kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар для педагогов дошкольного образования "Традиционные стили воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен материал по проведению теоретического семинара для педагогов дошкольного образования. Здесь подробно рассматриваются стили воспитания детей, плюсы и минусы стилей воспитания, причины неудачного становления личности воспитанников, работа по взаимодействию со специалистами детского сада по воспитанию детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов дошкольного образования "Традиционные стили воспитания"»







Традиционные стили воспитания


Семинар

для педагогов дошкольного образования


















ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Семья как социальный институт и ее функции 5

2. История стилей семейного воспитания в соответствии со временем 11

3. Типы современного общения детей и родителей 16

4. Влияние стилей семейного воспитания 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26


ВВЕДЕНИЕ


Семья – это зачастую спрятанный от наблюдения извне мир, наполненный сложными взаимоотношениями, собственными традициями и правилами. В той или иной степени, семья влияет на каждого ее члена, но особенно – на детей. Благодаря семье дом – это не просто помещение, а место, где любят, ждут, понимают. А семейное воспитание способствует формированию большинства личностных качеств маленького растущего человека.

На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Семейное воспитание представляет собой целую систему педагогических и образовательных мероприятий, сформированных в условиях каждой конкретной семьи. Это сложная система, на которую влияют наследственные и биологические факторы (например, здоровье детей и родителей), материальное и социальное положение, семейные ценности, количество членов семьи, условия проживания. Все эти обстоятельства органично переплетаются, приводя к различным результатам.

Цель работы: изучить стили семейного воспитания, и выявить каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.

Задачи исследования:

  • раскрыть функции семьи и задачи семейного воспитания.

  • изучить стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.

  • определить методы исследования и подобрать методики.

  • исследование стилей семейного воспитания.

Объект исследования: показать анализ стилей семейного воспитания.

Предмет исследования: психологические особенности различных стилей воспитания.

Данная работа раскрывает решение поставленных задач, которые используются следующими методами: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование; количественный и качественный анализ и интерпретация данных эмпирического исследования.

  1. Семья как социальный институт и ее функции


Семья — это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования или социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи1:

  1. малая социальная группа;

  2. важная форма организации личного быта;

  3. социальный институт, основанный на брачном союзе;

  4. многосторонние отношения супругов с родственниками.

Семью можно определить, как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности. Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции:

  1. воспроизводства населения;

  2. хозяйственно-экономическую;

  3. воспитательную;

  4. рекреационную;

  5. социального контроля.

При этом считается, что семья – это и есть «испытанный социальный институт, который только тем и занят, что передает все ценное из социального опыта, что накоплено предыдущими поколениями»2. С этим можно и нужно согласиться. Но, с другой стороны, выполняя свою функцию передачи социального опыта, институт семьи не ограничивается только тем опытом, который приемлем с точки зрения интересов общества. Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей. Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей. Деторождение, например, важнейшая функция семьи. Однако семья параллельно принимает активное участие и в процессе возрастания патологического груза в населении; женщины с начальным образованием, как свидетельствует статистика, рожают в расчете на тысячу человек в два раза больше, чем женщины с высшим образованием; время, которое женщина тратит на выполнение домашних обязанностей не оставляет возможности ей развивать свои профессиональные качества, тормозит социально-профессиональный и квалификационный рост и т. д.

Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования). В качестве малой социальной группы семья рассматривается, когда речь идет о внутренних связях в семье. Такое рассмотрение позволяет решать вопросы о мотивах и причинах вступления в брак и разводах, динамики супружеских отношений и т. д. В социологии приняты различные основания выделения типов семьи.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.3

В понятие «семья» изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида.

Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общественные (групповые) потребности.

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семью характеризует несколько факторов:

  1. Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и прежде всего со средой социальной, микросредой играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания. Например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения. От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности.4

Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

  1. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.)

Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.5

А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.

Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд функций, важна для общества, необходима для жизни каждого человека.6

  1. История стилей семейного воспитания в соответствии со временем


Эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений. В соответствии с этой эволюцией вся история детства разделена на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми.

  1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) – убийство новорожденных младенцев, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия;

  2. Бросающий стиль (IV – XIII вв.) как только признается наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенка под различными предлогами пытаются сбить с рук. Его отдают кормилице, пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью;

  3. Амбивалентный стиль (XIII – XVII вв.) определятся тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Если же он сопротивлялся, его беспощадно били, «выколачивали» своеволие, как злое начало;

  4. Навязчивый стиль (XVIII вв.) ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением постоянно контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребенка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей;

  5. Социализирующий стиль (XIX – середина XX вв.) делает целью воспитания не только завоевания и подчинения ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации;

  6. Свободный стиль (с середины XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что для него лучше на каждой стадии его жизни.

