля. Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.
Сюмбеля: Исэнмесез, балалар! Исэнмесез, кунаклар! Я Сюмбеля. К вам пришла, праздник осенний вам принесла. Ведь осень приходит не с пустыми руками: с дождем, холодными ветрами. Это и листья на деревьях-желтые, красные - цветные. А грибы, посмотрите какие! Самое главное-урожай, на полях, в огородах на грядках, спеши собирай!
А теперь давайте будем веселиться, ведь я принесла вам мою любимую игру- «Покажи-ка, Сюмбеля! ». Встанем в большой и дружный хоровод.
Ведущая: Приглашаем всех. И родителей, и воспитателей.
Сюмбеля: Встанем в большой красивый круг. Я буду показывать Вам движения, а вы повторяйте за мной.
Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.
Ведущая : Спасибо тебе, Сюмбеля, за такое веселье! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.
Дети выносят поделку, сделанную своими руками.
Сюмбеля: Спасибо! У меня для вас тоже есть сюрприз, который ожидает вас в группах, это национальное татарское блюдо «Бавырсак»- символ богатства и щедрости. А мне пора отправляться к другим ребятам. Сау булыгыз, балалар!
Дети: Сау бул, Сюмбеля.
Ведущая: На этом наш праздник подошел к концу, но вы можете продолжить его в ваших группах за праздничным столом. Всего вам хорошего!
Дети: Сау булыгыз!
Возвращение в группу.
В разработке использована литература:
Хрестоматия «Балачак аланы» - стр. 187.
Хрестоматия «На поляне детства» - стр. 91.
Сборник песен Г. Г. Гараевой «Уз жырыбыз булсын эле» - стр. 8.