Оборудование: иллюстрации собак Грея и Бони (на доске), демонстрационный и раздаточный материал «Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет»: карточки с красным и зеленым поводками, мерки красного 9 см, синего 6 см и желтого 3 см цвета разной длины, крупные квадраты красного и синего цвета со стороной 18 см, простые карандаши (на каждого ребенка), маленькие квадратики синего и желтого цвета, цифры от 0 до 9 (на пару детей).
Краткая аннотация к работе: Занятие по формированию элементарных математических представлений проводилось на старшей группе (5-6 лет), предварительной работой до занятия был просмотр мультфильма «38 попугаев». Цель и задачи, поставленные на занятии, решались с помощью технологии «Ситуация». Дети во время занятия выявляли затруднения, выявляли причины его возникновения, искали пути выхода из затруднений. Использовались игровые ситуации. Дети помогали подобрать поводки собакам с помощью измерения меркой, измерили расстояние от дома до площадки для выгула собак и сделали вывод, сделали ремонт в собачьих будках, используя образец. Занятие построено в соответствие с технологией «Ситуация». При разработке конспекта использовались основные принципы системно – деятельностного подхода: введение в игровую ситуацию, актуализация знаний и умений, затруднение в ситуации, «открытие» нового знания (способа действий), включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка, осмысление.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Доброе утро, девочки и мальчики!
Ответ детей.
Доброе утро, уважаемые гости!
Воспитатель:
- У кого из вас есть дома домашние животные? Какие?
- Ходите ли вы со своей собакой гулять?
- Во время прогулки вы держите собаку на поводке или отпускаете без поводка?
- Почему собак нужно водить на поводке?
Ответы детей
Воспитатель: Однажды двое ребят, Таня и Ваня, решили купить поводки для своего пса Грея и для бабушкиной собачки Бони. Но какой длины нужны поводки не знают, и просят нас помочь правильно выбрать поводок для каждой из собак.
- Хотите оказать ребятам помощь?
Ответ детей
- Вы уверены, что сможете это сделать?
Ответ детей
2. Актуализация знаний
Воспитатель: Ребята, для Грея нужен поводок, который длиннее. А вот Боне подойдет поводок тот, что покороче.
- Как выбрать длинный поводок?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы можем измерить расстояние группы от стола до двери.
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, мы меряем шагами. А сможем ли мы измерить шагами поводок для собаки? С помощью чего можно измерить длину поводка?
Ответы детей
Воспитатель: Для измерения длины поводка нам необходимо взять синюю полоску – мерку (показывая на доске):
Прикладываем мерку к началу поводка и совмещаем один край
Карандашом отмечаем конец мерки
Перемещаем мерку, чтобы конец ее совпал с карандашной отметкой
Считаем, сколько раз мерка уместилась в поводке
Дети самостоятельно выполняют задание
Молодцы, ребята, все с заданием справились. Давайте проверим, что у нас получилось:
- Сколько раз уместилась мерка в зеленом поводке?
- А сколько раз она уместилась в красном поводке?
- Какого цвета нужно купить поводок для Грея?
- Поводок какого цвета подойдет Боне?
Ответы детей
3. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель: Игра «Дорога»
Сегодня на прогулку с Греем пошли мама и Таня. Таня предложила маме измерить шагами дорогу от дома до собачьей площадки. «Мама» воспитатель проходит от дома до площадки, а дети считают шаги. Воспитатель просит прикрепить на доску карточку с числом шагов (например, 5.) Затем этот же путь проходит девочка, изображающая Таню. Число, соответствующее количеству ее шагов, тоже прикрепляется на доску (например, 8)
Воспитатель: Ребята, оказывается, вечером Таня рассказала папе и Ване, что они с мамой измеряли шагами расстояние от дома до площадки для выгула собак. Таня сказала, что в этой дороге умещается 8 шагов, а мама поправила дочку и сказала, что шагов там всего 5.
- Смогли ли мама с Таней объяснить папе какое количество шагов до собачьей площадки?
Ответы детей
- Почему не смогли? У девочки и мамы одинаковое количество шагов?
Ответы детей
- Что же нам с вами надо сделать?
Ответы детей (узнать, почему дорога одна, а числа получились разными)
4. «Открытие» нового знания
Воспитатель:
- Как мы можем это узнать?
