Проект на тему "Формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности"
Проект на тему "Формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности"
В проекте представлены занятия, прогулки, сюжетно ролевые игр, подвижные игры, родительское собрание, развлечение, театрализация, которые способствуют формированию у детей и родителей элементарных основ безопасности жихнедеятельности. Проект проведён в рамках недели безопасности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка»
Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательно – игровой
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: дети и родители младшей группы.
Участники: дети младшей группы (2 - 4 года), воспитатели,
родители.
Автор проекта: воспитатели Мордвина Е. В.
Март 2017 год
Паспорт проекта
Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательно – игровой
По количеству участников: групповой
По содержанию: обучающий
По характеру контактов: дети и родители младшей группы
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя ( в рамках недели здоровья)
Участники проекта: дети младшей группы (2-4 года), воспитатели, родители.
Актуальность
Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью каждого родителя является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача взрослых – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять полученные знания в реальной жизни.
Большинство маленьких детей гибнут из – за равнодушия и невнимательности взрослых, из – за нежелания вовремя показать, объяснить, сделать вместе с детьми. Таким образом, можно заключить, что формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности задача поколения современных педагогов и родителей.
Отсюда вытекает важная
Проблема
Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Жизнь ребёнка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.
Цель
Формировать у младших дошкольников элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности.
Задачи
Познакомить детей и родителей с правилами безопасного поведения дома, на дороге, отдыхе.
Развивать наблюдательность, внимание, осторожность и сосредоточенность.
Воспитывать бережное отношение к природе и окружающей действительности
Предполагаемый результат
Дети должны научиться применять на практике правила безопасного поведения в окружающей действительности. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья.
Предварительная работа
Изучение необходимой литературы: программа Вераксы «От рождения до школы», авторских программ по безопасности жизнедеятельности Стеркина, изготовление макета улиц «Безопасный маршрут» от детского сада до детской площадки, изготовление дидактических игр « Светофор», «Так не бывает», «Найди правильный ответ», Опасные предметы», «Безопасные предметы», «Опасные ситуации», «Собери транспорт», картотека подвижных игр, почтовый ящик для игры «Помоги героям сказок», подбор необходимой детской литературы по данной теме, создание альбома «Берегись, бед пока их, нет», изготовление костюмов для драматизации и макета
светофора для изучения и закрепления основных цветов и развития мелкой моторики.
Участие родителей в осуществлении проекта
Принесли фотографии ребёнка для альбома «Берегись, бед пока их, нет», прогулка с родителями и детьми на детскую площадку от детского сада по «Безопасному маршруту», изготовление домов для макета «Безопасный маршрут», почтового ящика для игры, коллекция колющих и режущих предметами, родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста», изготовление памяток» Правила дорожного движения», «Правила личной безопасности», «Общение с незнакомцами», правила поведения в лесу», выполнили поделки « Домик диких пчёл», « Осторожность соблюдай , мухомор не собирай» нарисовали рисунок «Опасные предметы», « Правила поведения в лесу узнай, и всегда их соблюдай», « Светофор нам говорит, что на красный путь закрыт».
Этапы реализации проекта
1 Подготовительный (аналитический);
2. Основной (реализация намеченных планов);
3. Заключительный (подведение итогов).
1 этап: Подготовительный - изучение литературы по теме, подбор материала по теме, составление плана работы, викторина для детей по безопасности « Опасности вокруг нас»
2 этап Основной
Знакомство с опасными ситуациями в быту, на улице, на дороге через дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, настольные игры
Непосредственно образовательная деятельность
Беседы с детьми по темам
Рассматривание иллюстраций, плакатов
Театрализация русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Чтение художественных произведений по темам
Оформление уголка для родителей «Азбука безопасности» (памятки, выставка литературы поделки, рисунки и т.д.)
