Ребёнок — большое испытание на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё Аристотель заметил, что по — настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины — матерями.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл.
Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По — настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
Знакомство (3 -5 мин).
Участники передают мяч друг другу. Начиная с ведущего, представляются, называют имя и дают себе характеристику как родителю одним словом, например: Сергей – любящий, Иван – добрый и т.д.
Какие мы папы?
Папы выполняют разные роли. Педагоги выделили различные варианты типов пап. Послушайте и решите а какой вы папа?
«Папа-мама»
Все функции матери берет на себя. Пытается быть и папой и мамой. Иногда бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким отцом, все время под прессом его настроения.
«Карабас Барабас».
Папа пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем «ежовые рукавицы». Ребенок постоянно испытывает страх перед отцом.
«Крепкий орешек».
Отец, который никогда не идет на компромиссы, чтобы облегчить участь ребенка, даже в тех ситуациях, когда он не прав.
«Попрыгунья-стрекоза»
Для него ребенок-гость, о котором должна позаботиться мама. Для «гостя» капелька времени, но не больше. Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Рубаха-парень»
Папа для ребенка и брат и друг. С ним всегда интересно, легко, весело.
«Под каблуком».
Папа, который не имеет голоса в семье. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть у него папа или нет.
Просмотр видеофильма «Мой папа».
Воспитанники детского сада рассказывают о своих отцах. Комментарии к фильму, высказывания детей.
Анкетирование отцов.
Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните): Мудрый отец; глава семьи; отец – кормилец; настоящий отец; занятый отец; успешный отец; лидер в семье; доступный ребёнку отец; терпеливый; строгий; импульсивный; чуткий и заботливый; суровый отец; всегда находящийся на работе; отдалённый отец; дополните, если хотите.
С кем чаще общается Ваш ребёнок в семье?
В чём, по-вашему, заключаются функции отца в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом.
Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом.
Сколько времени Вы проводите со своим ребёнком?
Чем занимаетесь с ним в свободное время?
Просит ли Вас ребёнок поиграть с ним, почитать, рассказать о чём-либо?
Как часто вы говорите своему ребёнку: «сейчас я занят, потом…»?
Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
На ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребёнок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью?
Как часто говорите своему ребёнку: «Я тебя люблю»?
Как часто Вы говорите ребёнку о том, что вам нравится в нём?
Ругаете ли своего ребёнка при посторонних, друзьях?
Какие трудности в общении с детьми?
Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитание?
Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком? Какие?
Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?
Разыгрывание ситуаций
Разыгрывание «нестандартных» педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения с детьми. Папам предлагается стать участниками «нестандартных» педагогических ситуаций.
Ситуация №1 «Уставший папа»
Вы вернулись с работы. День был тяжелым, заболел коллега, и вам пришлось выполнить двойной объем работы, из-за чего не успели пообедать. Вы устали, голодны, раздражены. Супруга не успевает приготовить ужин. А ребенок требует внимания, предлагает поиграть…ваши действия?
Ситуация №2 «Магазин игрушек»
Вы гуляете по городу с ребенком и проходите мимо магазина игрушек. Ребенок начинает просить купить ему дорогую игрушку. В ваши планы не входила покупка на такую сумму. Ребенок начинает плакать, требовать…Ваши действия?
Ситуация №3 «Выходной день»
Вы не можете вывести детей на прогулку или сходить в гости из-за низкой температуры. Вы предлагаете им порисовать, почитать книгу, но в ответ получаете отказ. Им хочется побегать, попрыгать и т.п. Через некоторое время слышен детский плач, дети начинают драться, жаловаться друг на друга…Ваши действия?
Упражнение «Принятие чувств ребенка».
Самостоятельная работа отцов.
Выдаются бланки с заданием: переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы в психотравмирующей для детей ситуации они были уверены, что их чувства приняты.
Ситуации
Неэффективные родительские ответы
Варианты эффективных ответов
Дети не поделили игрушки.
Они дерутся.
Не смей бить его.
Это же твой брат.
Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя.
Ребенок боится собак.
Во время прогулки к вам подбежал пес.
Не бойся. Собака тебя не тронет.
Смотри, какой симпатичный пес. Но если ты его боишься, давай перейдем на другую сторону улицы.
У ребенка не получается что-то. Он расстроен.
Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется.
Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?
Ребенку надо сделать прививку.
Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…
Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку.
Модификация упражнения «Марки».
Участникам предлагается закрыть глаза. Психолог касается головы присутствующих и прикрепляет к их волосам маленькие разноцветные заколочки. Затем предлагает открыть глаза и, перемещаясь по залу, молча определиться в группы в соответствии с цветом заколок.
«Мозговой штурм»
Александр Сергеевич Грибоедов почти 200 лет назад писал: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Актуальны ли они в наши дни?.
Присутствующих родителям предлагается в течение 7 минут составить таблицу:
1- я группа - «Роль отца в воспитании сына»;
2-я группа - «Роль отца в воспитании дочери».
Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты мозгового штурма представляются всем.
«Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.
Для воспитания девочек, для формирования женского характера, им, как и мальчикам, необходима совместная деятельность с отцом. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: « Принцесса, красавица»; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.
Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения».
Упражнение «Новогодняя открытка».
Участникам образовавшихся групп вместе с детьми предлагается сделать поздравительные новогодние открытки из подручного материала.