Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по Байкалу"»
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение
Северобайкальский Центр Развития Ребенка детский сад «Золотой ключик».
Игра – путешествие для детей подготовительной группы
«Путешествие по Байкалу».
Воспитатель: Кудла Светлана Алексеевна.
Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной форме. О животных, рыбах и растениях озера Байкал.
Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закреплять знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем и возможные пути их решения; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.
Оборудование: карта маршрута, презентация, бинокль, форма для капитана, бескозырки, конверт с письмом от Сибирячка, альбом «Красная книга Байкала», вырезанные силуэты рыб, животных и растений, обитающих на Байкале, акваланги к сюжетно – ролевой игре «Исследователи подводного мира».
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, работа с презентацией «Это наш Байкал», подбор материала для создания Красной книги о Байкале (совместно с детьми и родителями), творческие занятия.
Ход игры.
Раз, два, три, четыре, пять
Я зову вас поиграть.
Стук в дверь, на пороге находим большой конверт. В нем письмо и карта маршрута.
Письмо от Сибирячка.
«-Здравствуйте, дети! Меня зовут Сибирячек. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете по разным странам и материкам. Поэтому, я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу в поисках клада. Байкал действительно хранит с вебе очень много разных сокровищ. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравится это путешествие, и вы обязательно найдете клад. Вперед! Доброго пути!»
Воспитатель: - Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? Давайте посмотрим, на чем мы отправимся в это путешествие.
На доске задание: Соединить цифры по порядку, и мы узнаем, на чем будем путешествовать (на яхте).
Перед началом нашего путешествия, давайте посмотрим на карту. На ней Байкал изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека.
-Давайте очень осторожно будем двигать корабль вдоль берега.
Перед нами водная гладь Байкала, и мы отправляемся в наше путешествие по Байкалу. А сейчас команда «Сбор!» Все заняли свои места? Яхты на старт! Мы отправляемся на поиски сокровищ Байкала!
Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью и не забыть взять хорошее настроение. Ну вот, я вижу, что вы все готовы, и мы отправляемся!
Физ. минутка.
От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он шагнул назад,
А потом шагнул вперед,
И поплыл, поплыл по Байкалу
Набирая полный ход.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, а то в трубу –
Влево, вправо, за корму.
Наше морское судно прибывает на Первую станцию: «Историческая»
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем –
Как его мы назовем
(Озеро Байкал, показ слайда)
Это озеро – священный дар природы. Еще его называют «Жемчужиной Сибири», «Святое море», «Святая вода». Так называли Байкал с незапамятных времен.
А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала.
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течет Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем (показ слайда).
Обратите внимание, перед нами Вторая станция «Животный мир Байкала». Загадать детям загадки, которые сопровождаются показом слайдов, кратким рассказыванием о животных. Вырезанные силуэты животных крепятся на магнит, в районе станции «Животный мир».
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка).
В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь).
Посмотрите – ка какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Шубка серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Хищный маленький зверек,
Но не норка, не хорек,
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет …(Куница)
Коротко рассказываю о животных Байкала, мало знакомых детям.
Куница – ловкий, красивый и хищный зверек. Шубка пушистая, теплая, густая. На горлышке и грудке есть украшение – желтой или с оранжевым оттенком пятно. А на лапках крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница славится своим замечательным мехом.
Хищный небольшой зверек от людей живет поодаль. На куницу он похож, называется он (соболь). Соболь – ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой, пушистый
хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.
Мы прибываем в бухту «Подводный мир». Здесь мы с вами познакомимся с подводным миром Байкала. Итак, одеваем акваланги и вперед, изучать подводный мир Байкала. Посмотрите, кто это плывет мимо нас!
Помещаю силуэт нерпы на карту.
(Нерпа, показ слайда, рассказ педагога о нерпах). У нас на пути байкальская нерпа. Она не случайно расположилась на карте рядом с аквалангистом, который спускается под воду. Это животное живет рядом с водой. Она питается рыбой, любит резвиться в воде.
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезет-
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте- ка, сами!
Релаксация: Дети садятся на ковер: давайте поурчим, как нерпа, полежим, как нерпа на солнышке поплаваем ловко в воде.
Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только в нашем озере Байкал.
Начинается на «О»,
Ох, и любят же его!
Говорят, живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (омуль, показ слайда).
Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так и прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т.е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Почему омуль уходит в реки на нерест? Потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.
Что за рыбка – невеличка-
Меньше вашей рукавички?
Бледно – розова, нежна –
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка – иностранка? Рыбка эта….голомянка.
(Показ слайда)
Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если ее положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительной стекло! Она прозрачная, потому что состоит из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.
Игра «Заселим Байкал рыбками».
-Перед нами, ребята, карта – макет Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой – то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим рыбками. Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, осетр, голомянка, налим, таймень). Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов.
-Молодцы! Ребята, давайте отправимся дальше. И мы прибываем в бухту «Экологическая».
А. Вознесенский:
«Когда ты болеешь, все мы больны. Байкал, ты хрустальная печень страны! И кто-то добавил из глубины: Байкал – заповедная совесть страны».
-Ребята, недавно в нашем научном центре, мы с вами работали над созданием Красной книги Байкала. Давайте с вами вспомним, зачем нужно было создавать такую книгу? Какие животные и растения занесены в красную книгу Байкала? Почему и от кого надо их охранять? Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? (отчеты детей).
Станция «Сюрпризная». Включить запись шум воды. Вместе с детьми находим в научном центре шкатулку с сюрпризами – ракушки и конфетки – морские камушки, бутылку Байкальской воды.
-Ребята, могучему Байкалу очень понравилось, как вы бережно относитесь к природе. Как много вы знаете о растительном и животном мире Байкала. За это он вас поблагодарил небольшими сувенирами. Байкальская вода – это самое настоящее сокровище всего мира. Мы обязательно попробуем с вами эту водичку и вы сами сможете оценить ее вкусовые качества. Ракушки будут храниться в нашем научном центре и напоминать нам о приятном путешествии, сладкие морские камушки напомнят вам как приятно ходить босиком по берегу Байкала. А наше путешествие заканчивается.