Главное направление развития речи на данном этапе — формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоноч-ко», «сы- нок-слоненчик», я «красавлюсь» — примеры К. Чуковского). Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевые игры для детей 4-5 лет »
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.
ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ 4-5 ДЕТ
Главное направление развития речи на данном этапе — формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоноч-ко», «сы- нок-слоненчик», я «красавлюсь» — примеры К. Чуковского). Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.
На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезно организовывать с детьми игры-драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам: «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал "мяу"?» В. Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети этого возраста уже способны разыгрывать театрализованные представления.
Но следует заметить, что для переноса речевых умений, получаемых ребенком в игре, в монологическую связную речь часто требуются определенные условия. Главное среди них — включение в педагогический процесс ситуации устного рассказа. При этом перед детьми ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, а взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а нередко и начало каждого предложения.
Другой ситуацией, благоприятной для формирования синтаксической структуры детских высказываний, является так называемая «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь контекстная. При письме также замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания. В детском саду в средней группе этот прием.
может применяться в индивидуальной работе. Можно завести специальный альбом и записывать в него детские рассказы, а затем читать их вслух в присутствии авторов взрослым и другим детям. При составлении рассказов совершенствуется связная речь, понимание смысловой стороны слова, и особенно — синтаксическая структура предложений.
Методика руководства детским рассказыванием в непосредственном общении должна быть неформальной. Воспитатель может участвовать в сотворчестве, радуясь находкам ребенка. Приведем пример такого совместного рассказывания.
Воспитатель (показывает ребенку картинку с изображением сказочного домика). Давай придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике. Как ты думаешь, кто в нем живет?
Ребенок. Лягушка.
Воспитатель. Давай придумаем историю про лягушку. Жила- была в домике лягушка и... кто еще?
Ребенок. Муравей.
Воспитатель. Как-то раз... муравей и лягушка... пошли... (паузами и интонацией незавершенности взрослый приглашает ребенка к сотворчеству).
Ребенок. Искать друзей.
Воспитатель. Давай запишем эту историю в альбом. Ты ее продиктуй мне, а я запишу.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
(ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИЙ РОДА, ЧИСЛА, ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ВИДА И НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ)
По сравнению с предыдущим возрастным этапом усложняется словарный материал, увеличивается количество игр. Появляются некоторые новые сюжеты. Ребенку предоставляется большая самостоятельность при образовании грамматических форм слов.
Угадай-ка
Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании существительного и прилагательного в роде.
Материал: плюшевый медведь.
* * *
Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Воспитатель. Летом гуляет, а зимой спит.
Появляется медведь, от его имени здоровается и говорит далее воспитатель.
Послушайте еще загадку: большая, лохматая, коричневая — это собака или медведь?
Медведь. Это, конечно, я. Я большой, лохматый, коричневый.
Воспитатель. Конечно, мишка, ты большой, лохматый, но я-то сказала: большая, лохматая. Большая — собака, а ты — большой.
Воспитатель четко произносит окончания.
Дети, а эта загадка о ком? Коричневая, веселая, смешная — это мишка или обезьяна?
Медведь. Мы с ребятами уже знаем, смешная — обезьяна, а я — веселый и смешной.
Воспитатель. А это кто: косолапая, болышелапая, меховая?
Медведь. Правильно ребята отгадали, и я отгадал: косолапая — медведица, а я — косолапый.
Для этой игры могут быть предложены следующие загадки:
Синий, блестящий, большой — это кувшин или ваза?
Белая с голубыми цветами — это блюдо или ваза?
Эти загадки могут быть загаданы детям при ознакомлении с глиняными предметами.
При ознакомлении со стеклянными предметами можно загадать такие загадки: стеклянный, прозрачный, высокий.
Стеклянная, хрупкая, прозрачная — это стакан или банка? Это стакан или ваза?
Узнай по описанию
Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.
Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленые ведро и совок, большая тарелка.
* * *
Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает описания этих предметов, а дети должны угадать, о каком предмете говорится.
Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая... (пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое... (ведро); им играют с песком, он большой, зеленый... (совок).
Аналогичные игры с теми же или другими предметами могут быть организованы на основе сюжетов «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Магазин игрушек».
Чего не стало?
Цели: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображениями фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива,банан, апельсин, лимон, помидор, огурец).
