kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие технического творчества детей в процессе конструктивной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие технического творчества детей в процессе конструктивной деятельности»»

Консультация для воспитателей : «Развитие технического творчества детей в процессе конструктивной деятельности».



Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Творчество — мыслительный процесс свободной реализации во внешнем мире, в т.ч. с помощью инструментов, внутренних ощущений человека представляющих для него и/или для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность для творца. Необходимым элементом творческой деятельности человека является воображение.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.



Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Проявление детского творчества на разных этапах развития личности ребёнка.

На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование.

Виды детского творчества

Психологи выделяют следующие виды ДТ:

- художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество,

- техническое,

- музыкальное.

Техническое детское творчество

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:

постановка задачи

сбор и изучение информации

поиск решения задачи

реализация решения

Иногда в творческой деятельности ребёнка выделяют три этапа:

Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.



В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Детское творчество и личность ребёнка

ДТ, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы.

Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

-детство- Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.

-юность- Сочетает осознанную деятельность и вымысел.

-зрелость- Воображение находится под контролем интеллекта.

Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.

Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»:

- возраст,

- особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии),

-индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер),

- воспитание и обучение.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка

Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Значительный вклад в изучение психологических проблем творчества внесли такие ученые как В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Ю.З. Гильбух, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, Ю.Г. Тамберг, Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, Н. Н. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Я. А. Понамарев, так и многие другие. Свои психологические модели разработали и зарубежные психологи: Дж. Гилфорд, Э.ДеБоно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, Дж. Берлайн, П. Торренс и другие ученые.

Тэйлор А. ввел представление о следующих уровнях творчества. Содержание их следующее:

1. Экспрессивное творчество – такое, как спонтанное рисование у детей.

2. Продуктивное творчество - научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой.

3. Интенсивное (изобретательское) творчество, когда изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках.

4. Инновационное творчество – улучшение через модификацию.

5. Порождающее творчество – выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникнуть новые движения и школы.



Поскольку основным действующим звеном в творческом процессе является творческая личность, попытаемся дать определение данному понятию. В разработку психолого-педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, внесли выдающиеся психологи и педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Астафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Н.И. Сац, В.А. Моляко, В.П. Эфроимсон продолжали и продолжают теоретически и практически развивать идеи творческого развития детей и юношества.

Специфика творческой деятельности предполагает наличие у личности определенных качеств и способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью. Психологи до настоящего времени в качестве суждения о творческой личности использовали в основном библиографии, мемуары и автобиографии, содержащие описания и самоописание творческих личностей. Путем анализа и обобщения такого рода материала выявились ключевые особенности и качества творческой личности.

Анализируя различные подходы к определению творческой личности и ее составляющих в работах И.М. Верткина, разработчика теории развития творческой личности, теоретиков научно-технического творчества Б.Л. Злотина и A.В. Зусмана, психолога А.Н. Лука, М.Тринга, В.Н.Дружинина и других, можно сказать, что творческой личности, присущи следующие качества и свойства:

 Творческой личности, прежде всего, присуще креативность (созидание) – «общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности»

.  Еще одна особенность творческой личности - способность идти на риск, смелость высказывать и отстаивать свои идеи. Именно "бесстрашие мысли" позволяет ему высказывать догадки и гипотезы, даже если нет абсолютных доказательств их правильности.

 Открытость ума – «готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному

 Огромное желание творить, создавать, минуя все преграды, несмотря ни на что

 Независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

 Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; толерантность (от лат. tolerantia – терпение) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

 Качество, необходимое изобретателю - это порой доходящая до наглости уверенность в себе, уверенность в успехе и преисполненная решимость его добиться. В этом ему помогают такие качества как независимость и убежденность, интуиция, активность и упорство .

 Творческим людям характерна особая впечатлительность, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте

 Любой творческий человек в своей деятельности, прежде всего, опирается на знания, которые он черпает из всех разнообразнейших школьных дисциплин, из общения с людьми, с книгами, журналами, газетами, с радио и телевидением.

 Для творческой личности характерной чертой является большое трудолюбие, работоспособность, смелость и результативность особенно в той области науки, которая его интересует.

 Творчески одаренный человек отличается взыскательностью и высокой требовательностью к себе. Творческому человеку присущ скептицизм.

 Творческому человеку присуще хорошо развитые познавательные способности: хорошая память, внимание, мышление, воображение. Для овладения любой деятельностью человек должен обладать рядом способностей, а для творческой деятельности необходимо наличие особых творческих способностей.

На развитие креативности оказывает влияние большая совокупность факторов, отсутствие которых не приведет к формированию активной творческой личности.