Прогулка с детьми и родителями по «Безопасному маршруту»
Тематическая прогулка
Родительское собрание,
3 этап Заключительный
Фотоотчёт для детей и родителей по теме: Формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности». Подведение итогов
викторины по безопасности « Опасности вокруг нас». Развлечение: «Путешествие светофорик
План мероприятий младшей группы
Дни недели
Совместная деятельность педагога с детьми / родителями
Самостоятельная деятельность детей
Понедельник
НОД «В мире опасных предметов»
Цели: формировать умение детей сосредотачивать внимание детей на опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представления о том , что они могут нанести вред организму. Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения. Смотреть приложение 1
Прогулка родителей с детьми от детского сада до детской площадки «Безопасный маршрут»
Цель: Уточнить представление детей о проезжей части дороги, обочине, пешеходном переходе.
Продолжать учить детей правилам поведения на дороге. Повысить компетенцию родителей по ПДД и ОБЖ. Смотреть приложение 2
Проблемная беседа по вопросам: «Можно ли детям играть со спичками? Почему? Какими ещё предметами нельзя пользоваться детям? Что делать если случился пожар?
Проигрывание ситуаций «Действия ребёнка при пожаре».
Заучивание русской народной песенки «Пожар» на стихи К.И. Чуковского
Рассматривание плакатов и иллюстраций на противопожарную тематику Цель: закрепление правил безопасности жизнедеятельности
Викторина для детей «Опасности вокруг нас». Цель: выявить представления детей о основах безопасности жизнедеятельности. Смотреть приложение 10
Рассматривание плакатов и иллюстраций на противопожарную тематику
Самостоятельная деятельность детей на детской площадке (игры по желанию детей) под присмотром родителей
Рассматривание памятки
«Детям об огне»
Дидактическая игра
«Стобед»
Цель: закреплять знания об опасных предметах и ситуациях; правилах безопасного поведения.
Вторник
Сюжетно – ролевая игра «Светофор» Цель: Расширить знания детей о правилах дорожного движения; о поведении водителя и пешехода в условиях улицы.
Закрепить представления детей о назначении светофора, о работе полицейского.
Смотреть приложение 3
Прогулка «Наша улица»
Цели: Развить представления детей об улице новыми сведениями: назначение домов на ней разное, в некоторых живут люди, в других же располагаются учреждения(магазины, школа, детский сад, больница). Уточнить знания детей о проезжей части, дороге, обочине. Закреплять знания о легковых и грузовых автомобилях. Дать элементарные знания о правилах поведения на улице.
Смотреть приложение 4
Подвижная игра « Красный, жёлтый зелёный»
Цель: развитие внимания, памяти
Беседа «Можно ли играть на проезжей части?»
Обыгрывание ситуаций «Улица не место для игры»
Чтение стихотворении «Видишь, шашечки такси»
Загадывание загадок о транспорте( полицейская машина, скорая помощь, пожарная машина)
Дидактические игры «Найди правильный ответ», «Какой огонёк зажёгся?»
Знакомство со служебными машинам
Знакомство с макетом «Безопасный маршрут»
Самостоятельные игры с машинками
Дидактическая игра «Собери транспорт», «Собери светофор»
Катание детей на велосипеде, машинках.
Предложить детям раскраски «Спец машины»
Конструирование домов высокие и низкие
Среда
Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
Цель: Обучение детей безопасному поведению в окружающей обстановке, посредством сказки
Смотреть приложение 5
Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Весёлый трамвайчик», «Воробушки и кот».
Смотреть приложение 6
Беседы с детьми: «Как вести себя с незнакомыми людьми». «Как правильно вести себя в лесу?» « Какие правила поведения в лесу вы знаете?»
Обыгрывание ситуации «Если звонит незнакомец»
Цель: упражнять детей в умении управлять собой в опасной ситуации.
Чтение стихотворения « Не пускайте дядю в дом»
Дидактическая игра «Так не бывает»
Цель: закреплять знания правил безопасного поведения
Дидактическая игра : «Опасные ситуации»
Рассматривание памяток:
«Правила поведения в лесу», «Правила личной безопасности»
Рассматривание альбома
«Берегись, бед, пока их нет»
Рассматривание книг « Три поросёнка», Красная шапочка», Волк и семеро козлят».
Четверг
Сюжетно – ролевая игры «Магазин»
Цель: побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – продаёт, покупатель – покупает); продолжать формировать игровые действия по речевой инструкции, действовать согласно принятой на себя роли; закреплять знания детей называть и различать различные продукты; воспитывать коммуникативные навыки; побуждать самостоятельно договариваться во время игры.
