Он характерен для взрослых, стремящихся навязать ребёнку свои решения в жёсткой форме. Она проявляется в способах управления: приказах, указаниях, угрозах, запретах, критике, манипуляциях, что вызывает страх, вину и стыд. При таком стиле воспитания отношения строятся на принуждении и безапелляционных указаниях в на повышенных тонах. Нет проявления ласки, сочувствия, заботы и любви.
В зоне внимания родителей только их ценности, интересы, желания. Для взрослых ребёнок абсолютно глуп, беспомощен и безволен. Его основная задача — делать только то и только так, как скажут. Детская инициатива подавляется, родители полностью контролируют поведение. Важно, чтобы малыш был исполнительным и послушным, ведь взрослый “лучше знает и плохого не посоветует”.
Каковы последствия для детей
Авторитарный тип воспитания несёт для ребёнка много негатива. Физические наказания — только небольшая видимая часть. Гораздо хуже с последствиями морального насилия. Дети, воспитывающиеся в авторитарных условиях, часто имеют следующие черты: Потеря индивидуальности, Низкая самооценка, Зависимость от чужого мнения, Двуличие, Позиция жертвы, Проблемы со здоровьем.
Либеральный стиль воспитания детей (гипоопека)
В абсолютном проявлении гипоопека стирает грань между родителем и ребёнком, ставя их в одну плоскость. Этот стиль воспитания противоположен авторитарному. Взрослые не дают жёстких установок, не определяют конкретные рамки дозволенного, ставят во главу свободу и равенство, не соблюдают дисциплину и потакают всем желаниям и капризам детей.
Отсутствует желание или умение направлять ребёнка. Многие важные события не игнорируются, но и не проговариваются, что приводит к вседозволенности. Это можно назвать девизом такого типа воспитания.Ребёнок предоставлен сам себе, участие взрослых минимально.
Каким вырастет ребёнок при либерально-попустительском стиле семейного воспитания
Предоставленный самому себе, без ориентиров и помощи взрослых, ребёнок легко теряется в жизни. Вынести груз свободы маленькому человеку бывает сложно, что расшатывает психику. Отсутствие чётких правил, расписания и режима приводит к повышению тревожности, что может проявляться истериками.
Возможно, вы встречали обсуждения фотографии двух взрослых мужчин (папы и дедушки), которые стоят над валяющимся на полу в магазине трёхлетним ребёнком? Это пример невмешательства со стороны взрослых. Приятно, что и окружающие не делают замечаний, которые обязательно были бы в обществе с авторитарным стилем воспитания. Отсутствие границ извне может приводить вместо поиска уверенности внутри к поиску такой точки снаружи. Тогда возможны разные зависимости, что иллюзорно создают стабильность: игромания (погружение в увлекательный виртуальный мир), наркомания, алкоголизм, зависимости от коллектива или лидера мнений и т.п.
Инфантильность и безответственность проявляются нежеланием брать ответственность за свои поступки. Превращаясь во взрослых физически, морально и психологически, такие дети не расстаются с детским поведением. Нежелание жить по графику, выполнять обязанности по дому, искать заработок, переезжать от родителей, решать свои проблемы сочетаются с умением перекладывать ответственность на других. Отсутствие эмпатии и понимания других приводит к проблемам с социализацией и дружескими отношениями. Общество не сильно любит тех, кто ярко отличается от средних представителей.
Поэтому нельзя не упомянуть положительные стороны либерального воспитания:
Большая возможность для самореализации через понимание себя, развитие талантов.
У ребёнка не угасает интерес к познанию мира, а значит он будет успешен в узких направлениях.
Выстраивание тёплых и доверительных отношений между родителями и детьми.
Демократический стиль семейного воспитания
Демократический стиль воспитания ещё именуют авторитетным. Пожалуй, это самый благоприятный для ребёнка тип воспитания, который основан на уважении прав, признании уникальности и взращивании ответственности.
Он хорош гармоничными отношениями внутри семьи, что требует усилий от родителей. Родители понимают, что в их жизни появился ещё один человек, равный по правам и потребностям. И это означает увеличение как финансовых затрат, так и эмоциональных, физических и психологических. Откупиться деньгами не выйдет. Только всестороннее участие на всех этапах взросления.
Авторитетный (демократический) стиль воспитания имеет свои минусы. И эти недостатки находятся на родительской стороне. Взрослым нужно достаточно внутреннего и физического ресурса, чтобы придерживаться такого типа воспитания. Бывают ситуации, когда проще всего раздавать указания или, наоборот, пустить всё на самотёк. Поддерживать свой авторитет в глазах детей иногда бывает довольно сложно. Приходится постоянно совершенствоваться и искать ответы на неожиданные вопросы, быть готовым идти на компромисс и держать своё слово. Можно сказать, что демократический стиль воспитания всегда предполагает изменения для родителя, но не каждый к этому готов.
Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Конечно, нельзя ответить однозначно на такой вопрос. Семейное воспитание — фундамент
Жизнь по установленным правилам и соблюдение режима и дисциплины развивают волевые качества, вселяют уверенность в завтрашнем дне и снижают тревожность. Авторитет взрослого основывается не на устрашении, а на уважении. В этом принципиальное отличие от авторитарного стиля.
Позиция взрослого остаётся на руководящем уровне, но действия и поступки всегда объясняются, чтобы не оставалось недопонимания и двойных стандартов. Открытость к диалогу способствует доверительным отношениям, поэтому ребёнок понимает, что его слышат, что он значим и находится в безопасности. Баланс наказаний и поощрений формирует ответственность и осознанность. Малыш получает адекватные последствия действий, которые он мог оценить уже заранее. Минимум неожиданностей повышает уверенность.
Детская активность проявляется позитивно: ребёнок интересуется обучением, ставит цели и прилагает усилия к их достижению. Дети, вырастающие в атмосфере уважения, обладают адекватной самооценкой и могут принимать верные решения. Развитая эмпатия помогает выстраивать крепкие и здоровые отношения. Жизнь в стабильных доброжелательных условиях позволяет не убегать в зависимости и делать выбор в пользу личной безопасности и комфорта. При таком подходе дети вырастают независимыми, ответственными и успешными.
Опекающий стиль воспитания
Если либеральный стиль воспитания по-другому называют гипоопекой, недостаточной опекой, то опекающий стиль имеет название гиперопеки, то есть излишней. При этом типе семейного воспитания взрослые выдают свои желания за детские, а чрезмерная забота становится пугающей. Так подавляется детская индивидуальность, используются манипуляции и психологическое насилие. проявляется в:
излишних переживаниях за ребёнка. Поэтому каждый шаг подвергается контролю
запугиваниях и угрозах. Открытый диалог, компромисс и учёт мнения ребёнка отсутствуют.
дети по умолчанию считаются неспособными, неразумными неумехами. Поэтому взрослым проще лишить ребёнка активности и самостоятельности, оставив всю инициативу за собой.
ребёнок всегда находится в скованном положении, испытывает психологическое и моральное давление. Взрослые могут физически наказывать, чтобы подчинить своей воле (токсичные отношения).
Образно этот стиль можно сравнить с душной комнатой, которая обставлена всем необходимым для проживания. Но эти предметы сковывают движения, не дают сделать полный вдох. Со временем этого и не хочется, потому что воздух в помещении несвежий, спёртый, а форточку открывают чрезвычайно редко.
Каковы последствия для ребёнка
Ребёнок, сломанный любимыми взрослыми, тяжело проживает гиперопеку. Это может привести к отсутствие силы воли, неумению принимать решения и совершать обдуманные поступки. К сожалению, такая опека полностью подменяет жизненные понятия в угоду родителю. Если при авторитарном стиле воспитания у детей есть силы на бунт, шанс покинуть семью и избавиться от давления, то от гиперопеки сложно убежать в любом возрасте
Проживая возрастные кризисы, малыш учится отделять себя от других людей, но в случае гиперопеки ему не дают таких возможностей. Так вырастает несамостоятельный человек, которому проще быть ведомым, чем инициативным. Выученная беспомощность, отсутствие мотивации, лень, инфантильность, хитрость, обман приводят к проблемам в обучении, социализации, общении, попаданию в зависимые токсичные отношения. “Маменькины сынки”, которые не умеют жить самостоятельно, вырастают именно в семьях с гиперопекой. Неудовлетворённость жизнью и отсутствие счастья в самых крайних случаях могут привести к мыслям о суициде, но излишняя привязанность к реакции взрослого не даст этому свершится. В итоге человек не может выстроить свою жизнь, вынужденно действует по чужому сценарию.
Отчужденный стиль семейного воспитания
Отчуждённый стиль воспитания чаще всего наблюдается в неблагополучных семьях. Там почти отсутствует участие взрослых в жизни ребёнка, а малыш предоставлен сам себе. Хорошо, если родители обеспечивают безопасность, еду, гигиену, образование. К сожалению, нередко неблагонадёжные родители не делают даже такого. В этих случаях на защиту прав ребёнка встают социальные службы.
Чем отличается такой стиль воспитания?
Безразличие родителей к судьбе ребёнка и эмоциональная пустота.
Брошенность ребёнка, отсутствие контроля за ним.
