Просмотр содержимого документа
«Развлечение «Знакомство с русской печкой»»
Развлечение
«Знакомство с русской печкой»
Цель: воспитание интереса к традициям прошлого своей Родины.
Задачи:
- познакомить с традициями внутреннего убранства избы;
- формировать образные представления о предметах старинного быта, культуре питания (дать знания о печи, ее приспособлениях, знакомить детей с русской кухней);
-развивать у детей воображение;
-воспитывать нравственные качества (любознательность, патриотизм, культуру здоровья).
Подготовительная работа: чтение художественных произведений о русском быте, рассматривание картин, репродукций, иллюстраций по теме «Русская изба», изготовление с родителями предметов русского быта для пополнения коллекции музея, беседа о народных приметах, связанных с предметами русского быта.
Оборудование: мини-музей «Русская изба», иллюстрации с изображением русской печки, домашней утвари.
Ход развлечения
Воспитатель-хозяюшка: Милости просим в гости, детушки! Сегодня я расскажу о том, как жили, не тужили в старину. Покажу вам вещи, которыми в нынешние времена уже не пользуются. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Проходите дорогие гости в мою избу.
Мир Вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Я готовила для вас.
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Здесь для Вас и сказки русские
И медовый каравай.
- Так о чем же мы поведем рассказ? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
Стоит изба, в избе печка, в печке зола, в золе жар.
Воспитатель: Рада видеть Вас у печки,
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней, как весной.
Главное в доме – печь.
В деревенской избе печки ставили большими, они занимали пол избы. Матушку-печку держали в чистоте, белили, наносили особые узоры.
Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печке, да слушают волшебные сказки.
- Ребята, закройте глазки и представьте, как трещит мороз, да воет ветер. (Звучит в аудиозаписи треск дров).
- Слышите, как потрескивают дрова? От печки идет теплый пар, протяните ручки. Почувствовали?
- Что Вы ощутили? (Ответы детей)
- Да, от печки идет тепло, угольки светятся да избу освещают.
- А знаете ли Вы, что печка существует не одно тысячелетие?
Причина ее долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает помещение – жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушится одежда, продукты, спят на ней старики и дети. В ней даже в глубокую старину купались – настоящую баню устраивали.
Русская печка – деревенская кормилица. У печи заключались договора, давались клятвы. Печь воспринималась всегда как существо одушевленное. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось рот, а часть печи, расположенная над ним – чело (лоб). А в подпечье было главное обиталище покровителя дома – домового и его семейства. Хозяйка всегда ставила угощение, приговаривая «Прими гостинчик, да будь к нам поласковей». А еще специально для котов выкладывали уголок в печке – «печурку». Кто больше котов любит тепло и ласку? Погладили кота – он замурлыкал, дали ему молока – снова песенку запел. Даже про домашнего любимца придуманы загадки:
У бабушки Матрены
есть зверек мудреный,
Возле печки греется,
без водички моется.
Отворилась тихо дверь
и вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
и умылся серой лапкой (Кот)
- Ребята, а кто в доме первым делом начинает растапливать печку?
(Ответы детей)
- Правильно, хозяйка. Рано встает, топит печь, ставит в печку чугуны. Вы знаете, благодаря русской печи появилась посуда особой формы. (Демонстрация горшков, чугунов). Кроме того, посуду такой формы удобно доставать ухватом. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом.
- А какие угощения дарит нам печь? (Ответы детей)
- Давайте достанем чугунок да посмотрим, что там есть. (Воспитатель достаёт чугунок, и дети обнаруживают внутри вареный картофель).
Игра «Кто быстрее почистит вареный картофель».
Звучит музыка.
Появляется Дедушка из-за печи.
Дедушка: Шумно, разбудили меня!
Воспитатель: Здравствуй, Дедушка, хватит греться на печи, лучше выходи да поиграй с нами.
Дедушка: А мне неохота!
Воспитатель: (уговаривает) Попробуй, это так весело!
Дед: Да мне лень, дрема одолела, на печи лежать, да бока греть – лучше. Воспитатель: Вот лодырь, кто ленив, тот и сонлив.
Воспитатель: Дедушка, дедушка!
Дедушка: Ну, чего Вам?
Воспитатель: А хочешь съесть бублики-калачи?
Дедушка: Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда. Проголодался я. Воспитатель: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Дедушка: А чего делать?
Воспитатель: Послушай наш рассказ. Иди к нам, присаживайся. Рядом с печкой находился «бабий угол». Здесь хозяйка и пряжу пряла и готовила. Вот кадка (демонстрация) для теста, а это ларь с мукой. Хозяйка вставала рано утром, растапливала печь, замешивала тесто и пекла для всей семьи угощения – бублики, калачи.
Дедушка: Я понял все, но мне неохота ничего делать.
Воспитатель: Нужно потрудиться! Правда, ребята? Недаром есть такие пословицы (которые рассказывают дети):
Почет и труд рядом идут.
Труд и хлеб – всему голова.
Как работаешь – так поешь.
Воспитатель: А мы, Дедушка, можем тебя научить печь калачи. Вот тебе тесто, садись с нами и делай как мы.
Совместный труд
Дети из заранее приготовленного соленого теста лепят калачи, и воспитатель ставит их в печь, сопровождая работу пословицей: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи! На печи заседать – хлеба не видать!»
Дедушка: (поет) Ой, печи, печи, печи,
Всем на радость калачи,
От жаркой соломы
Тепло по всему дому
Воспитатель: Вот видишь, Дедушка, это только в сказке можно «по щучьему веленью», а в жизни нужно потрудиться, чтобы что-нибудь получилось. Ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Вот наши калачи испеклись, готовы. Угощайтесь, ребята!
Воспитатель: Нам пора прощаться!
Быстро время пролетело возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта.