kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сценарий занятия с дошкольниками в технологии "Ситуация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗНАКОМСТВО С МЕРКОЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ИЗМЕРЯТЬ ДЛИННУ ПРЕДМЕТОВ С ПОМОЩЬЮ МЕРКИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сценарий занятия с дошкольниками в технологии "Ситуация"»



Номинация: «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Тема: Наши верные друзья (измерение длины с помощью мерки)

Основные цели: знакомство с меркой, формирование умения измерять длину предметов с помощью мерки; использование технологии «Ситуация» задачи:

1. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.

2. Сформировать представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки.

3. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества.

Оборудование: иллюстрации собак Грея и Бони (на доске), демонстрационный и раздаточный материал «Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет»: карточки с красным и зеленым поводками, мерки красного 9 см, синего 6 см и желтого 3 см цвета разной длины, крупные квадраты красного и синего цвета со стороной 18 см, простые карандаши (на каждого ребенка), маленькие квадратики синего и желтого цвета, цифры от 0 до 9 (на пару детей).

Краткая аннотация к работе: Занятие по формированию элементарных математических представлений проводилось на старшей группе (5-6 лет), предварительной работой до занятия был просмотр мультфильма «38 попугаев». Цель и задачи, поставленные на занятии, решались с помощью технологии «Ситуация». Дети во время занятия выявляли затруднения, выявляли причины его возникновения, искали пути выхода из затруднений. Использовались игровые ситуации. Дети помогали подобрать поводки собакам с помощью измерения меркой, измерили расстояние от дома до площадки для выгула собак и сделали вывод, сделали ремонт в собачьих будках, используя образец. Занятие построено в соответствие с технологией «Ситуация». При разработке конспекта использовались основные принципы системно – деятельностного подхода: введение в игровую ситуацию, актуализация знаний и умений, затруднение в ситуации, «открытие» нового знания (способа действий), включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка, осмысление.













Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Доброе утро, девочки и мальчики!

Ответ детей.

Доброе утро, уважаемые гости!

Воспитатель:

- У кого из вас есть дома домашние животные? Какие?

- Ходите ли вы со своей собакой гулять?

- Во время прогулки вы держите собаку на поводке или отпускаете без поводка?

- Почему собак нужно водить на поводке?

Ответы детей

Воспитатель: Однажды двое ребят, Таня и Ваня, решили купить поводки для своего пса Грея и для бабушкиной собачки Бони. Но какой длины нужны поводки не знают, и просят нас помочь правильно выбрать поводок для каждой из собак.

- Хотите оказать ребятам помощь?

Ответ детей

- Вы уверены, что сможете это сделать?

Ответ детей

2. Актуализация знаний

Воспитатель: Ребята, для Грея нужен поводок, который длиннее. А вот Боне подойдет поводок тот, что покороче.

- Как выбрать длинный поводок?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы можем измерить расстояние группы от стола до двери.

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, мы меряем шагами. А сможем ли мы измерить шагами поводок для собаки? С помощью чего можно измерить длину поводка?

Ответы детей

Воспитатель: Для измерения длины поводка нам необходимо взять синюю полоску – мерку (показывая на доске):

  • Прикладываем мерку к началу поводка и совмещаем один край

  • Карандашом отмечаем конец мерки

  • Перемещаем мерку, чтобы конец ее совпал с карандашной отметкой

  • Считаем, сколько раз мерка уместилась в поводке


Дети самостоятельно выполняют задание





Молодцы, ребята, все с заданием справились. Давайте проверим, что у нас получилось:

- Сколько раз уместилась мерка в зеленом поводке?

- А сколько раз она уместилась в красном поводке?

- Какого цвета нужно купить поводок для Грея?

- Поводок какого цвета подойдет Боне?

Ответы детей


3. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Игра «Дорога»

Сегодня на прогулку с Греем пошли мама и Таня. Таня предложила маме измерить шагами дорогу от дома до собачьей площадки. «Мама» воспитатель проходит от дома до площадки, а дети считают шаги. Воспитатель просит прикрепить на доску карточку с числом шагов (например, 5.) Затем этот же путь проходит девочка, изображающая Таню. Число, соответствующее количеству ее шагов, тоже прикрепляется на доску (например, 8)

Воспитатель: Ребята, оказывается, вечером Таня рассказала папе и Ване, что они с мамой измеряли шагами расстояние от дома до площадки для выгула собак. Таня сказала, что в этой дороге умещается 8 шагов, а мама поправила дочку и сказала, что шагов там всего 5.

- Смогли ли мама с Таней объяснить папе какое количество шагов до собачьей площадки?

Ответы детей

- Почему не смогли? У девочки и мамы одинаковое количество шагов?

Ответы детей

- Что же нам с вами надо сделать?

Ответы детей (узнать, почему дорога одна, а числа получились разными)

4. «Открытие» нового знания

Воспитатель:

- Как мы можем это узнать?

Ответы детей

- Как вы думаете, почему количество шагов у мамы и у Тани получилось разным?