Поэтому родители стремятся не только дисциплинировать и «формировать» детей, но и помогать индивидуализации ребенка. Отсюда стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопонимание.

В современной педагогике существует множество классификаций стилей семейного воспитания. Рассмотрим следующую классификацию:

1) Авторитарный стиль. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции;

2) Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

3) Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

По данным исследования Д.В.Берко, воспитательные стили родителей оказывают влияние на формирование личности, которая просматривается на уровне черт, личной зрелости, семантической структуры обыденного сознания.7

Так, на уровне черт установлена значимая зависимость между воспитательными принципами обоих родителей и теми структурами личности, которые ответственны за уровень психологического здоровья, эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Девочки оказываются более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. На уровне черт это выражается в повышенном уровне агрессивности, создающем предпосылки для импульсивного поведения. На уровне обыденного сознания – в появлении противоречивой картины мира, когда образ матери представляется как «хороший», но отталкивающий.

Роль отца оказывается решающей в принятии девушками ценностей само актуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на эффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний).

Девушки, негативно оценивавшие воспитательные принципы обоих родителей обладают большей когнитивной сложностью, которая обеспечивает личности невротическую защиту. Негативное отношение отца ведет к формированию выраженных оборонительных реакций, воспитывая в девушках стремление к борьбе.

Но в классификации есть и последствия в каждом стиле воспитания8:

  1. Последствия авторитарного стиля воспитания. Пережив подобный прессинг в детстве, ребенок вырастает либо конформистом (человек, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены и мамы), либо – очередным домашним «авторитетом».

Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения, который будет так же, как и его папа когда-то, подгонять своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке»9. Как это ни странно, один из побочных эффектов авторитарного стиля воспитания - лишний вес. Иногда он появляется еще и оттого, что родители всегда «прекрасно знали, что и сколько должен съесть ребенок», и даже если ребенку столько съесть не под силу, то его возражения не принимается.

Постепенно такой ребенок привыкает, есть столько, сколько положит ему в тарелку мама или бабушка. Иногда лишний вес несет в себе функцию некой жировой брони, которая защищает ребенка от нападок строгих родителей.

  1. Последствия либерального стиля. Чаще всего, дети прошедшие такую «школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, руководствуясь общепринятыми стандартами.

Детям либеральных родителей сложно адаптироваться в детском коллективе, сложно поддерживать отношения с другими людьми, так как они не умеют воспринимать требования и желания другими. Им сложно нести ответственность за свои поступки.

Кроме того, в глубине души они ощущают себя очень неуверенно, поскольку жить без рамок, на которые можно опереться - довольно сложно.

  1. Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания – демократичный.

Родители, стараются направить деятельность ребёнка в какое, – то русло, но при этом руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребёнка. Конечно же, поведение его не остаётся без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный.

Постепенно ребёнку прививается умение самостоятельно принимать решение и действовать по своему усмотрению, но при этом не задевать интересы других людей. Родители учитывают интересы ребёнка, его потребности и возможности. Своим авторитетом они стараются привить ребёнку принципы, учитывающие как его, так и свои права, и обязанности. Таким образом, решаются довольно сложные задачи воспитания – во – первых, идёт от потакания, но в то же время ребёнка объясняется, как родителям грустно и стыдно из-за его поведения. Во-вторых, происходит ненавязчивое внушение, которое опирается на рациональное объяснение и убеждение10.

Дети вырастают дружелюбными, ответственными и понимающими. В том числе и то, что они сами творцы своей жизни. Даже если хотя бы один из родителей приверженец демократичного стиля воспитания, дети уже выигрывают.

  1. Типы современного общения детей и родителей


Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях11.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Намечается «трещинка» в душевных связях детей и родителей. Подчас родители не поспевают за динамизмом развития детей. А дети уже выросли, уже имеют свое мнение. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание в семье уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться с единственной целью – поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, но это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей, дети это понимают, но не принимают, так как высокие помыслы родителей разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Желая предостеречь детей от опасностей, обеспечить их будущее, родители обрекают детей на лишения и страдания.

Враждебные семьи. К детям проявляется неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. Они растут скрытными. Недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. Такого рода ситуации связаны с возрастными особенностями детей, когда они не могут оценить опыта родителей, их усилий во благо семьи. У детей появляются увлечения, вредящие учебе, в некоторых случаях с аморальными поступками. В таких ситуациях важно, чтобы родители стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли уважение к их аргументам. Ведь дети убеждены в своей правоте, а родители не хотят и не могут их понять. При всей своей правоте, родителям важно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание друг друга, различие характеров, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не принимают. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся, угрожают друг другу и детям. Родители занимают конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Острые конфликты возникают из-за эмоциональной глухоты родителей. Непонимание и неприятие взрослыми переживаний детей ведет к обоюдному отчуждению. Влияние таких семей крайне негативное. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.12

  1. Влияние стилей семейного воспитания


В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.13

Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, так как возникают внезапно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от всех членов семьи адаптации, так как им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Взрослый может избирательно выделять у другого взрослого только понравившуюся черту и способен выделять это качество. А вот ребенку свойственно распространять положительную реакцию на всего человека.

Актуальность проведенного исследования связана с изучением современной проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование защитных механизмов личности ребенка. Отклонения черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей.

В нашей работе мы опирались на положения семейной психологии, возрастной психологии, психологии индивидуальных различий и направлениях психоаналитической психологии.14 Также в данной работе были использованы работы, основанные на работе с защитными механизмами личности и основами семейного консультирования.15

Была выдвинута следующая общая гипотеза: особенности семейного воспитания (а именно, стили семейного воспитания) влияют на формирование защитных механизмов личности. Наши предположения были конкретизированы в следующих частных гипотезах16:

1. Авторитарный стиль воспитания влияет на формирование вытеснения, проекции, подавления.

2. Традиционный стиль воспитания влияет на формирование интеллектуализации.

3. Либеральный стиль воспитания влияет на формирование регрессии, замещения, реактивного образования.

4. Пренебрегающий стиль воспитания определяет на формирование замещения, компенсации.

5. Смешанный стиль воспитания влияет на формирование отрицания, вытеснения.

Исследование включало несколько этапов и на каждом этапе исследования мы прорабатывали каждую поставленную нами задачу.

На первом этапе осуществлялся анализ литературы по проблеме влияния стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности; определение цели, объекта, гипотезы и задач исследования; подбор методик.

Второй этап исследования включал в себя исследование стилей семейного воспитания родителей испытуемых и исследование защитных механизмов личности испытуемых.

На третьем этапе и экспериментальное исследование осуществлялось применение методик на испытуемых и экспериментальное исследование влияния стилей семейного воспитания на защитные механизмы личности.

Четвертый этап — анализ результатов проведённого исследования, обобщение и интерпретация полученных данных.

Полученные в исследовании результаты позволили сделать следующие заключения.

  1. Авторитарный стиль воспитания действительно влияет на формирование таких механизмов психологических как вытеснение, проекция и подавление.

При данном типе воспитания ребенок, как правило, заточен в «жесткие рамки», следовательно, из-за неспособности справиться с трудностями создается проекция для сдерживания чувства неприятия себя. Ребенок обычно приписывает источнику трудностей различные негативные качества как рациональную основу для своего неприятия и самопринятия на этом фоне. Что касается подавления, то здесь ребенок вынужден подчиняться родителям и следовать их правилам.

Как правило, ребенок при данном типе воспитания боится своих родителей, и, как следствие, подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника или вытеснения, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. Таким образом, сочетая в себе все эти защиты, ребенок пытается избавиться от чувства неполноценности, и, вырастая, пытается «возвысится» над другими членами общества.17

  1. Традиционный стиль воспитания влияет на формирование «интеллектуализации».

Ребенок, воспитывающийся в такой семье, как правило, не чувствует нехватки внимания и заботы со стороны родителей, следовательно, вырастая, ребенок произвольно истолковывает события для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка «плюсов» и «минусов» каждой из тенденций и их анализ.

Используя эту защиту, человек, как бы, переводит свои эмоции абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как об неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Это позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций, без полной потери информации об этих эмоциях.

Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом, что делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.

  1. Либеральный стиль воспитания влияет на формирование образования.

Полученные корреляционные значения говорят о том, что при таком стиле воспитания испытуемые в своих поведенческих реакциях стремятся избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. Таким образом, они как бы «упрощают» ситуацию. Они так же могут разрешать эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием определенной ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели18. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Вполне возможно, что при данном стиле воспитания происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное. Это позволяет избежать вторичных вытеснений, вызывая устойчивые изменения в личности.

  1. Пренебрегающий стиль воспитания влияет на формирование замещения и компенсации.

Так как при данном стиле воспитания ребенок для родителей находится, чуть ли не на последнем месте, то, также, как и в авторитарном стиле воспитания, испытуемые бессознательно пытаются преодолеть реальные и воображаемые недостатки. При отсутствии самоуважения неизбежные жизненные неудачи интерпретируются как подтверждение неполноценности и справедливое наказание за несостоятельность. Результатом может быть насильственное антисоциальное поведение или, чаще, сильная самовозвеличивающая потребность в превосходстве над окружающими и в достижениях.

Также это может проявляться в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

  1. Смешанный стиль воспитания влияет на формирование отрицания и вытеснения.

Ребенок при таком стиле воспитания получает противоречивые требования со стороны родителе, и, как следствие, ему проще их вытеснить или просто отрицать, нежели в них разбираться. Отношение родителей непостоянно, ребенок не знает, чего от них ожидать, следовательно, старается об этом просто не думать и не прогнозировать. При данном стиле воспитания личность либо отрицает некоторые вызывающие тревоги обстоятельства, либо какие-либо внутренние импульс. Как правило, действие это проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые не принимаются, не признаются самой личностью.19

Таким образом, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Испытуемые могут минимизировать отрицательные переживания за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Это наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного его выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Чаще всего подвергаются представления, связанные с влечениями, которые трудно, невозможно либо опасно удовлетворить.

Так как все частные гипотезы подтвердились результатами, можно сделать вывод, что и общая гипотеза нашего исследования подтверждается.

Стили семейного воспитания родителей оказывает огромное влияние на формирование детской защитной реакции20:

  1. Во-первых, определенное поведение взрослых может формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и усиливать чувство тревоги, провоцируя тем самым включение психологической защиты;

  2. Во-вторых, поведение в воспитании взрослых первоначально может способствовать специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов.

Самую большую роль в формировании психологической защиты ребенка среди всех категорий поведения взрослых членов семьи играют негативно значимые для ребенка взрослые. Этот факт подтверждает теоретическое положение о том, что при пренебрегающем стиле воспитания поведение ребенка в крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка.21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно- бытовая, социально - контролирующая, функция организации досуга.

В ходе исследования были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный и либеральный. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью. В подростковом возрасте может наблюдаться реакция протеста, выражающаяся в агрессивном поведении, уходе из дома. Это и показало наше практическое исследование.

Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.

Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является демократический- тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, приобретают убежденность в их эффективности и в будущем могут применять их в качестве воспитания уже своих детей.

Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».

Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствуют значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2013. – 40 с.

  2. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. Ставрополь: СГУ, 2014. - 25 с.

  3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2013. – 701 с.

  4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 2015. – 294 с.

  5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 238 с.

  6. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 2015. – 190 с.

  7. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей – СПб.: Речь, 2014. - 507 с.

  8. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия по социальной психологии личности / Ред., сост. Д.Я.Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2013. - 655 с.

  9. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2014. – 345 с.

  10. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2013. – 176 с.

  11. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. - М., 2014. – 146 с.

  12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2015. - 192 с.

1 Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. 2013. – 12 с.

2 Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. 2013. – 12 с.

3 Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. 2013. – 12 с.

4 Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 2015. – 148 с.

5 Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2014. – 122 с.

6 Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. - М., 2014. – 96 с.

7 Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. - Ставрополь: СГУ, 2014. - 16 с.

8 Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. 2013. – 12 с.

9 Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. 2013. – 12 с.

10 Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. - Ставрополь: СГУ, 2014. - 16 с.

11 Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. - Ставрополь: СГУ, 2014. - 16 с.

12 Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2013. – 37 с.

13Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2015. - 46 с.

14Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2013. – 340 с.

15Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей – СПб.: Речь, 2014. - 164 с.

16 Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей – СПб.: Речь, 2014. - 164 с.

17 Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия по социальной психологии личности / Ред., сост. Д.Я.Райгородский. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2013. - 296 с.

18 Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей – СПб.: Речь, 2014. - 164 с.

19 Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2013. – 67 с.

20 Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей – СПб.: Речь, 2014. - 164 с.

21 Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 2015. – 102 с.

26




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар для педагогов дошкольного образования "Традиционные стили воспитания"

Автор: Рудакова Александра Геннадьевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства