- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся ."
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Семья – это мы. Семья – это я. Лера Семья – это папа и мама моя, Семья – это Толик, братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой. Семья – это бабушки две дорогие, Семья – и сестренки мои озорные. Семья – это крестная, тети и дяди, Семья – это елка в красивом наряде. Семья – это праздник за круглым столом, Семья – это счастье, семья – это дом, Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Что такое семья? Вам скажу по секрету — Дима Это папа и мама всех дороже на свете!
Это с ними прогулки, поездки на море, Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.
Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты, Но конечно люблю их я совсем не за это!
Что такое семья? Вот оно мое счастье! Где я нужен всегда, где добро и участие,
Где меня понимают, ждут в любую погоду. Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом!
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь? Настя
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»
-Нет, если есть собака,
Выходит. Во! семья!
- О чем эти стихи?
Семья – группа живущих вместе родственников. Семья – это любящие, заботливые родители и их дети, это люди, которые помогают, уважают друг друга.
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Возьмите кружки и, разложите их на столе по количеству ваших родственников. Красные кружки родственники женского пола, зелёные кружки родственники мужского пола.
Саша, ты положил три кружка. У вас такая маленькая семья, перечисли, пожалуйста.
Скажите, а семья- это только родственники, которые живут с вами вместе?
Подвожу детей к понятию, что все родственники: родители, сёстры, братья, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки – это все одна семья.
Что такое родословная? (варианты ответов)
Шесть лет тому назад вы появились на свет, затем сделали первый шаг, сказали первое слово, пошли в детский сад – это ваша, хоть и маленькая, но
История. У каждого из ваших родственников тоже есть своя история: где они родились, где учились, кем работали/работают, какие у них увлечения, традиции.
Вместе это уже семейная история. Семейная история, по-другому, родословная.
Родословная – слово о роде.
Род – это все ваши родственники.
Вопросы.
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын?
- Кто ты для дедушки?
- Для мамы ты кто?
- А ты кто для сестры?
- А твоя сестра кто для твоей бабушки? (ответы детей)
А теперь послушаем ваши рассказы о родственниках.
Воспитатель:
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо - влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой.
Составление генеалогического древа.
- Я покажу вам родословную моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Илюша рассказывает о своей семье.
Анастасия рассказывает о своей семье.
Маша рассказывает о своей семье.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она, Кто она? Отвечу я: это мамочка моя.
Папа.
Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, ласковый он. Я жду с нетерпением папу с работы. Всегда мне в портфеле приносит он что-то. Мой папа находчивый, умный и смелый Ему по плечу даже сложное дело. Его обниму я и тихо шепну: - Мой папочка, я тебя крепко люблю! Ты самый заботливый, самый родной, Ты добрый, ты лучший И ты только мой!
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья. До чего хорошая бабушка моя! Сказок знает столько, что не перечесть, И всегда в запасе новенькое есть. А вот руки бабушки - это просто клад! Быть без дела бабушке руки не велят. Золотые, ловкие. Как люблю я их! Нет, других, наверное, не найти таких! (Л. Квитко)
Дедушка.
Мой дедуля дорогой, Мы гордимся все тобой! И скажу я по секрету: Лучше нет на свете деда! Буду я всегда стараться На тебя во всём равняться! (А. Чурбанова)
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл? Мы - мы - мы, Папа, папа, это ты? Да - да - да, Мама, мама, это ты? Да - да - да, Братец, братец, это ты? Да -да - да, Ах, сестрица, это ты? Да - да - да, Все мы вместе? Да - да - да.
"Детский сад - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Воспитатель:
- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.
Предки – это наши родные, которые жили до нас, раньше нас. Мы их потомки, мы живем потом, после них.
- С давних времен существовал обычай вести свою родословную.
Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.
Литература:
"Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
"По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002