воспитывать умение детей жить по правилам, которые сохраняют им жизнь и здоровье.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости с другой планеты прилетел необычный малыш, которого зовут Лунтик. Но наш дорогой гость не знает в какой город он попал и совсем не знаком с правилами поведения на улице.
Дети: Мы живем в одном из городов России - в городе Оренбурге, которому исполнилось 275 лет. Наш город очень большой, в нем живет более миллиона человек. В городе Оренбурге очень много улиц, они составляют целые районы. На какой улице Вы живете? (Ответы детей).
Воспитатель: На какой улице расположен наш детский сад №198 (Ответы детей).
Воспитатель: У каждой улицы есть свое название. Какие названия улиц Вы знаете. Дети, назовите, что расположено на улице?
Дети: Дома, магазины, аптеки, кинотеатры, тротуар, дорога, дворы и т. д.
Воспитатель: Бывают улицы большие - их часть называют проспектами, и маленькие - переулки. Улица - это огромный организм, живущий по своим правилам. Плохо когда на улице случаются неприятности и происшествия. Чтобы избежать этого, улицы патрулируют наряды полиции, а на проезжей части нашу безопасность обеспечивает светофор или регулировщик.
Итак, давайте представим, что мы с Вами вышли погулять на улицу. (Воспитатель рассматривает с детьми плакат "Внимание дорога!").
Воспитатель: Дети, как называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: Правильно, дети. Пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой его стороне они должны идти?
Дети: По правой.
Воспитатель: Правильно, по правой, чтобы не мешать другим пешеходам. В пешеходном деле самое главное и трудное - переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: "Где пешеходы должны переходить улицу?".
Дети: По пешеходному переходу.
Воспитатель: Правильно! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его еще можно назвать "Зеброй". Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. А что это за помощники, Вы узнаете, отгадав загадки.
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня,
Как зовут меня, друзья? (Светофор)
Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой,
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Милиционер-регулировщик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. А сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка "Пешеходы".
Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте).
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
Дети:
1. Не играй на проезжей части улицы.
2. Не перебегай дорогу перед движущимся транспортом.
3. Переходи дорогу только по подземному переходу, пешеходному переходу "зебре" или по светофору.
4. Если нет светофора, прежде чем перейти дорогу, нужно вначале посмотреть налево, а затем дойдя до середины - направо. Если нет транспорта - дорогу переходи.
5. Ходи по правой стороне тротуара.
Воспитатель: Молодцы ребята, Вы хорошо знаете правила для пешеходов. А теперь мы проведем с вами небольшую викторину.
1. Викторина «Пешеходы на улице».
Воспитатель: По какой части улицы должны ходить дети?
Ребенок: По тротуару.
Воспитатель: Почему по улице нужно ходить только по тротуару?
Ребенок: За тротуаром начинается движение транспорта, а пешеход на проезжей части подвергается опасности.
Воспитатель: Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Ребенок: Водитель не может сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь.
Воспитатель: Где нужно ждать автобус, троллейбус, трамвай?
Ребенок: На остановке.
Воспитатель: Где и как пешеходы обязаны переходить улицу?
Ребенок: По пешеходному переходу.
Воспитатель: Что такое регулируемый перекресток?
Ребенок: Это перекресток, на котором движение регулируется светофором или полицейским-регулировщиком
Воспитатель: Как надо переходить улицу, если нет светофора или регулировщика?
Ребенок: Убедиться в безопасности, посмотрев налево, а дойдя до середины дороги - посмотреть направо.
Воспитатель: Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках?
Ребенок: При зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.
Воспитатель: Какие сигналы светофора Вы знаете? Что обозначает каждый сигнал светофора? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
Ребенок: Это опасно для жизни.
2.Эстафета «Умники и умницы».
Как называют людей идущих по улице? (пешеходы) По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина). По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой). В каком месте нужно переходить дорогу? (на перекрестке, пешеходном переходе). С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми) Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке). Почему нельзя играть на дороге? (это опасно) Про что говорят «главный командир на дороге»? (светофор). Как называют человека, регулирующего дорожное движение? (регулировщик) Какие еще помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки). Где ожидают пассажиры автобус? (на остановке) С какой стороны нужно обходить машины и автобус? (сзади).
3. Отгадай вид транспорта (загадки о машинах).
1. Этот конь не ест овса, Вместо дна два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём. (Велосипед)
2. Несётся и стреляет Ворчит скороговоркой Трамваю не угнаться За этой тараторкой. (Мотоцикл)
3. Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)
4. Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука, Два блестящих огонька. (Машина.)
5. Поднимает великан Много груза к облакам. Там, где встанет он, потом Вырастает новый дом. (Подъемный кран.)
Бывает ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? (Машина для поливки улиц)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли пойдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
4.Эстафета «Знаете ли вы сказки»
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) 2. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки (В карету) 3. Ехали медведи на велосипеде 4. А за ними комарики. (На воздушном шарике) 5. На чём передвигалась Снежная Королева? (На санях) 6. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа)
7.Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед). 8.Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед). 9.На чем летал Алладин? (Ковер-самолет). 10. На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).
Вед: Автобусы, Трамваи, такси, маршрутки, а как же раньше люди ездили, когда не было машин?
Дети: На лошадях!
5.ИГРА НА ВНИМАНИЕ « СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА»
Ведущий показывает разные цвета светофора, а дети выполняют следующие движения: зеленый – топают ногами; желтый – хлопают в ладоши; красный – не двигаются.
Воспитатель: Теперь, ребята, Вы еще лучше знаете правила дорожного движения. Всегда помните их и выполняйте, потому что эти правила помогут сохранить Вам жизнь и здоровье.