Ответы детей (у взрослого шаги больше, чем у ребенка)

- Молодцы! Как правильно сказать папе о длине дороги от дома до площадки?

Ответы детей (Таня прошла – 8 шагов, а мама – 5 шагов)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод и запомним его: Если измерить длину разными мерками, то результаты получатся разными. Чем мерка больше, тем число получается меньше. И наоборот, чем мерка меньше, тем число больше.








5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Воспитатель: Игра «Разные шаги»

Ребята, представьте себе, что от дома до площадки, чтобы выгулять Боню пойдут сначала папа, а затем малыш, который только научился ходить.

- Как вы думаете, количество шагов, которое сделает папа будет таким же как у малыша?

Ответы детей

- Кто сделает больше шагов? А кто меньше?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте проверим наше предположение. Сначала один ребенок пройдет расстояние очень большими шагами, а другой ребенок очень маленькими. Дети считают количество шагов «папы» и «малыша».

Дети делают вывод самостоятельно: чем больше мерка, тем меньше число и наоборот.

Воспитатель: Игра «Ремонт будки для Грея и Бони»

Однажды папа и бабушка решили сделать ремонт в будках своих питомцев. Они захотели утеплить пол и решили купить в магазине теплые коврики.

- Как вы думаете, одинакового ли размера должны быть коврики, которыми будут застилать пол, чтобы их не пришлось обрезать?

Ответы детей (коврики должны быть одинакового размера)

- Работникам магазина перед отправкой надо убедиться, что все коврики одинакового размера. Как это можно сделать?

Ответы детей (коврики можно наложить друг на друга).

Воспитатель: Давайте наложим и проверим, что коврики действительно одинакового размера. Что у вас получилось?

Ответы детей (красный и синий коврики одинакового размера)

Воспитатель: Когда коврики доставили домой, папа и бабушка решили измерить их.

- с помощью чего можно измерить стороны коврика?

Ответы детей (папе и бабушке для измерения потребуются мерки)

Воспитатель: Папа стал измерять красные коврики синей меркой, а бабушка – синие коврики красной меркой.

Ребята, давайте напомним папе и бабушке, как правильно они должны производить измерения.

Дети проговаривают введенный ранее алгоритм:

  • Прикладываем мерку к началу стороны коврика и совмещаем один край

  • Карандашом отмечаем конец мерки

  • Перемещаем мерку, чтобы конец ее совпал с карандашной отметкой

  • Считаем, сколько раз мерка уместилась в стороне коврика

Дети измеряют красный квадрат, затем синий (кладут соответствующую карточку с записью числа на квадраты)

Воспитатель:

- Сколько раз красная мерка уместилась в стороне квадрата?

Ответы детей (красная мерка уместилась всего 2 раза)

- Сколько раз синяя мерка уместилась?

Ответы детей (синяя мерка уместилась 3 раза)

- Одинаковые или разные результаты получили при измерении папа и бабушка?

Ответы детей (у папы и у бабушки получились разные результаты измерения)

- Почему получились разные результаты?

Ответы детей (они использовали разные мерки)

- Что интересного вы заметили при измерении мерками?

Ответы детей (чем мерка меньше, тем число больше)

Воспитатель: Игра «Выложи узор»

Предлагаю вам сейчас утеплить пол в будках Грея и Бони. Ваша задача по образцу выложить узор из ковриков желтого и синего цвета. Работа будет проходить в парах, поэтому вам для быстрой и спокойной работы нужно договориться между собой.

Дети выполняют задание по образцу.

6. Осмысление

Воспитатель: Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Что вы сегодня делали на занятии?

- Кому помогли?

- Какие новые знания вам помогли это сделать?

- Какие затруднения у вас появились во время занятия?

- С чем вы справились легко?

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, вечером с мамой измерить расстояние от крылечка до дверей калитки. Таким образом, на примере, вы сможете объяснить родителям, почему при измерении одной дороги результат показался разным.


Комментарии к конспекту: конспект составлен на основе пособия «Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 5-6 лет. Часть 3. ФГОС. ДО» под редакцией Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. В образовательной программе «Мир открытий» задачи по формированию элементарных математических представлений представлены в образовательной области «Познавательное развитие».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сценарий занятия с дошкольниками в технологии "Ситуация"

Автор: Чуприна Елена Александровна

Дата: 09.12.2023

Номер свидетельства: 641691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Сценарий логопедического занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация""
    ["seo_title"] => string(77) "stsenarii_logopedicheskogo_zaniatiia_s_doshkolnikami_v_tekhnologii_situatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "588568"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1634211603"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сценарий занятия с дошкольниками в технологии ситуация - «Подарок к празднику»"
    ["seo_title"] => string(80) "stsenarii_zaniatiia_s_doshkolnikami_v_tekhnologii_situatsiia_podarok_k_prazdniku"
    ["file_id"] => string(6) "643221"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1703491809"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками «Счет до 5. Число и цифра 5»"
    ["seo_title"] => string(79) "stsenarii_obrazovatelnoi_situatsii_s_doshkolnikami_schet_do_5_chislo_i_tsifra_5"
    ["file_id"] => string(6) "645603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1707888968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства