Цель: познакомить родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе. Дать представление родителям об игровых методах общения со своими детьми при воспитании основ экологической культуры. Способствовать развитию детско-родительских отношений.
Часть 1. Теоретическая (только для родителей).
Когда человечек рождается, он постепенно начинает познавать окружающий мир. Младенец рассматривает всё вокруг себя, запоминает образы и предметы, учиться разговаривать и слышать. Проходит время, и вот уже маленький человечек становится настоящим исследователем. Психологи уверяют, что основные понятия и знания закладываются именно в детстве. Поэтому очень важно привить ребенку любовь не только к близким людям, но и к окружающему его животному и растительному миру.
Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Наша с вами задача - заложить первые ориентиры детей в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни. Малышам необходимо сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое взрослый включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми возможными способами. Каждое ощущение взрослый обозначает словом, просит детей повторять за ним.
Технология экологического воспитания младших дошкольников в детском саду включает следующие компоненты:
• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
• проращивание лука в зимнее время и наблюдения за растущим луком;
• совместная деятельность взрослого с ребенком по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, но и родители должны принимать непосредственное участие в экологическом образовании, поэтому не случайно перед нами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Важным звеном экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми отличия живого объекта от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного отношения к растениям и животным, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — семечки или крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, знакомство с условиями их жизни — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними..
Действия малышей в природе должны быть окрашены положительными эмоциями, активным восприятием всего того, что говорит и делает взрослый, добровольном и активном участии ребенка в совместной деятельности.
Одним из важных методов общения с природой является наблюдение. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок рассмотрел животное или растение как можно ближе, запомнил его внешний вид. Какой радостью засияют глазки ребенка, если он увидит маленького пушистого кролика, который свободно и естественно ведет себя, или божья коровка, прилетевшая на травинку. Малышу будет интересно потрогать животное. Погладить его, ощутить тепло этого живого существа. Будет ошибочным считать, что в процессе наблюдения задействовано только зрение и слух. Нет! Наблюдение – это сложный процесс, в котором участвуют все органы чувств ребенка, задействовано мышление и речь, а так же восприятие окружающей действительности. Ребёнок обязательно начнет задавать вопросы, и наша задача состоит в том, чтобы дать на них максимально точные и понятные ответы, которые бы запомнились малышу. Для закрепления сведений, необходимо задать маленькому человечку ряд вопросов: «Что делает животное, как выглядит, как питается, как передвигается?» Для лучшего запоминания, вопросы о внешнем виде живого существа, психологи рекомендуют задавать в последнюю очередь. Не забывайте о четкой последовательности действий при проведении наблюдения: маленькие дети способны больше наблюдать и делиться эмоциями, дети постарше могут делать сопоставления и выводы.Богатство речи взрослых, умение подобрать яркие и точные образы в описании листиков растений или повадок животных, приведут к желаемому результату – запоминанию. Рассказ может содержать интересные факты не только о жизни животных и растений, но и об охране флоры и фауны, заботе человечества о братьях наших меньших. Не забудьте, что дети не могут долго воспринимать поток информации: пусть рассказ будет длиться не более чем 5-10 минут – этого времени вполне достаточно, чтобы образно донести до сознания ребёнка нужные сведения и факты.
Все мы родом из беззаботного детства, и многие помнят талантливые рассказы Виталия Бианки, Михаила Пришвина и других писателей, которые красочно и с неподдельной любовью описывали природу и её обитателей. Не лишайте своих детей возможности прикоснуться к чудесной магии слова: читайте им книги о природе, ведь мы имеем такое богатое наследие.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.
Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому важно создавать условия для повседневного общения детей с природой.
2 часть. Практическая (для родителей с детьми)
Цель: обучить родителей практическим навыкам общения с ребенком в процессе ознакомления его с природой.
Оборудование: карточки с изображением диких и домашних животных и их детенышей, листы с заданиями на каждого ребенка, запись голосов птиц, цветные карандаши, подставки для картинок, «чудесный мешочек», муляжи овощей и фруктов по количеству присутствующих.
Ход занятия:
Сейчас я хочу предложить вам стать детьми и поиграть.
Дидактическая игра «Почему завяли цветы в широкой вазе»?
В этом задании вам пригодится карандаш. Посмотрите, в одной вазе стоят красивые цветы, а в другой – цветы завяли. Почему так произошло? (Ответы детей). Давайте позаботимся о цветах и «нальём» в вазу воды.
2.Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
У меня в мешочке лежат фрукты и овощи. Я предлагаю отгадать, какие овощи и фрукты есть у меня.
Как вы могли, не видя, что лежит у меня в мешочке правильно определить и назвать овощи и фрукты? Я предлагаю поиграть в другую игру.
3.Дидактическая игра «Соедини овощи и фрукты с фигурой».
Вам нужно соединить овощи и фрукты с фигурой, на которую они похожи, и раскрасить таким же цветом.
В ходе выполнения задания родители могут задавать детям вопросы:
-Где растут фрукты, овощи?
-Бывают ли эти фрукты другого цвета?
-Как одним словом назвать то, что растёт на огороде?
-Как одним словом назвать то, что растёт в саду?
-Какие овощи или фрукты ты больше всего любишь?
А теперь я предлагаю вам отгадать загадки: в процессе отгадывания дети находят соответствующие картинки. У кого-то на картинке «мама», у кого-то – «ребенок».
1.Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит
И у дома своего
Ржёт негромко: «И- го- го».
2.Кто гуляет на лужайке
Без панамки и без майки,
Отгоняя вредных мух,
И мычит протяжно: «Му –у –у»
3.Кто у двери нас встречает
В будке целый день проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав».
4.Кто на завтрак ждёт сметану
И не хочет пить какао
Любит бегать по дивану
И мяукать: «МЯУ-МЯУ».
-Как называются эти животные? Где они живут?
1.Я весёлый попрыгайка,
А зовут меня все…
2.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это…
3.Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
4.На спине его иголки,
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
- Как называются эти животные? Где они живут?
4. Дидактическая игра: « Где чья мама»?
У каждого животного есть детёныш. Давайте поможем маме найти своего детёныша.
В ходе выполнения задания родители могут спросить у детей:
-Как называется детёныш у того или иного животного?
-Кто из этих зверей самый маленький?
4.Дидактическая игра: «Дикие и домашние животные».
Я предлагаю вам поиграть в игру и расселить животных по домам. Домашних животных – к дому, диких животных – в лес. Родители помогают детям.
6.Дидактическая игра: «Что хорошо, что плохо»
Все и дети, и взрослые знают правила поведения в природе. Сейчас я покажу взрослым экологические знаки, а вы, дорогие мамы и папы, скажете правило, которое они обозначают. После такой разминки ребятам будет не сложно выполнить следующее задание. На карточках нарисованы картинки с хорошими и плохими поступками по отношению к природе. Зачеркните те поступки, которые, по вашему мнению, могут навредить природе.