Смотреть приложение 7
Сюжетно –ролевая игра «Больница»
Цель: учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое заботливое отношение к заболевшему.
Смотреть приложение 7
Дидактическая игра « Расскажите Чебурашке, как вести себя в саду»
Цель: уточнить представления о правилах
безопасного поведения в саду.
Беседы по вопросам:
-Можно ли играть дома в футбол? Почему?
В какие игры можно играть дома и в садике?
Игра ситуация: «Угостим куклу чаем»
Цель: дать представление о правилах поведения за столом; добиваться от детей повторения названия чайной посуды.
Дидактическая игра «У нас порядок»
Цель: формировать знания о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место.
Игра ситуация: «Угостим друг друга чаем»
Цель: развивать самостоятельность, заботливое отношение к другим детям, умение
правильно пользоваться чайными приборами.
Игры по желанию детей «Магазин», «Больница».
Конструирование из лего: «Дома», «Машины».
Рассматривание художественной литературы по теме проекта
Рассматривание поделок и рисунков, выполненных родителями.
Пятница
Развлечение «Путешествие со светофориком»
Цель: Повторение основных правил безопасности на дороге, противопожарной безопасности, личной безопасности. Учить детей применять эти правила в повседневной жизни. Развивать наблюдательность, осторожность. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности
Смотреть приложение 9
Викторина для детей «Опасности вокруг нас». Цель: выявить представления детей о основах безопасности жизнедеятельности., сравнить результаты обеих викторин. Подвести итоги викторин в виде диаграммы Смотреть приложение 10
Родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей. Активизировать
знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского с ада по проблемам развития навыков безопасного поведения.
Смотреть приложение 8
Конструирование « Построим кошке новый дом»
Цель: продолжать развивать конструктивные навыки. Воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Просмотр мультфильма по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»
Конструирование из строительного материала
«Дома высокие и низкие», «Домик для кошки»
Рассматривание альбома
«Берегись бед, пока их нет»
Игры с макетом светофора
Цель: повторение основных цветов светофора, развитие мелкой моторики
Тема: « В мире опасных предметов».
Цели: формировать умение детей сосредотачивать внимание детей на опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представления о том , что они могут нанести вред организму. Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения.
Оборудование: игрушка Чебурашка, корзинка, «опасные предметы»: иголка, кнопки, ножницы, упаковку от таблеток, спрей для лечения горла, игрушечный ножик, игруш. градусник, средство для мытья посуды.( пустая бутылка), игрушечный молоток и пассатижи, картинки с изображением опасных и безопасных предметов,
Ход НОД
В группе появляется Шапакляк, она раскидывает все игрушки, а потом прячется.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, пока мы с вами завтракали и мыли руки, к нам кто – то приходил в гости и поиграл нашими игрушками, и почему – то от нас спрятался. Давайте мы его поищем.
Дети ищут и находят старушку Шапокляк.
Шапокляк: Здрасьте, я старушка Шапокляк. Я пришла к вам в гости, ведь у вас так много игрушек, и пока вас не было я немного с ними поиграла, но то, что хотела у вас найти не нашла.
Может здесь? (Открывает шкаф .)
Ай-ай- ай, кажется я укололась? Ой, как мне больно! Чем же укололась? Ну вы у меня ещё попляшите! – грозит пальцем. – Привет!
(уходит)
Воспитатель с детьми подходят и смотрят, чем она укололась (коробка с ножницами, иголка)
Воспитатель: Посмотрите, ребята какая тоненькая и острая игла, какие большие и острые ножницы. Нужно сначала научиться, ими пользоваться. Если у вас что – нибудь порвётся, к кому вы обратитесь за помощью.
Дети: к маме, бабушке.
Воспитатель: Правильно, ребята, только взрослые умеют шить иголкой и пользоваться ножницами. Вы запомнили, что есть такие предметы, которые могут нанести вред нашему организму. Эти предметы называются – опасные. Ребята, какие опасные предметы мы нашли к коробке из шкафа.
Дети: ножницы, иголку.
Воспитатель: ребята, шапокляк убежала, но не убрала игрушки на место, давайте наведём порядок в группе.
Дети наводят порядок в группе и находят , раздаётся стук в дверь, за дверью стоит грустный Чебурашка.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто это?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка.
