Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание – практикум «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»»
Родительское собрание – практикум
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Цель: Показать важность, значимость работы по развитию мелкой моторики
рук, научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Форма проведения: собрание – практикум.
Задачи:
Обогатить опыт родителей по теме собрания.
Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми.
Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации.
Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.
Подготовительный этап:
Анкетирование родителей по теме: "Что такое мелкая моторика? Как её развивать?"
Оформление фотопрезентации по теме: "Использование оборудования и
пособий группы для занятий с детьми по развитию мелкой моторики".
Ход собрания:
Загадка:
Пять – да пять – родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку.
Вот такие «пять» да «пять» Угадайте, как их звать? (Пальцы)
- Правильно, пальцы. Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»(В. А. Сухомлинский)
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
- Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
А роль развития мелкой моторики рук очень велика.
Ведь, стимулируя её развитие, мы работаем над подвижностью органов
артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление,
зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В
дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию
моторики рук.
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание
уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д. В свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования.
Фотопрезентация
- Мы хотим вас познакомить, чем же в своей деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр фотопрезентации):
«Кто в яичке спрятался?», «Найди игрушку», «Разбери пуговки по величине», «Пальчиковый театр», «Удивительная книга», «Что в мешочке лежит?», «Собери бусы», игры с лего, «Моталочка», «Шнуровка», игры с семенами, водой. Через эти игры развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь, познавательные способности, учим основные цвета,
«Веселые мячики» — массажируем ладошки, пальчики.
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов — рисуем пальчиком, ватными палочками, ладошкой, на манке, песке. Хороши в рисовании восковые мелки, причем, когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.
Практикум.
Сегодня на нашем собрании мы с вами поиграем. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно, только в игровой форме. И не забывайте хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха.
Игры с шишками.
С древних времен на русской земле забавлялись шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камнями и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и т.д.
Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев свои ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение.
Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнить четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.
Упражнения с сосновыми шишками:
Как ежик колется сосна, Ее мне шишка не страшна. Сосновую шишку в ладонях катаю, С сосновою шишкой сейчас я играю.
Мишка с шишкою играет, Между лап ее катает. Медвежата все хохочут. Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно, Малыши довольны. (А. Орлова)
Следующее упражнение – сжимание или разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.
Шишку я в руке держу, То сожму, то разожму. Поиграю с нею – Ладошки разогрею.
Вот сжимаю правою, Вот сжимаю левою. Буду шишки я сжимать, Буду ручки укреплять.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев.
«Играем на барабане» — ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.
«Фонарики» — вращательное движение кистями обеих рук.
«Веселые брызги» — отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.
«Музыканты» — пальцы «играют» на различных инструментах.
Самым простым является изображения пальцами различных фигурок.
«Домик» - Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.
«Очки» - Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
«Коза» - У козы торчат рога, забодать может она.
При помощи пальцев можно инсценировать потешки.
«Дружные пальчики».
Один, два, три, четыре, пять будем пальчики считать. Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький,
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. Пальчик серединный - самый длинный.
Пальчик указательный - очень замечательный. Большой палец, хоть не длинный, но зато он самый сильный.
Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.
(Пальчики одной руки, сжатые в кулак , медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак).
«Как живешь?»
- Как живешь? - Вот так! ( Показать большие пальцы.)
- А плывешь? - Вот так! ( Имитация плавания.)
-Как бежишь? - Вот так! (Указательный и средний пальцы «бегут».)
- Вдаль глядишь? - Вот так! (Приставить к глазам пальцы «биноклем».)
- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулаком.)
-Машешь вслед? - Вот так! (Помахать руками.)
-Утром спишь? - Вот так! (Обе руки под щеку. )
-А шалишь? (Хлопнуть по надутым щекам.)
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори (итальянский врач, педагог, ученый) заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры, развивающие мелкую моторику рук.
Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.