- обсудить с детьми названия и функции мебели, её частей, как ухаживать за мебелью, закрепить обобщающее слово «мебель»;
- расширить знания детей о назначении мебели в жизни человека, о различных её видах;
-выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
-познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, сборщик.
-расширять и активизировать словарный запас детей по теме: «Мебель»;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость на занятии;
-развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия;
-совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, сделанным, руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.
Основные виды деятельности: коммуникативная, познавательно –исследовательская, музыкально –художественная, игровая, двигательная, продуктивная, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: презентация, видеофильм, интерактивная игра, картинки с изображением предметов мебели, предметные картинки к теме «Мебель», мяч.
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок с изображением предметов мебели; рассматривание картинок из серии «Дом. Квартира»; сюжетно-ролевая игра «Дом»; дидактические игры «Какой? Какая? Какое?» (ознакомление с материалами, из которых делают мебель,«Один – много»(образование множественного числа существительных).
Ожидаемый результат: имеют представление о различной мебели, материале, из которого она изготовлена; истории происхождения мебели, использовании ее человеком; знакомы с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели.
Ход.
Организационный момент
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением предметов мебели, по очереди называют их. Воспитатель: Как можно назвать эти предметы одним словом? (Ответы детей)
Воспитатель: А где делают мебель? (Ответы детей).
Воспитатель: Как называется фабрика, на которой делают мебель? (Ответы детей). Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим и мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли была мебель у людей? (Ответы детей).
Воспитатель: Хотите узнать, как жили древние люди? Я предлагаю отправиться в путешествие - в прошлое.
Вокруг себя повернулись, друг другу улыбнулись, потянулись, подышали, друг на друга посмотрели, а теперь тихонько сели.
Работа с презентацией
Воспитатель: Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем они сидели? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, они сидели на земле, на камнях. Камни были холодными, жесткими и людям было не уютно на них сидеть.
Воспитатель: Однажды когда охотники возвращались домой с охоты, уставшие, они сели отдохнуть на упавшее дерево. И люди поняли, что удобнее сидеть на дереве, так как дерево не остывает, а наоборот нагревается.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лучше им было сидеть на дереве, чем на холодных камнях ? (Ответы детей)
Воспитатель: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.
Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Воспитатель: Так появились первые столы, стулья, кровати.
Воспитатель: Вот ребята, мы с вами побывали в прошлом, узнали как жили древние люди, как появилась первая мебель, а теперь пора возвращаться в группу.
Друг на друга посмотрели
улыбнулись, потянулись, подышали,
А теперь на ножки встали.
(выполнить упражнения на дыхание)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже сказали, что человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Воспитатель: Как вы понимаете, поддаётся обработке? (можно распилить, убрать кору, стругать рубанком)
Воспитатель: Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?
Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать любую мебель.
Психогимнастика: Изобразить лесорубов, которые пилят деревья, обрубают сучья; лесовозы-машины, которые еле-еле везут огромные брёвна; столяра, который склеивает стул; плотника, который старательно стругает доски; людей, которые радуются новой мебели.
Просмотр видеофильма
Воспитатель: В наше время мебель делают не только из дерева, ее изготавливают из разных материалов
Упражнение «Из чего изготавливают мебель?»
- из дерева – какая? (деревянная)
- из пластмассы- какая ? (пластмассовая)
- обивка из кожи- какая? ( кожаная)
- из стекла- какая? (стеклянная)
- из соломы- какая? (соломенная)
- из металла- какая? (металлическая)
- из ротанга- какая? (ротанговая?)
- А что такое ротанг? (Ротанг - это лиана, которая растет в жарких странах, из нее плетут мебель)
Воспитатель: Что можно делать с мебелью? (собирать, покупать, привозить, расставлять, ремонтировать).
Воспитатель: Давайте назовём какие части имеет различная мебель.
-А из чего состоит стол? ( 4 ножки, крышка- столешница)
-Посмотрите, крышка у стола может быть квадратная, круглая и прямоугольная.
-А из каких частей состоит стул? (Ножки, сиденье, спинка)
-Из каких частей состоит диван? (Сиденье, подлокотник, спинка)
-Из каких частей состоит шкаф?(Стенка, полки, створки дверей, антресоль)
Игра «Помоги собрать мебель»
Цель: Сформировать понятия о частях мебели.
Воспитатель: Ребята, с мебелью надо обращаться осторожно. У мебели есть острые углы. Нельзя прыгать на мебели, потому что можно удариться и пораниться.
Воспитатель: А как нужно ухаживать за мебелью? (Протирать тряпочкой от пыли или убирать пыль пылесосом)
Воспитатель: Ребята, мебель бывает разная, она предназначена не только для дома, бывает мебель для офиса, для кемпинга, для отдыха, для дач.
Воспитатель: Я буду говорить для чего предназначена мебель, а вы должны сказать, как она называется.
Мебель для кухни - кухонная мебель (кухонный гарнитур). Мебель для спальни - спальная мебель (спальный гарнитур) Мебель для гостиной - гостиная мебель. Мебель для детей - детская мебель.
Мебель для кукол - кукольная мебель. Мебель для школы - школьная мебель. Мебель для офиса - офисная мебель.
Давайте встанем и немного разомнемся. (дети выполняют упражнения, имитируя действия по тексту)
Физминутка
Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
Воспитатель: А теперь представьте, что это не наша группа, а мы пошли с вами в гости.
Вот мы открываем дверь и… где мы с вами оказываемся? (в прихожей)(можно использовать наглядный материал).
- А какая же мебельстоит у нас в прихожей? И что мы сможем с ней сделать? Для чего она нам? (в прихожей стоит шкаф, туда мы повесим одежду. Так же стоит полочка для обуви.) Головные уборы можно положить на полку или в шкаф. В прихожей может стоять стульчик или пуфик, на котором удобно разуваться) .
- Давайте отправимся дальше. Вот мы с вами оказались в гостиной. Какую мебельмы можем в ней увидеть? И для чего же она нам нужна? (ответы детей)
- Из гостиной перейдем мы в спальную комнату. Какая же мебель стоит там? И как же мы можем ее использовать? (ответы детей)
- И конечно же, идем в вашу самую любимую комнату – детскую комнату. Какая же мебель стоит здесь и для чего же она вам нужна? А вот письменный стол? Для чего он нам понадобится? А вот и стул возле него? А диван есть? Расскажите, какой он и для чего нам служит? Есть ли шкаф? Какой он и что же мы можем положить в него? А где же игрушки находятся? (ответы детей)
- Отправляемся на кухню. Какую мебель мы видим на кухне, и для чего она нам пригодится? (ответы детей)
Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие! Все комнаты названы, про мебель рассказано.
Интерактивная игра «Расставь мебель по комнатам»
Игра «Доскажи словечко»
Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать)
Как приятно на нашей Тане поваляться на (диване)
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)
Не страшны морозы, если - ты сидишь в уютном (кресле)
С пирогами чай попьем за обеденным (столом)
Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в (шкаф)
Упражнение "Скажи одним словом" на образование прилагательных суффиксальным способом.
Закончи предложение:
-Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)