* * *
К детям в гости приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается. Предлагает рассмотреть открытки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает открытки, дети называют то, что нарисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.
Петрушка предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины, лимоны (справа).
Петрушка. Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.
Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.
Теперь откройте. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огурцы.) Снова закройте глаза.
Петрушка убирает яблоки. На их место ставит груши.
Откройте глаза. Чего не стало? (Яблок.)
Если дети ошибаются, воспитатель спрашивает, как сказать правильно. Дает образец: «Надо говорить так: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок».
Аналогичным образом обыгрываются другие открытки. В другой раз в игре можно использовать открытки с изображениями цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз. Можно провести игру с предметами: кисточками, красками, карандашами, ножницами, тетрадями, свечами, ключами.
На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.
Воспитатель. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой.)
Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5—6 раз.
Страшный зверь
Цель: формировать умение соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей.
Материал: игрушки или картинки: кошка с котятами, собака со щенятами, курица с цыплятами, утка с утятами, картинка, на которой нарисована сорока.
Воспитатель читает рассказ и делает паузы, дети должны вставить подходящие по смыслу слова.
Воспитатель (сопровождает рассказ показом игрушек). У девочки Вари были кошка с... (котятами), собака со... (щенятами), утка с... (утятами), курица с... (цыплятами).
Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята и цыплята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к ... (кошке), щенята к... (собаке), утята к... (утке), цыплята к... (курице). Успокоили мамы своих детенышей, и снова утята прибежали к воде. От кошки вернулись к реке... (котята), от собаки... (щенята), от курицы... (цыплята). И вдруг снова: «Тра-та-та!» Опять побежали малыши к своим мамам: утята к ... (утке), щенята к ... (собаке), цыплята к ... (курице). И спрашивают: «Кто так страшно трещит?» Смотрят, метнулась в воздухе к лесу какая-то птица: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та!» — да и скрылась. Кто же напугал малышей — утят, щенят, котят?
Демонстрирует картинку-подсказку после первых ответов детей. Как вы думаете, нужно ли сороку бояться?
День рождения Пуха
Цель: формировать умение соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
Материал: игрушки или картинки: котенок, свинья с поросятами, белка с бельчатами, слониха со слонятами, зайчиха с зайчатами.
* * *
Воспитатель рассказывает историю про котенка Пуха и сопровождает свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляют подходящие по смыслу слова и отвечают на вопросы.
Воспитатель. Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? (Он был пушистый.) На день рождения к Пуху пришли друзья- малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами... (поросятами). Поросята маленькие, розовые. Хвост крючком, нос пятачком.
Пятачок дырявый, а крючок вертлявый». Вслед за поросятами прибежали белочка и ее малыши... (бельчата.) Мама-зайчиха привела своих... (зайчат), а слониха... (слонят).
Мамы сели в стороне (воспитатель располагает игрушки полукругом слева), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а остальные прятаться.
Воспитатель прячет игрушки за ширму.
Попрятались малыши. Искал, искал Пух. На столе — нет, под столом — нет. Наконец, отыскал и бельчат, и поросят, и слонят.
Воспитатель ставит детенышей к мамам.
А кого-то Пух не нашел. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Пропали зайчата.) Нашлись зайчата, вот они.
Снова Пух стал водить, а малыши — прятаться по всей комнате. Помогите малышам спрятаться. Кого ты, Оля, будешь прятать? А ты, Ваня? Спрячьте зайчат за кубик. Идет Пух искать. Кого он должен искать? (Зайчат.)
Воспитатель говорит от имени Пуха.
Пух. Где же они? На столе — нет. Под столом — нет! А это кто за кубиком?
Заглядывает за кубик.
Вот они! Куда спрятались зайчата? (За кубик.)
Воспитатель ставит зайчат к зайчихе. Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.
Воспитатель. Всех нашел Пух, все собрались вместе.
Материал: чайник, чай (заварка), чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетницы с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.
* * *
Воспитатель ставит на стол самовар. Приглашает детей сесть вокруг.
Воспитатель. Сегодня день рождения у Пети. Сейчас состоится чаепитие. Чай будем пить из самовара. Нужно заварить чай. В чем заваривают чай?
А какая должна быть вода, чтобы заварить чай? Сейчас возьмем заварку, положим ее в чайник и зальем очень горячей водой, кипятком. Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар, салфетки, конфеты?
Дети отвечают.
Чай можно пить с молоком. Для чая нужен чайник, для кофе — кофейник, а для молока... (молочник).
По ходу разговора воспитатель ставит на стол все, что называют дети, разливает чай.
Петя, мы поздравляем тебя с днем рождения. Мы дарим тебе эту открытку, в которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего желаете Пете?
Воспитатель записывает пожелания в открытке.
Что для чего
Цель: формировать умение использовать в речи глаголы в неопределенной форме, конструкции сложноподчиненного предложения.
Материал: картинки с изображениями предметов (реальные предметы), которыми пользуются при умывании, одевании и т.д. (мыло, зубная щетка, щетка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка,
лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т.д.), кукла.
* * *
Воспитатель знакомит детей с куклой. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают картинки называют их. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, мыть руки, причесываться и т.д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.
Найди ручку
Цель: формировать умение составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях. Материал: кукла Таня.
* * *
Дети отвечают на вопросы, которые им задает воспитатель, заканчивают начатые им предложения.
К детям приходит кукла Таня, здоровается. Воспитатель. У меня рука большая, а у Тани? Дети. Маленькая.
Воспитатель. Как мы называем ласково руку ребенка? Дети. Ручка.
Воспитатель. Какие еще предметы называются словом ручка? Дети. Которыми пишут.
Воспитатель. А теперь говорите, что я делаю.
Воспитатель кладет ручку на стол, берет чашку, держит ее за ручку.
Дети. Кладете, берете, держите.
Воспитатель. Какие ручки вы видите в комнате?
Дети отвечают.
Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (Ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, вилки и т.п.) Закончите предложения, которые я начну.
Ручкой можно... (писать). Ручку можно на стол... (положить). За ручку можно чашку... (держать, брать, взять). У кастрюли две... (ручки).
Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам.
Дети. Она сказала «здравствуйте», поздоровалась.
Воспитатель. А теперь что она делает?
Дети. Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания».
Почему так называют
Цель: формировать умение объяснять происхождение (этимологию) некоторых слов.
Материал: кукла Таня.
* * *
Кукла Таня (загадывает детям загадку)
Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я ... (подосиновик).
Кукла Таня задает вопросы.
Кукла Таня. Почему гриб называется подосиновик?
Дети. Потому что растет под осиной.
Кукла Таня. А если гриб растет под березой, как он называется?
Дети. Подберезовик.
Кукла Таня. Вспомните, как называется цветок, который растет под снегом.
Дети. Подснежник.
Кукла Таня. Почему шапку называют ушанкой?
Дети. Она надевается на уши.
Кукла Таня. Откуда появилось слово «снегопад»?
Дети. Снег падает.
Бывает — не бывает
Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится; уточнить значения слов.
Материал: кукла Незнайка.
* * *
В гости к детям приходит Незнайка.
Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из- за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.
Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.
Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Девочка зимой на лыжах катается. Мальчик летом по воде на санках едет. Трактор по небу летит. Трактор землю пашет. Кит в аквариуме плавает.
Какая, какой, какое?
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
* * *
Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Мяч — резиновый, круглый, большой, синий. Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный
Угадай и нарисуй
Цель: формировать умение видеть детали в описании предмета. Материал: кукла Карлсон; мешочек, в котором лежат игрушечные гриб, еж, чайник, морковь.
В гости к детям приходит Карлсон с чудесным мешочком.
Карлсон. В чудесном мешочке у меня лежат разные интересные предметы, про которые я сейчас буду загадывать загадки. А вы должны отгадать загадки и нарисовать эти предметы.
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть — нет головы.
(Гриб.)
На спинке иголки, Длинные и колкие, А свернется он в клубок — Нет ни головы, ни ног.
(Еж.)
На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине.
(Чайник.)
Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.
(Морковь.)
Можно для рисования предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему или разные темы.
Закончи предложение и подбери к нему картинку
Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.
Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.
девочка рисует . (елку, дож, диван),
папа читает... (книгу, журнал, газетуу,
собака грызет... (кость, тапочки, кералдаш);
мальчик ловит... (мяч, ките, рыбу тгушку);
курица снесла . (яйцо);
мама стирает .. (платье, пальто, кофту).
Скажи наоборот
Цель, формировать умение дополнясь предложение словом с противоположным значением.
* * *
Воспитатель начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением.
сахар сладкий, а перец... (горький);
летом листья зеленые, а осенью ... (желтые);
дорога широкая, а тропинка... (узкая);
ручей мелкий, а река... (глубокая);
пластилин мягкий, а камень ... (твердый);
девочка говорит громко, а мальчик... (тихо);
мама несет тяжелую сумку, а сын ... (легкую). Вариант игры:
деревья в лесу высокие и ... (низкие);
кашу варят густую и ... (жидкую);
звери бывают смелые и ... (трусливые);
лекарства делают горькие и ... (сладкие);
морковь можно есть сырую и ... (вареную);
яблоки бывают мелкие и ... (крупные).
Какое что бывает?
Цели: формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает:
Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.
Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно — «молочная бутылка». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.
Примерный лексический материал:
кисель из клюквы (клюквенный кисель)]
суп из овощей (овощной суп)]
переход для пешеходов (пешеходный переход)]
шкаф для книг (книжный шкаф)]
варенье из брусники (брусничное варенье)]
ваза для сухарей (сухарница).
Скажи наоборот
Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу.
Материал: плюшевый медвежонок.
* * *
Медвежонок приходит к ребятам в гости, здоровается.
Медвежонок. Ребята, я забыл, подскажите мне слова наоборот к тем, которые я вам назову.
Лексический материал: день — ночь; утро — вечер; смельчак — трус; северный — южный; горький — сладкий; легкий — тяжелый; друзья — враги; быстро — медленно; светло — темно; много — мало; горячий — холодный; сесть — встать; смеяться — плакать; говорить — молчать; взять — отдать; закрывать — открывать; приносить — уносить; надевать — снимать; входить — выходить; острый — тупой; высокий — низкий; большой — маленький; длинный — короткий.
Соедини картинки
Цели: формировать умения устанавливать семантические отношения между словами, мотивировать свои решения по подбору картинок; активизировать словарь.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем играть в поезд. Я кладу первую картинку — вагончик. Вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим, а для этого надо сказать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку, на которой нарисована синица. С этой картинкой можно скрепить картинку с дятлом, потому что синица и дятел — птицы. Дятла можно скрепить с деревом, потому что дятел живет в лесу, на дереве. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснять, как они скрепляются.
Исправь ошибку Незнайки
Цель: формировать умение подбирать слова по смыслу, исправлять речевые ошибки, контролировать чужую речь.
* * *
Незнайка произносит высказывания, в которых содержатся лексические или грамматические ошибки. Ребенок должен заметить и исправить ошибку. Например:
я весь босой;
я укладил (уложил) мишку спать;
я заключаю (закрываю) дверь;
это я проснул (разбудил) Буратино;
ребята, идите шепотом (медленно).
В процессе игры воспитатель с помощью вопросов помогает ребенку уточнить значение слова, например: Что можно делать шепотом? А как можно идт и? Как надо правильно сказать? Как об этом можно сказать по-другому?
Что это значит?
Цели: формировать умение сочетать слова по смыслу, углублять
представления о прямом и переносном значении слов.
* * *
Воспитатель произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений. Лексический материал: свежий ветер (прохладный);
глухой шум поезда (отдаленный, приглушенный, неслышный).
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.
На шестом году в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются неусвоенными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс.
В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.
Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включение задания «рассказать» в сюжетно-ролевые игры типа: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Экскурсия по Москве», «Почтальон принес открытку (посылку)» и др. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы — почему? когда? а что если?..), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начала фразы, образец по аналогии (педагог рассказывает по одной игрушке или картине, а ребенок — по другой). Коммуникативную мотивацию задает предложение педагога рассказать о чем- либо игрушке: Петрушке, утенку Кряку, кукле.
Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народные сказки: «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для маленьких детей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок».
Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями способствует «ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Этот прием можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества, при переписке.
Навыки согласования подлежащего и сказуемого ребенок может приобретать с помощью такого упражнения. Педагог спрашивает: «Можно сказать: малыш веселый? А о ком или о чем еще можно
сказать веселый? (День, праздник, мальчик, папа, Буратино.) О ком или о чем можно сказать веселая?(Песня, история, девочка, мама.)»
Упражнением на постановку логического ударения является многократное произнесение скороговорки «Заржавел железный замок» со сменой логического ударения. Для этого ребенку предлагают: «Скажи так, чтобы было понятно, что случилось с замком... А теперь скажи, чтобы было понятно, какой замок...» и т.д.
Для грамматических игр и упражнений используют уже знакомые детям сюжеты: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Что изменилось?», «Вы хотите — мы хотим», «Мишка, сделай», «Зайкина гимнастика», «Поручения», «Прятки», «Кафетерий», «Ателье» и другие, описанные в предыдущих разделах. Словарь в этих играх расширяется. Отбираются слова с непродуктивными формами словоизменения.
В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми старшего дошкольного возраста можно также проводить игры и упражнения на образование названий лиц по профессии и роду деятельности.
ПИФ СЧИТАЕТ
(ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ КАТЕГОРИЙ РОДА, ЧИСЛА, ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ВИДА, ВРЕМЕНИ И НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ)
В старшем дошкольном возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, составление предложения по заданному слову и структурной схеме.
Подбираем рифмы
Цель: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек).
Материал: предметные картинки — ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички.
* * *
Воспитатель (читает шуточное стихотворение)
Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Английская народная песенка Пер. С. Маршака
Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят чулки?
Дети отвечают.
Мы с вами вместе тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. Чтобы помочь, буду показывать картинки-подсказки.
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без ... (ботинок) и ... (чулок),
И щенков Без... (носков),
И синичек
Без ... (тапочек) и ... (рукавичек)
. Веселые шутки у нас получились!
Мишка-музыкант
Цель: формировать умение соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.
Материал: открытки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов (заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитарист, заяц-балалаечник, заяц-пианист и др.); игрушки — пианино детское, балалайка, барабан, медвежонок.
В гости к детям приходит медвежонок. Он что-то принес.
Воспитатель. Что это у тебя, мишка?
Воспитатель говорит от имени медвежонка.
Медвежонок. Хочу поиграть с ребятами. У меня здесь музыкальные инструменты. Это пианино, это барабан, а вот балалайка. Закройте глаза. На чем я играю? (На барабане.) А как называют музыканта, который играет на барабане? (Барабанщик.) Значит, я сейчас барабанщик. А сейчас кто я? Пианист. На чем я играл? (На пианино.)
Барабан нужен барабанщику, пианино — пианисту. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? Балалаечник.
Я принес вам открытки. На них нарисованы разные музыканты. И я музыкант. Играю на разных инструментах. (Выставляет на панно открытки.) Найдите горниста.
Дети показывают.
Правильно, это я — горнист. А как вы догадались, что горнист — это я? (На открытке медвежонок держит в руках горн.)
Дети отвечают.
А кто здесь гитарист? Как вы догадались? Кому нужна гитара?
Дети отвечают.
Далее воспитатель загадывает детям загадки. Он изображает игру на разных музыкальных инструментах, задает вопросы: «Кто так играет? На чем играет?»
Про пана Трулялинского
Цель: знакомить со способами словообразования.
* * *
Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам очень веселое стихотворение. Можно не просто слушать его, но играть в слова.
Далее воспитатель читает стихотворение, делая паузы перед выделенными словами. Эти слова говорят дети (хором).
Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском
! А живет он в Приневайске,
В переулке Веселинском,
С ним и тетка — Трулялетка,
И дочурка Трулялюрка,
И сынишка Трулялишка,
И собачка Трулялячка.
Есть еше у них котенок
По прозванью Труляленок
И вдобавок попугай
Развеселый Труляляй!
На заре они встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.
Палочку-трулялялочку
Поднимет дирижер —
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:
«Труля-ля да тру-ля-ля!
Труля-ля да тра-ла-ла!»
Честь и слава Тралиславу!
Трулялинскому хвала!
Трулялинский чуть не пляшет
Дирижерской палкой машет
И, усами шевеля,
Подпевает: «Тру-ля-ля!»
«Тру-ля-ля» — звучит уже
На дворе и в гараже.
И прохожий пешеход
Ту же песенку поет.
Все шоферы — трулялеры,
Почтальоны — труляльоны,
Футболисты — трулялксты,
Продавщица — трулялица,
Музыканты — трулялянты,
И студенты — труляленты,
Сам учитель — трулялитель
И ребята — трулялята!
Даже мышки, даже мушки
Распевают «Трулялюшки».
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет!
Ю. Тувим
Воспитатель задает детям вопросы и задания.
Воспитатель
Понравилось ли вам стихотворение?
Где жили все Трулялята?
А как бы вы назвали улицу, на которой живут звери, любящие поспать?
Как назвать автобусную остановку в районе, где растет орешник?
Как назвать село, где разводят пчел и получают мед?
А как можно сказать про лес, где живут медведи? ежи?
Придумайте историю про путешествие медвежонка по городу Веселинску.
Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.
КАКОЕ СЛОВО ЗАБЛУДИЛОСЬ?
(ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА)
В словарной работе особое место занимают лексические упражнения. Они способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его
значению. Лексические упражнения формируют и практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составлять предложение, различать оттенки в значении слова.
Подобные упражнения проводятся без предметов и игрушек и только тогда, когда дети усвоят названия последних. Большое место в этих упражнениях отводится такому приему, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности ребенка, вопрос должен вызывать умственную активность. Ставя вопросы, мы учим детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо чаще задавать такие вопросы: можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому? При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть ребенок сам подумает, переосмыслит то, что он сказал, аргументирует свое суждение.
Работа над синонимами преследует практическую цель: научить ребенка выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи. С этой целью необходимо использовать задания на подбор слов, близких по смыслу. Работа над синонимами приучает детей вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно сочетать слова.
Недооценка работы над синонимами приводит к тому, что многие дети говорят «Суп хороший, на улице хорошо, платье хорошее, рисунок хороший». И дело здесь не только в ограниченности словаря, но и в том, что ребенок не привык пользоваться богатством родного языка.
Для подбора синонимов к словосочетаниям используется прием замены — подстановка синонима, благодаря которому ребенок начинает осознавать, что у слова может быть не одно, а несколько значений. Например, в словосочетаниях «весна идет», «мальчик идет», «машина идет» слово идет приобретает разные значения. Взрослый предлагает заменить это слово, т.е. подобрать слова, близкие ему по смыслу. К словосочетанию «машина идет» можно подобрать такие слова: едет, мчится, несется, летит и др. Далее ребенку предлагается вопрос: «Можно ли так сказать — "машина летит"?» Не следует спешить, важно, чтобы дети могли подумать. «Миша, ты думаешь, что так можно сказать? Тогда объясни, как ты понимаешь, что это значит». («Машина очень быстро едет, как самолет».) «А ты, Сережа, говоришь, что так нельзя сказать. Объясни почему». («У машины нет крыльев».) Вместе с детьми выбираются наиболее правильные ответы.
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира: по временным и
пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т.п. Подбор антонимов вначале надо производить с помощью наглядного материала (натуральные предметы, картинки). Например, детям показывают картинки с изображениями высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т.п. Воспитатель говорит: «Посмотри на это яблоко, оно большое. А это яблоко какое?»
Работа с многозначными словами разных частей речи оказывает влияние на понимание переносного значения слова, уточняет представление об эмоциональном словаре, расширяет его и играет важную роль в общении ребенка с произведениями изобразительного искусства.
Усваивая выразительные средства родного языка, ребенок расширяет свой эмоциональный опыт, речевую культуру.
Высокий уровень речевой культуры характеризуется такими признаками, как богатство, точность и выразительность речи.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразных языковых средств. Точность речи подразумевает выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И наконец, выразительность речи включает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Важнейшие источники выразительности детской речи — пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы. Сначала детей знакомят с прямыми значениями слова, затем они начинают усваивать переносный смысл — здесь начинается работа над образностью речи.
Игры и упражнения с многозначными словами углубляют эмоциональные впечатления детей, развивают их чувства и воображение, порождают необычные и неожиданные ассоциации, помогают понять, насколько важную роль играют средства художественной выразительности в создании того или иного образа.
Что вы видите вокруг
Цель: формировать умение давать названия разным предметам.
* * *
Воспитатель. Как мы отличаем один предмет от другого?
Дети называют различные признаки предметов.
Каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. А что обозначает слово мяч? Что обозначает слово ручка? А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла? Например, звукосочетания рум, ыл, ра. Послушайте стихотворение.
«Плим»
Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово — плим. Я повторяю снова: Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет — Плим, плим, плим. И ничего не значит. Плим, плим, плим.
И. Токмакова
Воспитатель задает детям вопросы.
Воспитатель. Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? (Какой мяч? Какая погода? Какое небо?) Еще есть слова, которые называют, что можно делать с предметом. Что, например, можно делать с мячом? Что можно делать в детском саду?
Скажи, какой?
Цель: формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
* * *
Воспитатель. Отгадайте про какой предмет я говорю: круглое, сладкое, румяное — что это? (Яблоко.) Дополните словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?)... (сладкий), снег.., лимон... Закончите словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая.., солнце теплое... и т.д. Назвать, какие в комнате вещи круглые, большие. Вспомните и скажите, кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).
Дети выполняют задания.
Найди противоположное по смыслу слово
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Воспитатель. Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней как? (Темно.) Если сумка не тяжелая, то, значит, она какая? (Легкая.) Если нож не тупой, то, значит, он какой? (Острый.)
Для уточнения значения антонимов можно задавать дополнительные вопросы, например: «Что бывает широким? Что бывает узким?»
Это правда или нет?
Цель: формировать умение находить неточности в тексте.
* * *
Воспитатель. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.
«Это правда или нет?» Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ — Это правда или нет?
Л. Станчева
Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно.
Скажи другими словами
Цель: формировать умение подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу.
* * *
Воспитатель. У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать, какой мальчик? (Печальный, грустный.)
Да, слова печальный, грустный — это слова, близкие по значению, слова-друзья. Послушайте, какое я назову предложение: дождь идет (льет) и мальчик идет (шагает). Какое слово повторялось? Давайте попробуем заменить слово идет. Весна идет — как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Воспитатель дает детям задание подобрать слова-друзья к следующим словосочетаниям:
река бежит (течет, струится); мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом:
очень большой (громадный, огромный);
очень маленький (малюсенький)?
Назови одним словом
Цель: формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.
* * *
Воспитатель. Ученик долго решал задачу и никак не мог решить. Он думал, думал, наконец решил. Как можно сказать про такую задачу? Какая это была задача? (Трудная.) Трудная задача и тяжелая. Как сказать лучше? Про что можно сказать тяжелый? Придумайте правильные и неправильные словосочетания со словами трудный и легкий.
Дети придумывают.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Дети должны заметить нелепицы.
«Радость»
Рады, рады, рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град,
То посыпался из облака виноград.
К. Чуковский
Воспитатель. Как сказать правильно?
Папа, иди шепотом.
Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закагушить.
Мама, я ботинки наизнанку надел.
Зима наступила на осень.
Куда бежать?
Цель: познакомить с различными значениями слова бежать.
* * *
Воспитатель (загадывает загадки)
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой. Что это?..
(Ветер.)
Летом бежит, зимой спит. Весна настала — опять побежала.
(Речка.)
Кто за тобой бежит, а догнать не может.
(Тень.)
Кто и что может бежать?
Воспитатель. Что делает мальчик? Дети. Бежит.
Воспитатель. Про кого еще можно сказать бежит? Дети. Спортсмен, заяц. Воспитатель. Как мы скажем про ручеек? Дети. Бежит ручей.
Воспитатель. А как сказать по-другому? Дети. Течет, журчит.
Воспитатель. Вода бежит из крана. Замените слово бежит. Дети. Льется, течет.
Воспитатель. Про кого или что можно сказать бегут? Дети. Спортсмены, облака.
Воспитатель. Как называют спортсмена, который занимается бегом?
Дети. Бегун.
Воспитател ь. Прыжками? Дети. Прыгун.
Воспитатель. Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног». Дети отвечают.
ПРИДУМАЙ СКАЗКУ
(ИГРЫ, ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ)
Огромная воздействующая сила художественной литературы и устного народного творчества традиционно использовалась в отечественной и зарубежной педагогике как важный фактор воспитания и образования подрастающего поколения, могучее средство развития и обогащения его речевой культуры.
Воспитательная и художественная ценность этого вида искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, и прежде всего языковых средств выразительности. Художественное слово эмоционально окрашивает произведение, и поэтому его содержание вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает, развивает образную речь у читателя и слушателя. Язык литературного произведения является наилучшей, наивысшей формой литературной речи, которой дети стремятся подражать. В рассказах они осознают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность; народные сказки раскрывают перед ребенком меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными сравнениями, меткими выражениями.
Нередко в практике работы дошкольных учреждений главное внимание уделяется воспитательному и познавательному значению литературных произведений, а языковые достоинства художественных текстов упускаются из виду. Работа над литературным произведением сводится к усвоению детьми основной линии сюжета. Довольно распространенным является взгляд на художественный текст как на некий эталон, неизменный и неприкосновенный.
Более приемлемой и прогрессивной нам кажется другая позиция, в основе которой — активная «исследовательская» деятельность ребенка в процессе восприятия литературного произведения, момент его «сотворчества» с автором. Некоторые исследователи аналогичную деятельность называют «словесной игрой» (В. Харченко); «экспериментированием с художественным текстом» (Е. Бодрова). Мы полагаем, что «переживание», «проживание» литературного произведения, возможность «играть» с художественным словом делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задуматься о значении использованных в тексте слов и выражений, способствуют обогащению речи, формированию ее образности. Кроме
того, игра естественна для природы ребенка, благодаря ей процесс общения с литературным произведением становится радостным, желанным. Именно поэтому словесные игры, игровые творческие задания, упражнения должны активно использоваться в работе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Игры, игровые задания, упражнения, предлагаемые нами ниже, направлены на решение следующих задач:
развития воображения, словесного творчества;
формирования образности речи;
ознакомления с малыми фольклорными формами;
закрепления знаний о литературных произведениях.
Эти игры разработаны на материале отдельных, конкретных литературных текстов, но могут переноситься и на другие тексты и использоваться в процессе ознакомления детей разных возрастных групп с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.
Играем со сказкой
Цель: формировать умения придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства.
Материал: сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых три конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник
и автомобиль», «Хитрый Буратино».
* * *
Познакомив детей со сказкой, воспитатель обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки, выбрать наиболее понравившийся или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку.
Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.
Загадка
Цель: развивать воображение, формировать умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.
* * *
Воспитатель выбирает одного-двух детей, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Остальные дети должны отгадать, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку.
Игра повторяется несколько раз
«Подснежники»
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники — Снегурочкины слезы.
Т. Белозеров
Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение.
Вариант упражнения
Воспитатель. Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцуют снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если хотите, можете ее нарисовать.
Вариант упражнения
Воспитатель показывает детям картинку с зимним пейзажем, рассказывает стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
Воспитатель. Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. Попробуйте сочинить сказку «Что снится деревьям зимой». А раз в сказке все может быть и, значит, деревья могут говорить и мечтать, то давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов.
Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации
Литературная викторина
Воспитатель организует две команды книголюбов, предлагает каждой выбрать себе название.
Воспитатель. На сказочной карте указано, какие испытания должны пройти обе команды, чтобы получить главный приз.
Задания
Капитанам даются по две картинки-пейзажа. Нужно вспомнить стихи об этом времени года и выразительно прочитать их наизусть.
Команды получают по конверту, на которых напечатана фамилия детского писателя. Команда должна вспомнить все известные ей произведения этого автора.
Каждая команда должна назвать как можно больше пословиц (о труде, смелости, дружбе и друзьях).
Командам предлагаются литературные загадки.
Героям каких сказок помогали животные?
В какой сказке волк испугался зайца? Расскажите, как это случилось.
Вспомните, где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка».
Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда?
Как называется сказка, похожая на сказку «Теремок»?
В какой сказке главная героиня превратилась в облачко?
По отрывку из сказки (аудиозапись) дети должны узнать и назвать сказку (каждой команде предлагается по два фрагмента).
Используя атрибуты, шапочки для драматизации, разыграть по ролям диалоги из известных сказок. Каждая команда готовит по два диалога.
В конце воспитатель подводит итоги соревнования, вручает командам призы.
Объясни, покажи
Цели: познакомить с фразеологизмами.
Материал: карточки, отражающее прямое и переносное значение используемых фразеологизмов.
* * *
Воспитатель. Одна нога здесь, другая там. Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать?
Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению.
Лексический материал: сгореть со стыда, ворон считать, морочить голову.