Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника "День рождения Балалайки"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Звёздочка»
П одготовила: воспитатель Науменко Н.В
2022
Сценарий праздника «День рождения Балалайки»
Ход мероприятия
Звучит русская народная мелодия: «Попурри -русская балалайка»
Дети выходят на площадку в народных костюмах
Воспитатель: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста! Веселья Вам, да радости! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко! (дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: пожаловала я к вам с рассказами да частушками, стихи припасла! Услышала музыку звонкую, народную! Да скорее к Вам бежать! И подружку свою с собой прихватила. Хотите узнать, кто она такая?
Воспитатель: Если отгадаете мою загадку, обязательно узнаете. Слушайте!
Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень,
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я отгадай-ка!
Озорная …
Дети: БАЛАЛАЙКА!
(Воспитатель всем демонстрирует народный инструмент -БАЛАЛАЙКУ)
Воспитатель: А вы знаете, какой праздник сегодня, ребята!
Дети хором: «День рождения балалайки!»
Воспитатель: ЗдОрово, что у балалайки тоже есть день рождения, как у каждого из Вас. А что обычно делают люди, отмечая день рождения. (поют, танцуют, веселятся) Думаю, что Балалайка тоже не против с Вами повеселиться.
23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.
Воспитатель : (читает стихотворение)
Игра на балалайке творит чудеса,
Как будто настежь открывается душа,
К горлу комок подступает,
Когда трёхструнная красавица играет,
Звучит музыка (игра на балалайке)
Воспитатель: А как мы обычно поздравляем именинников? Какую им поём песню?
Дети: Каравай
Воспитатель: А давайте споём «Каравай» для нашей именинницы. (звонит в колокольчик)
Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг, слева- друг и справа друг. Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Дети становятся в круг. Исполняют песню «Каравай». По окончании песни садятся на стулья.
Воспитатель(исполняет частушки)
Балалаечка – гудок Свое дело знает. А в умелых- то руках Хорошо играет. Воспитатель: А хотите «байку» вам расскажу?
Дети: Да!
(Байка — поучительный или юмористический рассказ)
Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка - говорили одни. Людям от нее радость да потеха - говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи, да пританцовывая. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара…
Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец - Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит. В 18-19 веках балалайка становится самым признанным народным музыкальным инструментом. Большую лепту в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев(1861-1918). Он вывел его на концертную сцену.
Воспитатель:
Что за чудо балалайка!
Где же ее можно увидеть и услышать?
(рассматривает балалайку)
Воспитатель: Служит балалайка с тех пор, в оркестре русских народных инструментов и не только в оркестре, на ней играют и индивидуально.
А у меня ребятки сюрприз для вас:
Гости к нам придут сейчас.
Это, дети, музыканты!
И, как вы - одни таланты!
Вас они хотят потешить,
Посмешить, позабавлять,
На народных инструментах
Будут музыку играть.
Веселы они всегда!
Встретить их хотите?
Дети: Да!
(дети первой младшей группы исполняют «Танец с ложками»)
Воспитатель: Молодцы, малыши! А ребята старшей группы умеют играть на ложках? Приглашаю исполнить пьесу «Ложкари»
Воспитатель:
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
Оркестр замечательный! Давайте поаплодируем все вместе! Какие молодцы!
(звучат аплодисменты, дети уходят)
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, стихи про балалайку?
(Дети младшей группы читают стихи)
Балалайка -три струны,
Заиграй-ка звонко,
Настроенье подними
Мальчишкам и девчонкам.
Балалайка, завлекай-ка.
Своей песней дивною,
Познакомь нас, балалайка,
С музыкой старинною.
Три струны на балалайке,
Но красиво как звенят,
И в дому и на лужайке
Созывают в круг ребят.
Любо-дорого послушать,
Что расскажут три струны,
Запоют на воле души
Песни русской старины!
Балалайки в руки взяли,
Струны зазвенели.
А мы вместе с балалайкой
Весело запели.
Балалайку я возьму.
Сяду на поляночку
И частушки пропою
Вам под балалаечку.
Воспитатель: Балалайка умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная… Поддержим нашу балалайку!
Танец детей под песню: «Чудо балалайка»
Воспитатель : Вы плясать мастера! Вам с частушками дружить пора!
Дети: (дети средней исполняют частушки, девочки держат платочек, притопывают, по окончании кланяются и уходят)
Балалайку полюбила
И друзей я позабыла.
Целый день по струнам бью,
Больше всех её люблю!
Три струны всего, трям-трям.
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу. Ух!
Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
И не надо мне рояля,
Саксофон мне не к чему!
С балалаечкой в обнимку,
Я по улице пройду!
Я сыграю - Ты спляши!
Всю Страну растормоши!
Хватит жить в депрессии!
Что Вы нос повесили!
Как все начали плясать
И платочками махать
Каждый пел и веселился,
То - то праздник получился!
Воспитатель: Дети, на Руси пословица русская гласит:
«Делу- время, а потехе – час!» А у меня игра для вас!
Игра «Веселая балалайка» Наша веселая балалайка приглашает всех на пляску. Мы будем передавать балалайку по кругу и говорить такие слова: «Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс». У кого из вас в руках окажется балалайка после того, как мы проговорили слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши.
Воспитатель: Закончить наш праздник мы хотели ещё стихами о нашей имениннице в исполнении ребят старшей группы:
Балалайка - знаменитый
Музыкальный инструмент.
Чем угодно замените –
Балалайки звонче нет!
Ты дивись да примечай-ка,
Как развеселилися.
На Руси на балалайке
Все играть училися!
Три струны, играет звонко Инструмент тот — «треуголка». Поскорее узнавай-ка, Что же это? (балалайка)
С балалайкой веселее
И в жару и в холод.
Тот, кто любит балалайку,
Тот душою молод!
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент.
Воспитатель:
Балалаечку настрою
Пальцами струну щипну
И мелодию родную
Звоном по окраинам пущу.
Воспитатель: Закончился наш праздник, а вам, ребята, он понравился?
- А каким стало ваше настроение?
- С каким народным инструментом вы сегодня познакомились?
- А какие еще русские народные инструменты вы знаете?
Видите, какие ребята молодцы - они могут выступать как взрослые артисты; сами играют, и сами поют, пляшут, всему этому они учатся с большим интересом и желанием. Можно научиться играть не только на балалайке, но и на других инструментах. Познать сказочный мир музыки.
В наше время в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где главную роль играет балалайка.
Вот и настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь,
Говорю вам:
«До свиданья!
До счастливых, новых встреч!»
(Дети, держась за руки парами, под мелодию р. н. «Коробейники» выходят из зала, девочки машут платочками)