Зависимости у членов семьи (алкоголизм, наркомания)
Каким вырастет ребёнок при отчужденном стиле семейного воспитания
Неблагополучные последствия отчуждённого типа воспитания приводят к серьёзным психологическим проблемам. Самооценка ребёнка находится на минимуме, а замкнутость и враждебность рождают тотальное недоверие к миру и агрессию. Так малыш заявляет миру о себе. Отсутствие заботы может привести к аномальным изменениям в семье, когда родители усыновляются детьми. Те вынужденно рано взрослеют, учатся, как могут, решать взрослые проблемы.
Вероятность реализовать потенциал, раскрыть таланты, прожить счастливую жизнь сводится к нулю. Часто у подростков, выросших с отстранёнными родителями, возникают проблемы с законом.
Благоприятный исход при таком стиле воспитания возможен только в результате изменения на другой. Такое происходит, например, если у ребёнка появляется заботливый опекун в виде другого родственника (бабушка, тётя и т.п.).
Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Современные родители могут быть не готовы к своим обязанностям, и потому хаотично искать свой стиль воспитания, бросаясь из одного крайности в другую. Неумение договариваться (незрелость) рождает гремучую смесь из разных, иногда диаметрально противоположных методик. Это приводит к хаотичному стилю воспитания или непоследовательному руководству.
Для такого типа характерны:
импульсивные поступки вместо логичного поведения родителей;
большое количество конфликтов, ссор, скандалов. Родители не могут договориться друг с другом, нет уважения и взаимопонимания. Ребёнок часто становится свидетелем сцен выяснения отношений между взрослыми.
Каким вырастет ребёнок при хаотичном стиле воспитания
В хаосе он лишается базовой потребности в безопасности. У него нет доверия к жизни и уверенности в себе, появляется страх неизвестности, фобии. На фоне этих негативных эмоций развиваются тревожные расстройства и сопутствующие заболевания.
Недостаток стабильности и чётких норм поведения приводят к одиночеству и неспособности жить в социуме. У такого взрослого плохо с самоконтролем и ответственностью. Вместо развития волевых качеств проще обвинять всех вокруг и списывать жизненные неудачи на обстоятельства. Без умения понимать себя и свои желания, ставить и достигать цели ребёнок, выросший в хаосе, теряется. Сложности в учёбе и общении делают его замкнутым и оторванным от реальности, словно он проживает чужую жизнь.
ТЕСТ Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа.
1. Как Вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?
А. Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.
Б. Из-за чрезмерной требовательности родителей.
В. Из-за своих эгоизма, лени и упрямства.
2. С каким из приведенных утверждений вы согласны?
А. Если ребёнка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.
Б. Родители не вправе требовать от ребёнка уважения к себе, они должны заслужить его.
В. Важно, чтобы родители не мешали жить детям и не навязывали им свое общество.
3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребёнка со сверстниками?
А. Ребёнок обязан близко общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Б. Родителям нужно знать друзей своего ребёнка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.
В. Ребёнок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.
4. Ребенок должен понимать, что его родители…
А. Знают всё, о чём он думает.
Б. Интересуются его мыслями и чувствами.
В. Не претендую на то, чтобы знать его помыслы.
5. Взрослый должен просить прощения у ребёнка?
А. Никогда.
Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.
В. По настроению.
6. Может ли ребёнок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?
А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.
Б. Конечно. Может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло», предложить интересные и полезные занятия.
В. Может. А родители должны помочь материально.
7. Как должны реагировать родители ребёнка, услышав от него нецензурные выражения?
А. Возмутиться и строго наказать.
Б. Договориться, что эти слова он больше не будет произносить.
В. Не делать из мухи слона, первый раз можно вообще пропустить мимо ушей.
8. Зачем давать ребёнку деньги на карманные расходы?
А. Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.
Б. Чтобы он мог их потратить по своему усмотрении.
В. Чтобы он не воровал деньги у родителей.
9. У ребёнка могут быть секреты от родителей?
А. Только в том случае, если родители плохо следят за ребёнком.
Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.
В. Конечно, ведь у ребёнка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.
10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребёнка?
А. До той поры, пока ребёнок не начнёт покупать всё это сам на самостоятельно заработанные деньги.
Б. До того, как ребёнок не научится высказывать свои пожелания на этот счёт.
В. До того, пока ребёнок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.
11. Нужно ли родителям демонстрировать ребёнку свою любовь?
А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.
Б. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна ( например, не целовать мальчика при его друзьях).
В. Да и как можно чаще.
12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребёнка?
А. Безусловно. Родители должны следить за этим.
Б. В жизни ребёнка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.
В. Ни к чему мучить ребёнка и себя.
Если ответов А больше всего, то у вас преобладает авторитарный стиль воспитания, Б – демократический, В – либеральный.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Консультации с родителями детей старшего дошкольного возраста «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»"
["seo_title"] => string(80) "konsultatsii_s_roditeliami_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_vliianie_stilia_"
["file_id"] => string(6) "517672"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1565767530"
}
}