Ответы детей
- Как вы думаете, почему количество шагов у мамы и у Тани получилось разным?
Ответы детей (у взрослого шаги больше, чем у ребенка)
- Молодцы! Как правильно сказать папе о длине дороги от дома до площадки?
Ответы детей (Таня прошла – 8 шагов, а мама – 5 шагов)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод и запомним его: Если измерить длину разными мерками, то результаты получатся разными. Чем мерка больше, тем число получается меньше. И наоборот, чем мерка меньше, тем число больше.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Воспитатель: Игра «Разные шаги»
Ребята, представьте себе, что от дома до площадки, чтобы выгулять Боню пойдут сначала папа, а затем малыш, который только научился ходить.
- Как вы думаете, количество шагов, которое сделает папа будет таким же как у малыша?
Ответы детей
- Кто сделает больше шагов? А кто меньше?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте проверим наше предположение. Сначала один ребенок пройдет расстояние очень большими шагами, а другой ребенок очень маленькими. Дети считают количество шагов «папы» и «малыша».
Дети делают вывод самостоятельно: чем больше мерка, тем меньше число и наоборот.
Воспитатель: Игра «Ремонт будки для Грея и Бони»
Однажды папа и бабушка решили сделать ремонт в будках своих питомцев. Они захотели утеплить пол и решили купить в магазине теплые коврики.
- Как вы думаете, одинакового ли размера должны быть коврики, которыми будут застилать пол, чтобы их не пришлось обрезать?
Ответы детей (коврики должны быть одинакового размера)
- Работникам магазина перед отправкой надо убедиться, что все коврики одинакового размера. Как это можно сделать?
Ответы детей (коврики можно наложить друг на друга).
Воспитатель: Давайте наложим и проверим, что коврики действительно одинакового размера. Что у вас получилось?
Ответы детей (красный и синий коврики одинакового размера)
Воспитатель: Когда коврики доставили домой, папа и бабушка решили измерить их.
- с помощью чего можно измерить стороны коврика?
Ответы детей (папе и бабушке для измерения потребуются мерки)
Воспитатель: Папа стал измерять красные коврики синей меркой, а бабушка – синие коврики красной меркой.
Ребята, давайте напомним папе и бабушке, как правильно они должны производить измерения.
Дети проговаривают введенный ранее алгоритм:
Прикладываем мерку к началу стороны коврика и совмещаем один край
Карандашом отмечаем конец мерки
Перемещаем мерку, чтобы конец ее совпал с карандашной отметкой
Считаем, сколько раз мерка уместилась в стороне коврика
Дети измеряют красный квадрат, затем синий (кладут соответствующую карточку с записью числа на квадраты)
Воспитатель:
- Сколько раз красная мерка уместилась в стороне квадрата?
Ответы детей (красная мерка уместилась всего 2 раза)
- Сколько раз синяя мерка уместилась?
Ответы детей (синяя мерка уместилась 3 раза)
- Одинаковые или разные результаты получили при измерении папа и бабушка?
Ответы детей (у папы и у бабушки получились разные результаты измерения)
- Почему получились разные результаты?
Ответы детей (они использовали разные мерки)
- Что интересного вы заметили при измерении мерками?
Ответы детей (чем мерка меньше, тем число больше)
Воспитатель: Игра «Выложи узор»
Предлагаю вам сейчас утеплить пол в будках Грея и Бони. Ваша задача по образцу выложить узор из ковриков желтого и синего цвета. Работа будет проходить в парах, поэтому вам для быстрой и спокойной работы нужно договориться между собой.
Дети выполняют задание по образцу.
6. Осмысление
Воспитатель: Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Что вы сегодня делали на занятии?
- Кому помогли?
- Какие новые знания вам помогли это сделать?
- Какие затруднения у вас появились во время занятия?
- С чем вы справились легко?
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, вечером с мамой измерить расстояние от крылечка до дверей калитки. Таким образом, на примере, вы сможете объяснить родителям, почему при измерении одной дороги результат показался разным.
Комментарии к конспекту: конспект составлен на основе пособия «Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3. ФГОС. ДО» под редакцией Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. В образовательной программе «Мир открытий» задачи по формированию элементарных математических представлений представлены в образовательной области «Познавательное развитие».