Просмотр содержимого документа
«Сценарий логопедического занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация"»
ОО (регион, город, поселок и др.): Московская область, город Щёлково
Наименование ОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего вида
Ф.И.О. руководителя ДОО:_Гусакова Ирина Сергеевна
Ф.И.О. консультанта (если Вы консультировались по работе):
Ф.И.О. педагога:_Неволина Екатерина Игоревна
Электронный адрес педагога: eri-7@mail.ru
Контактный телефон (по желанию): +7 (977)4716876
Номинация: «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Составление рассказа об Осени»
Основные цели: формировать у детей умение составлять связный рассказ, строить полное распространенное предложение.
Дидактические материалы: Игрушка Незнайка, полоски, обозначающие слова при составлении схемы предложения
Оборудование: доска меловая, диктофон
Краткая аннотация к работе: в данной работе посредством стремления детей к активному участию в совместном составлении рассказа, создана мотивационная ситуация для формирования представления о том, как, и с помощью чего можно составить рассказ. В ходе образовательной ситуации дети научились составлять рассказы. Своей деятельностью и продуктом дети были довольны.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Логопед: показывает игрушку Незнайку.
Логопед. К нам сегодня пришел Незнайка, хочет записать звуковое письмо для своих друзей и рассказать им об Осени, но все время, что-то забывает. Просит нас ему помочь. Хотите помочь Незнайке? Сможете?
Актуализация
Дидактические задачи: активизировать лексический словарь детей по теме «Осень»
Ира «Копилка осенних слов»
Дети: дети называют слова, относящиеся к осени
Листопад, урожай, дождь, зонт, непогода, сапоги, куртки, шапки, перелетные птицы, ветер и т. д.
Игра «Что бывает осенью?» ( согласование существительного с прилагательным, словосочетание)
Дождливая осень.
Сильный ветер
Теплая куртка.
Богатый урожай.
Желтые листья.
Мелкий дождь.
Перелетные птицы и т.д.
Логопед. Ребята, а давайте составим схемы к этим предложениям
Составление схем
Наступила осень.
Дует сильный, холодный ветер.
Солнце прячется за тучу.
Листья желтеют, краснеют и опадают.
Люди собирают урожай, и готовят вкусные заготовки на зиму.
Дни стали короткие, а ночи длинные.
Перелетные птицы улетают в жаркие края.
Затруднение в ситуации
Дидактическая задача:
- Создать мотивационную ситуацию для нахождения способа составления связного рассказа.
Логопед. Ребята, давайте запишем на диктофон, какая была у нас Осень.
(дети пытаются)
-Получилось у вас?
- А что нам может помочь составить связный рассказ?
- Давайте подумаем.
Если дети не догадываются, то логопед предлагает составить рассказ по схеме, давайте изобретем схемы для рассказа.
4. Открытие нового
Дидактическая задача:
Формировать представление о способе составления связного рассказа по схеме
У логопеда на столе лежат картинки (8 штук)
Логопед:
Чтобы наш рассказ получился красивым и последовательным, мы должны сначала из наших картинок составить план-схему и начнем сначала с неживой природы.
Какое солнышко осенью?
Какое небо?
Что произошло с травкой?
Расскажите об осенних деревьях.
Как одеваются осенью люди?
Как звери живут осенью?
Какие птицы улетели в теплые края?
В какие игры играют дети?
Дети выкладывают карточки в определенной последовательности.
Логопед: получилось у нас составить схему для нашего рассказа?
Активный отдых детей логоритмическое упражнение
Стали дни короче И длиннее ночи Прячутся за тучу Солнышка лучи. Это значит снова Постучалась осень! И на юг торопятся Улететь грачи. Вот березка белая В золотом платочке. Сарафанчик желтый Ивушке к лицу! И плывут, как лодочки, Осенью листочки По холодным лужицам К нашему крыльцу.
Присели, руки внизу. Встали, руки вверх. Ладонями закрывают глаза. Поочередно левую и правую руку вверх. Стучим кулаком правой руки о левую ладонь 3 раза. Стучим кулаком левой руки о правую ладонь 3 раза. Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза. Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза. Руки опускают вниз, проводя перед собой. Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”. Руки опускают вниз, проводя перед собой. Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”. Ладони сложить, пальцы вперёд, плавные движения рук с поворотом вправо, влево - “змейка”. Правой рукой рисуют 2 круга - “лужица”. Руки складывают перед грудью друг на друга
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: Формировать опыт составления связного рассказа по схеме, создать ситуацию успеха, радости
Составление рассказа, запись на диктофон (ребенок составляет рассказ, если у него не получается самостоятельно, то он опирается на картинки)
Осмысление
Дидактическая задача: Восстановить в памяти детей, что они делали, благодаря чему у них все получилось.
-Помогли мы Незнайке?
- Смогли мы записать письмо?
- Что помогло?
- Удобно вам было?
Комментарии к сценарию
Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.
Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением составлять рассказ.
В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.
В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.