Просмотр содержимого документа
«Скороговорки как часть игровой технологии в работе с дошкольниками»
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"
Программное содержание:
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи
Задачи:
Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
Воспитывать внимание, активность.
Оборудование: индивидуальные зеркала для каждого ребенка, фишки, фланелеграф, рамка с тремя окошками, три зеленых квадратика, картинки, две куклы - Света и Шура, игрушки.
2. Произношение звуков «с» и «ш» хором. Задание: на звук «с» поднять руки вверх, на звук «ш» поднять руки вверх и помахать ими. Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот. Слова: шило, сани, шум, кисель.
3. Стихотворение:
Пёс шагал по переулку.
Он жевал большую булку.
Подошел щеночек,
Попросил кусочек.
Повторить с детьми стихотворение два раза. Стихотворение зачитывается еще раз.
Задание: назвать слова со звуком «с» (пёс, попросил, кусочек). Тоже самое-со звуком «ш» (шагал, большую, подошел). За правильный ответ дети получают фишки.
4. Придумать слова со звуком «с», затем «ш». За правильное выполнение даются фишки.
5. Фланелеграф, рамка с тремя окошками, три зеленых квадратика, картинка «пёс».
Воспитатель: - Ребята, этот пёс и шел по переулку. Слово пёс. Где находится звук «с»? В конце слова, значит, квадратик ставим в третье окошко.
- Пёс спешил. Где находится звук «с» в слове «спешил»? В начале слова. Ставим квадратик в первое окошко.
- А маленький щеночек попросил у него кусочек. Где теперь слышится звук «с»? В середине слова, квадратик ставим во второе окошко.
Воспитатель: - Понятно, почему я перемещаю квадратик в то или иное окошко?
Воспитатель:- Теперь посмотрите на картинку! Я поставлю ее на фланелеграф. Что это? Определите позицию звука «с» в данном слове и самостоятельно поместите квадратик в окошечко.
За правильный ответ – фишка (Слова: скала; кастрюля; глобус).
7.. Воспитатель: -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют, кому они хотят ее подарить и почему)
Воспитатель : Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру. За правильный ответ – фишка.
8. Назвать имена детей нашей группы, в которых есть звук «с»:
Дети:- Соня, Саша, Настя, Денис, Борис, Костя;
Воспитатель: Со звуком «ш»:
Дети: - Саша, Даша, Паша, Антоша.
9. Чистоговорки:
- Са-са-са…в лесу живет лиса.
- Ся-ся-ся…ловит Костя карася.
- Ша-ша-ша…любит мама малыша.
- Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.
10. Скороговорка: «Саше дали кашу, а Глаше просто квашу».
Произносится в разном темпе и с разной силой голоса. Хором и индивидуально (Например, девочки - громко и быстро, а мальчики - шепотом и медленно.)
11. Итоги занятия.
-Давайте вспомним, какие звуки мы учились отчётливо произносить?
- Назовите слова со звуком ш? Со звуком с?
- Какое у вас настроение? (хорошее)
- А хорошее настроение всегда бывает у тех, кто отлично поработал.