В первую очередь на развитие креативности оказывает влияние первоначальный уровень развития креативности, который формируется в возрасте 3-5 лет (при условии нормального развития общих способностей). Во - вторых огромную роль в формировании и развитии креативности играет среда и ее составляющие:

- наличие творческого наставника;

- наличие творческих единомышленников;

- высокая степень нерегламентированность среды (отсутствие ограничений в творческом поведении);

- предметно - информационная обогащенность и доступность предметной среды;

- наличие положительного образца поведения, образца для подражания;

- наличие социального поощрения и подкрепления творческого поведения.

Таким образом, опираясь на накопленный багаж теоретических знаний о психолого-педагогических основах творчества, творческой личности, особенностей технического творчества можно выделить следующие основные критерии развития творческих технических способностей учащихся

-уровень развития креативных способностей, включающих творческое мышление, воображение, способность видеть причинно-следственные связи, способность видит проблему и быстро находить способ ее решения в данной ситуации;

-уровень развития эмоционально-волевой сферы личности предполагающий самостоятельность познания и действия, саморефлексию и самооценку, ответственность за результаты своей деятельности и удовлетворенность своими достижениями;

- уровень развития познавательной активности, характеризующейся не только наличием умением и навыков умственной деятельности, но и наличие познавательной мотивации в творческом процессе, стремление получать знания и творчески их применить в своей деятельности.

Говорят, что все мы рождаемся, имея от природы богатые творческие способности. Однако условности и ограничения, которые нас окружают, тормозят наше творческое развитие, нашу способность к поиску новых нестандартных решений.

Вы знаете, когда ваш ребенок совсем маленький, он большую часть своего бодрствования проводит в творческом поиске. Начиная от выдувания изо рта пузырей или стука крышками, творит и удивляется: как здорово и звонко получается. А с каким удовольствием и интересом дети рисуют свои каляки-маляки, а как изобретают всевозможные слова... Возможно, вы подумаете: - ну какое это творчество, это же обычные детские игры, все абсолютно дети через это проходят.

На самом деле, настоящее серьезная взрослая творческая деятельность принципиально ни чем не отличается. И главное, что необходимо – это свобода самовыражения без парализующего страха оценки. Ведь что мешает большинству взрослых людей творчески себя выражать в образах, в движении, пении или текстах? Страх: не умею, кто я такой, у меня не получится, засмеют... Вот и поем только под душем или в машине, когда никто не слышит.

Почему же исчезает наша детская свобода и радость творить?

К сожалению, в современной школе творческое развитие не всегда поощряется. Школа учит ходить проторенными тропами, требует от детей работы по правилам и подчинения авторитетам. Творческие дети часто оказываются неудобны учителю. У творческого ребенка слишком много идей, он задает неудобные вопросы.

А ведь в жизни наибольших успехов достигают именно люди, умеющие разглядеть новые возможности там, где никому другому это и в голову не приходило.
 

Как раскрепостить творческий потенциал

В психологии условно выделяют 2 системы мышления:

1.  Интуитивную, творческую;
2.    Логическую.

Эти системы работают в разном режиме.
Творческое мышление, интуитивное. Когда нам нужно придумать что-то новое, когда нужны свежие нестандартные идеи, нам нужно задействовать творческую, интуитивную систему мышления.

Последние психологические исследования выявили интересную взаимосвязь между творческим мышлением и настроением. Оказалось, когда человек в хорошем настроении, его творческий потенциал активизируется. Гораздо легче приходят в голову новые идеи и решения.

Конечно, мы можем использовать этот эффект, чтобы помочь ребенку раскрыть свои творческие способности. Внесите в занятия с ребенком элемент игры, легкости. Уберите серьезность, сейчас она будет только тормозить. Во время творческого поиска нужно полностью исключить критику. Если ребенок может пробовать, ошибаться и искать без страха оценки, он будет гораздо легче придумывать новое. Играйте. Какие бы творческие способности вы в ребенке ни развивали, игривое настроение будет помогать. Чтобы не было страха ошибки, ведь это просто игра, забава. Ничего серьезного.

Серьезность же часто отбивает охоту к творческому процессу. Например, вам хочется, чтобы ребенок научился рисовать. Сначала надо его этим заинтересовать. И это лучше делать через игру, легко.

А вот художественная школа, в которой уже все надо делать по правилам, - это для тех, кто уже так увлечен творческим процессом, что готов выдержать серьезность обучения, не заскучать и не бросить учебу.

Этот принцип используют не только для творческого развития детей, но и чтобы ативизировать креативность взрослых, когда надо найти какое-то новое нетривиальное решение. Например, во время мозгового штурма необходимо стараются создать позитивный настрой у участников, предложить какую-то интересную и веселую игру. Но главное, во время мозгового штурма ни в коем случае не допускается критика идей, высказанных участниками. Даже если эти идеи абсурдны и нелепы на первый взгляд.

Кстати, если вы подумали, что вообще все лучше делается в хорошем настроении, то это не так.

Логическому мышлению, в отличие от творческого, интуитивного, наоборот, хорошее настроение только мешает. Исследования показали, что когда у человека приподнятое настроение, он склонен недооценивать риски, не замечать ошибки и принимать необдуманные решения.

Поэтому когда мозговой штурм закончен, и нам нужно проанализировать идеи, высказанные участниками, чтобы отобрать лучшие из них, нам нужно подключить логическое мышление. Тогда нужно и совсем другое состояние. Внимание, сосредоточенность, критический взгляд. Этому способствует, наоборот, несколько пониженный фон настроения. В таком настроении повышаются шансы заметить ошибки и опасности.

Как переключать мышление между логикой и интуицией

Например, когда ребенку нужно придумать, о чем будет его работа (будь то лепка, рисование или конструирование), то ему нужно использовать творческое мышление, и веселое хорошее настроение поможет его активизировать. Для этого полезно подумать о чем-то приятном, веселом, пошутить, подвигаться.

А вот когда нужно проверить, нет ли в работе недочетов и ошибок, тогда нужно задействовать логическое мышление. И в этом поможет более минорное, задумчивое настроение. Для этого можно представить себе моросящий дождик, и все серое вокруг (или просто выглянуть в окно :)))

Помогите ребенку поверить в свои творческие способности

Многим людям кажется, что творческие способности – это некий врожденный дар, который у одних людей есть от природы, а у других – нет, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому очень важно познакомить ребенка с алгоритмами, которые помогают любому человеку находить оригинальные творческие решения.

Существуют творческие приемы, которые можно встретить в литературе и кино. Вы тоже можете использовать эти приемы, например, вместе с ребенком сочиняя истории. Вот некоторые из этих приемов:

  • Новое свойство у обычного предмета: ледяное сердце, шапка-невидимка, скатерть-самобранка и т.п.;

  • Изменение размера: великаны и гномы из сказок, огромные животные;

  • Перемещение в другой контекст: время – прошлое или будущее, место – подводный мир, другая планета, окружение – дикое племя и т.п.

  • Соединение несвязанных идей: например, двух сказок в одну.

Играйте, экспериментируйте, творите вместе со своим ребенком! Это не только поможет творческому развитию ребенка, но и создаст атмосферу радости и близости между вами. А заодно и вы убедитесь, насколько вы сами творческий человек!
 


Как же поощрить фантазию и воображение ребенка, а тем самым создать творческий стимул для ребенка в техническом творчестве?

  1. – Меньше слова «нет». Кто сказал, что смешивать разные конструкторы в одной работе нельзя. Да, придется сортировать несколько коробок с конструкторами. Зато какое поле для воображения! Конечно, устраивать повсеместные беспорядки не стоит, поэтому неплохо приучить ребенка и убрать за собой все свои «художества».

  2. – Предоставьте ребенку все необходимое для творчества. Если Микеланджело просил 12 кистей для работы, то ему приносили 12. Желательно, чтобы все конструкторы и схемы были заранее наготове. Конструктивные принадлежности, а также мелкие игрушки для обыгрывания лучше держать в одном месте.

  3. - Не спешите за удачей. И приучите к этому ребенка. Не успел сделать работу до конца сегодня? Не беда. Не получилось воплотить задуманное? Не страшно.

  4. – Не отказывайтесь от инноваций. Компьютер и виртуальные игры также могут неплохо помочь в прививании творческого духа ребенку. Есть много сайтов для юных конструкторов, они могут стать полезными не только в развития творчества, но и дадут навыки, полезные в будущей профессии ребенка.

  5. – Творите вместе с ребенком. Ваше поощрение – лучший стимул для ребенка. Если взрослый будет проявлять интерес к конструированию, то и ребенок будет стремиться к большему. Не переживайте, если дети не станут великим конструкторами или гениями. Разнообразие и богатство внутреннего мира, которое они получат в процессе правильного воспитания, многим важнее мировой славы и всеобщего признания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Развитие технического творчества детей в процессе конструктивной деятельности»

Автор: Кулинка Ольга Юрьевна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Развитие детей в конструктивной деятельности с 5 до 6 лет."
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-dietiei-v-konstruktivnoi-dieiatiel-nosti-s-5-do-6-liet"
    ["file_id"] => string(6) "277012"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452832206"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""  Развитие детей в конструктивной деятельности""
    ["seo_title"] => string(50) "razvitiie-dietiei-v-konstruktivnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "252285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447350195"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Актуализация и развитие творческого потенциала детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."
    ["seo_title"] => string(80) "aktualizatsiia_i_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_detei_s_ovz_kak_uslovie_ikh_u"
    ["file_id"] => string(6) "519026"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567534391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(128) "oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224132"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438514754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства