Просмотр содержимого документа
«"Создание развивающей предметной среды дома"»
Создание развивающей предметной среды дома
Консультация для родителей
"Создание развивающей предметной среды дома"
Главное условие для полноценного развития детей - это окружающая их среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
Мы убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой, чтобы он проникся мыслью - важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя. В детском саду ребёнок проводит много времени. От того, насколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, с разумно спланированными зонами, совмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем. Детский сад – система всестороннего развития ребёнка, в организации которой принимают участие и взрослые и дети. Создавая, развивающую среду мы стараемся сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.
Но хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Воспитатель должен заинтересовать родителей в создании развивающей предметной среды дома.
Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и тем не менее желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.
Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей.
Прежде всего, важно организовать "ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО". Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя.
При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.
Можно предложить родителям своей группы организовать дома
"МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ". Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства.
"МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ" служит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. "Мешочек добрых дел" идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами(камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.
"ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО"
Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.
"ШКАФ НАХОДОК"
В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга. Красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.
" КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ"
Существуют мощный соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.
"МОЯ РОДОСЛОВНАЯ ИЛИ ЛЕНТОЧКА МОЕЙ ЖИЗНИ"
Очень важно найти скромное местечко, но достойное место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того, чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки жизни. Ведь главное для него в этом вопросе – как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к родословной.
"УГОЛОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕЩЕЙ"
Именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.
Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье родителям следует уделять внимание и на подбор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного творчества. Возможно, многие скажут: "Где найти место для всего? На что можно ответить: " Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!"
Итак, в заключении напомним, для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.
Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.
В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.
Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.
Уважаемые родители! Если вы хоть немного прислушаетесь к нашим советам, то увидите результат - ваш ребенок всегда найдет дома себе занятие и не будет часами в выходные сидеть у телевизора или бесцельно слоняться по квартире. Успехов Вам и нам в воспитании!