Чебурашка: Здравствуйте.
Воспитатель: А почему ты такой грустный?
Чебурашка: У меня болит живот.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, когда болит живот?
Дети: дают свои ответы.
Чебурашка: Нет, нет, у меня всё есть.
Воспитатель: давайте рассмотрим предметы в корзинке у Чебурашки и расскажем ему о них.
Дидактическая игра « Найди нужный предмет»
В корзинке у Чебурашки лежат упаковка от таблеток, игрушечный градусник, ножик, яблоко, бутылка от средства для мытья посуды, спрей для лечения горла. Детям необходимо найти только тот предмет который поможет вылечить живот у Чебурашки.
Воспитатель: а, вы, знаете какую нужно выпить таблетку, когда болит живот.
Дети: нет.
Воспитатель: а когда вы заболели к кому обращаетесь за помощью.
Дети: К маме, папе, бабушке, врачу.
Воспитатель: Правильно, только взрослые знают, какое нужно выпить лекарство, Ой, ребята, а если Чебурашка выпил бы сам таблетки, что бы с ним случилось?
Дети: Он бы ещё больше заболел
Воспитатель: Ты,слышишь, Чебурашка, что тебе дети говорят. Запомни, пожалуйста, никогда не бери лекарство и не пытайся сам себя лечить. Это очень опасно.
Чебурашка: Спасибо, вам за помощь! Ребята, а давайте теперь поиграем в машинки. О. сколько у вас их много. ( На ковре дети находят сломанную машинку) А кто же сломал машинку? Это вы мальчишки?
Дети: предлагают свои ответы.
Воспитатель: Чем её можно отремонтировать?
Дети: Вот этими инструментами. ( достают молоток и пассатижи).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие тяжёлые инструменты. Кто может работать такими инструментами?
Дети: Папа и дедушка.
Воспитатель: А можно сказать, что это опасные предметы?
Дети: Да.
Воспитатель: Что произойдёт, если вы возьмёте молоток, пассатижи?
Дети: Он может упасть на ногу, а пассатижами можно прижать палец. Будет очень больно.
Воспитатель: Эти инструменты очень тяжёлые и опасные, поэтому ими может работать только взрослый
Воспитатель ремонтирует машинку.
Чебурашка: Ребята, я всё понял, теперь я не буд у брать в руки опасные предметы.
Когда машинка отремонтирована, можно я на ней покатаюсь
Один ребёнок катает на игрушечной машине Чебурашку другие дети играют в игру
Подвижная игра «Едет весело машина»
Цель: продолжать учить детей выполнять действия в соответствии со словами воспитателя.
Ход игры
В руки руль скорей бери (берут двумя руками)
Да моторчик заводи (вращающие движения)
Накачаем дружно шины (топают ногой)
Едет весело машина (идут топающим шагом)
Подъезжаем. Стоп, машина
Стоп, мотор:
Перед вами светофор. ( открываем красный круг)
-Значит, нам проезда…нет
Зелёный свет для вас горит ( открываю зелёный)
Это значит, путь открыт.
Воспитатель: Давайте, вспомним, какие опасные предметы мы с вами нашли.
На доску прикрепляет картинки ( иголка, ножницы, градусник, моющее средство для посуды, таблетки, молоток, пассатижи, ножик) . Теперь мы их зачеркнём красным фломастером, чтобы Чебурашка лучше запомнил. Дети выходят по очереди называют и зачёркивают опасные предметы.
Чебурашка благодари т детей, прощается и уходит.
Прогулка с родителями «Безопасный маршрут»
Цель: Уточнить представление детей о проезжей части дороги, обочине, пешеходном переходе.
Продолжать учить детей правилам поведения на дороге. Повысить компетенцию родителей по ПДД и ОБЖ.
Ход:
Побеседовать с детьми в группе.
Воспитатель: Кто вас сегодня привёл в детский сад?
Дети: Мама, папа, бабушка.
Воспитатель: А, как можно их назвать одним словом?
Дети: Взрослые
Воспитатель: А, куда можно ещё сходить со взрослыми?
Ответы детей
Воспитатель: А, можно детям ходить одним куда - нибудь?
Дети: нет.
Воспитатель: Посмотрите одну историю, которая случилась в лесу
«Настольный театр»
« Как – то раз в гости к бельчонку пришёл зайчонок и стал звать его на большую полянку, которая была в самой середине дремучего леса.
- Бельчонок, пойдём, гулять, там столько красивых цветов и бабочек.
- Ты, что. Сначала нужно спросить разрешения у мамы.
-Так быстрее спрашивай, и побежим: торопил зайчонок.
- Я не могу спросить, моей мамы, нет дома.
-Вот и замечательно! –обрадовался зайчонок. Пойдём так, без разрешения. Мама даже ничего не узнает.
- Нет, так делать нельзя: - твёрдо сказал бельчонок. Сам не пойду и тебя не пущу.
Воспитатель: Кто поступил правильно бельчонок или зайчонок?
Ответы детей.
Давайте с вами выучим правило:
Чтобы с тобой не случилась беда,
Без взрослых один не ходи ни куда!
Посмотрите, сегодня к нам пришли ваши родные: мамы, папы, дедушки.
Взрослые садятся с детьми.
Воспитатель: Сегодня мы вас приглашаем, а куда вы узнаете , отгадав загадку.
Шум и гам на ней с утра.
Здесь резвится детвора.
Горки, мостик и лошадка,
Это … (детская площадка)
-Молодцы, но сначала мы с вами познакомимся с безопасным маршрутом
(выставляется макет « безопасный маршрут» от детского сада до детской площадки)
-Рассмотрите внимательно макет и расскажите, как наиболее безопасно пройти от детского сада до детской площадки.
Родители показывают безопасный маршрут на макете
Хорошо! Можно смело идти по маршруту.
Воспитатели, родители и дети идут от детского сада до детской площадки по «безопасному маршруту»
При переходе улицы
Через улицу дружок.
Не ходи наискосок.
А без риска и хлопот
Там иди, где переход.
На площадке
На детской площадке всё так интересно.
Наверное, это уже всем известно.
В песочнице можно лопаткой копать.
На качелях, как бабочка в небо взлетать!
И на горке целый день
Веселится нам не лень
Воспитатель: Внимательно осмотритесь вокруг и расскажите, какие опасности подстерегают вашего ребёнка на площадке.
Загадывание загадок
Загадаю вам загадки.
Называйте мне отгадки.
Мы из досочек,
А внутри песочек (песочница)
На них детишки сели
Вперёд – назад они летят –
Качают девочек, ребят
Весёлые… (качели)
Мы по лесенке идём
Поднимаемся гуськом.
Постоим. Как на пригорке
И покатимся мы с … (горки)
Предлагаем игру « Прокатись правильно с горки»
Самостоятельная деятельность родителей с детьми на площадке.
Сюжетно – ролевая игра «Светофор»
Цель: Расширить знания детей о правилах дорожного движения; о поведении водителя и пешехода в условиях улицы.
Закрепить представления детей о назначении светофора, о работе полицейского.
Ход игры:
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
Воспитатель: Эти правила, мы сегодня с вами вспомним.
Но сначала скажите, что такое дорога?
Дети: Место, где ездят машины
Воспитатель: Из чего состоит дорога?
Дети: Проезжей части, обочины, тротуара.
Воспитатель: В каком месте необходимо переходить дорогу?
Дети: по пешеходному переходу.
Воспитатель: Молодцы, к нам в гости пришёл светофор, и он посмотрит, как мы с вами знаем ПДД и всегда ли их выполняем.
На дорогах с давних пор есть хозяин – светофор.
Загорелся красный свет: стой, вперёд дороги нет.
Жёлтый глаз твердит без слов: к переходу будь готов!
На зелёный свет: вперёд. Путь свободен! Переход!
Воспитатель. Теперь давайте попробуем правильно переехать дорогу на велосипеде , машине и перейти с детской коляской по пешеходному пешеходу, ориентируясь на сигналы светофора, и сигналы полицейского регулировщика.
Дети учатся правильно переходить и переезжать дорогу по пешеходному переходу.
Тема: «Наша улица»
Цели: Развить представления детей об улице новыми сведениями: назначение домов на ней разное, в некоторых живут люди, в других же располагаются учреждения(магазины, школа, детский сад, больница). Уточнить знания детей о проезжей части, дороге, обочине. Закреплять знания о легковых и грузовых автомобилях. Дать элементарные знания о правилах поведения на улице.
Методические приёмы: беседа, наблюдение, рассказ.
Активизация словаря: учреждение, проезжая часть улицы, обочина, узкая, красивая, грузовые, легковые автомобили, двухэтажные дома.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассказ воспитателя об улице, о машинах, домах, рисование домов.
Ход прогулки
Перед выходом на прогулку воспитатель напоминает детям, как нужно вести себя на улице, не толкаться, громко не кричать, не выбегать на проезжую часть, не показывать на какой – то предмет пальцем.
_ Сегодня мы с вами будем гулять по улице.
Воспитатель: Дети, а вы любите гулять?
Дети да
Воспитатель: С кем вы гуляете?
Дети: с мамой, папой, бабушкой…
Воспитатель: А почему вам нельзя гулять одним на улице?
Дети: предлагают свои ответы.
Воспитатель: сегодня на прогулку мы пойдем все вместе, посмотрите какая наша улица красивая, узкая. Называется она Волкова. Ребята, а кто знаете что означает этот знак?
Дети: пешеходный переход
Воспитатель: Правильно. Пешеходный переход. Он информирует пешеходов. Где им переходить дорогу. Держитесь парами , перейдём через дорогу на другую сторону.
По дороге ездят машины. Машины разные, или одинаковые.
Дети: предлагают свои ответы.
Воспитатель: какие машины вы знаете?
Дети: легковые, грузовые.
Воспитатель: А какие машины называются грузовыми?
Дети: которые возят груз.
Воспитатель: А что могут перевозить легковые машины?
Дети: людей.
Воспитатель: а где едут машины?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что машины едут по дороге. Она узкая. Дорога называется проезжей частью, так как по ней едут машины ( проезжают вперед, назад, влево, вправо…).
Место где ездят машины называется проезжая часть. Давайте повторим
Дети: проезжая часть.
Воспитатель: Место, где мы с вами ходим, называется обочина. Давайте повторим.
Дети: обочина.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, что вы еще видите
Вопрос активизирует внимание детей, побуждает выделить отдельные объекты ( дома, деревья и т. д. )
Правильно, на улице есть дома. Они бывают разные, в одних живут люди, в других же располагаются учреждения: детский сад, больница, магазин.
Какие учреждения вы видите вокруг?
Дети: детский сад, храм, больница.
Воспитатель: есть дома высокие (двухэтажные), низкие.
Итог Сегодня мы знакомились с нашей улицей Волкова, она узкая, красивая на ней ездят машины. Что есть на нашей улице? Ответы детей
На участке воспитатель предлагает детям игру «Красный, жёлтый, зелёный»
Цель: развитие внимания, памяти
Ход игры: Воспитатель показывает кружки разного цвета, если
Красный – стоять без движения.
Жёлтый – хлопать в ладоши.
Зелёный – маршировать
После прогулки предложить детям раскрасить транспорт: грузовой, легковой.
Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
Цель: Обучение детей безопасному поведению в окружающей обстановке, посредством сказки.
Задачи: учить детей быть осторожными. Не открывать дверь при любых обстоятельствах.
Развивать фонематический слух, речь. Воспитывать бдительность при общении с чужими людьми. Разъяснить, что опасности могут подстерегать не только на улице, но и дома.
Оформление зала: одна половина зала убранством избы – печка, стол, скамейка, стулья;
другая - лес с речкой. Коза с козлятами сидит на ковре.
1,2,3,4.5 на носках идём гулять (ходьба на носках)
А, теперь, козлятки. Мы идём на пятках (ходьба на пятках)
1,2,3,4,5 будим прыгать и скакать.
На полянку поспешим
Друг за другом побежим (лёгкий бег)
Переходят в лесочек
Топ – топ топотушки.
Пляшут зайцы на опушке (прыжки)
Пляшет ёжик на пеньке (кружатся)
Пляшут птички на сосне (махи руками)
Пляшет котик на крылечке (хвостик)
Пляшет козлик возле печки ( по коленочкам)
Пляшут ушки, пляшут рожки и хвосты.
Коза
Мои милые сыночки и послушные дочки.
Мама в лес густой пойдёт, травки, молочка вам принесёт.
Дверь закройте на крючок.
А как услышите мою песню, так впустите меня.
Голос за кадром
Только коза вышла, слышится её песня за дверью в исполнении волка
Козлята
Слышим, слышим это на матушкин голосок, наша мама поёт тоненьким голосом
Голос за кадром
Слышится песня в исполнение козы, козлята бегут к двери и открывают.
Козлята
Мама к нам приходил волк, но мы ему не открыли.
Голос за кадром
Хвалит козлят, и строго наказывает волка не впускать.
Коза
Мои милые сыночки и послушные дочки.
Мама в лес густой пойдёт, травки, молочка вам принесёт.
Дверь закройте на крючок.
А как услышите мою песню, так впустите меня.
Голос за кадром
Только коза вышла, слышится её песня за дверью в исполнении волка уже тоненьким голосом.
Открыли козлята дверь, а там волк. Поймал волк и увёл в лес козлят, только одного самого маленького не заметил, потому что он спрятался в печке.
Вернулась коза, смотрит, дверь открыта, вошла, а там никого нет. Заплакала она, вдруг из печки вылез маленький козлёнок и рассказал, что приходил волк и увёл всех в лес.
Пошли они вдвоём, идут между ёлочек, и видят на берегу реки лежит волк.
Коза
А, ну – ка, волк, отдавай моих козлят.
Волк
Ты, что , коза, не видел я твоих козлят.
Голос за кадром
Увидели козлята маму, обрадовались, выбежали к ней и пошли все вмести домой.
А волка коза из леса прогнала.
Коза
Запомните это правило дети.
Если дома вы остались,
А, в квартиру постучались.
Ни за что дверь не открывайте
В дом чужих не запускайте.
Подвижная игра «Весёлый трамвайчик»
Цель: закреплять представления детей о транспорте.
Ход игры:
Воспитатель: Мы весёлые трамвайчики.
Мы не прыгаем,. Как зайчики,
Мы по рельсам едем дружно
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды: дона трамвайчики, водитель держит в руках обруч, вторая пассажиры, они занимают свои места на остановке.
Каждый трамвай может перевести только одного пассажира, который занимает место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне.
Подвижная игра « Воробушки и кот»
Цель: познакомить с сигналами светофора, развивать внимательность.
Ход игры:
Дети изображают воробушек. Один ребёнок – «кот», он сидит на гимнастической скамейке. «Кот» поочерёдно называет цвета светофора. На зелёный «воробушки» разлетаются в разные стороны; на жёлтый прыгают на месте; на красный замирают.
Невнимательные становятся добычей «кота».
Сюжетно – ролевая игра « Больница»
Цель: учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое заботливое отношение к заболевшему.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, кто – у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это мишутка. Сейчас у него спрошу, что случилось и вам расскажу.
У него поранена лапка.
Надо срочно что – то делать. Я придумала.
Сейчас я надену халат и буду его лечить. Я доктор.
Здесь у меня больница, мой кабинет. В аптечке лежат лекарства, шприцы, градусник.
-Мишутка. Дай посмотрю твою рану…
Сейчас возьму градусник и померю тебе температуру.
Температуры нет, а вот рану надо обработать зелёнкой и забинтовать.
Теперь немного посиди и отдохни. Когда рана заживёт, снимем бинт.
-Ребята, смотрите, сколько сидит пациентов, у них у всех что – то болит, давайте им поможем.
А теперь у меня обед. На моё место придёт другой врач, Маша( выбирает любого желающего) теперь ты будешь врачом.
Игра продолжается…
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: побуждать детей выполнять игровые действия ( продавец – продаёт, покупатель – покупает); продолжать формировать игровые действия по речевой инструкции, действовать согласно принятой на себя роли; закреплять знания детей называть и различать различные продукты; воспитывать коммуникативные навыки; побуждать самостоятельно договариваться во время игры.
Ход игры:
Воспитатель: кто работает в магазине?
Дети: Продавец
Воспитатель: Что делает продавец?
Дети: Продаёт товар.
Воспитатель: Как называют людей, которые приходят в магазин за покупками?
Дети: покупатели.
Воспитатель: Что делают покупатели?
Дети: Покупают продукты.
Воспитатель: теперь вы знаете, что в магазине есть продавец и покупатель. К нам сегодня с вами придут гости, а угостить нам их нечем. Давайте пойдём в магазин, и купит продукты, Нам в магазине нужен продавец, им буду я. А вы дети покупатели. Вы знаете, что продавец продаёт, берёт деньги, сдаёт сдачу. Покупатель – покупает, оплачивает товар, берёт сдачу, несёт товар домой.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Магазин», и я расскажу, как в неё правильно играть
Наш магазин мы открываем,
За покупками всех приглашаем.
- Я сейчас надеваю фартук и становлюсь продавцом.
А вы будите покупатели.
Воспитатель в ходе игры объяснят детям, как правильно делать покупки.
Затем один из детей занимает место продавца и игра продолжается…
Родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей. Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского с ада по проблемам развития навыков безопасного поведения.
Карточки и материалы:
Карточки с заданиями для проигрывания проблемных ситуаций с родителями.
Дидактические игры « Собери транспорт», «Помоги героям сказок», Так не бывает». и т. д.
Анкеты для родителей.
Памятки для родителей.
Заготовки для изготовления атрибутов для инсценировки потешки «Кошкин дом».
Фотоотчёт по проведённой работе по теме.
Ход собрания
Вступительное слово.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличение физических возможностей ребёнка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью и стремление к самостоятельности нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Этот факт обуславливает необходимость, как можно раньше начинать знакомить дошкольников с основами безопасности. Ребёнок должен чётко знать, что его может травмировать.
В это же время, детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребёнка страх. Хотя, в настоящее время, возрастает число детей, «которые»ничего не боятся, могут не задумываясь, плохо, управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.
Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией. Но и не осознают сам факт её возникновения. Поэтому следуёт знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать основой безопасного поведения, которая позволит дошкольникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций.
Исходя из всего вышесказанного. Можно сделать вывод, что поведение ребёнка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить её и знает пути выхода, а также от того, насколько знакома опасность.
Поэтому, «проигрывание ситуации»- наилучший способ для преодоления чувства страха у одних ребят, и удержание от поспешных неверных действий – у других.
Именно поэтому, для усвоения материала в своей работе мы используем различные дидактические пособия и игры (предлагается родителям для ознакомления). Подобные игры активно развивают у детей, внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления. А положительная оценка со стороны взрослого позволит удержаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Блиц – опрос для родителей.
А сейчас предлагаем вам немного поиграть. Попробуйте ответить на мои вопросы.
1.Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире? Расскажите, как бы вы объяснили , эти привила ребёнку?
2. Назовите правила поведения при пожаре в квартире? Расскажите, как бы вы объяснили, эти привила ребёнку?
3. Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой? Расскажите, как бы вы объяснили, эти привила ребёнку?
4. Назовите правила поведения ребёнка на дороге? Расскажите, как бы вы объяснили, эти привила ребёнку?
5. Назовите правила поведения на природе? Расскажите, как бы вы объяснили, эти привила ребёнку?
А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.
Каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)
Ситуация 1
Молодая женщина приятной наружности говорит девочке: « Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? Где ты живёшь?
Как должна ответить девочка незнакомке?
Ситуация 2
Ребёнок потерялся, что он будит делать?
Домашнее задание
А сейчас, мы бы хотели услышать ваши ситуации вас или вашего ребёнка из жизни по ОБЖ.
Инсценировка родителями потешки»Кошкин дом»
Предложить родителям инсценировать потешку «Кошкин дом», атрибутику для инсценировки выполнить самостоятельно используя цветную бумагу, картон, клей, ножницы, краски.
Презентация фотоотчёта для родителей по теме проекта « Формирование у младших дошкольников элементарных представлений об основах безопасности жизнедеятельности»
Итоги собрания
Подводя итоги собрания хочется подчеркнуть, что задача взрослых состоит не только в тои. Чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
В дальнейшем мы планируем расширить объём дидактического материала, а так же углубить работу с детьми по заданной теме.
Просьба к родителям высказаться (написать) о том, насколько полезна была для вас эта встреча (заполнение анкет).
Раздать родителям памятки «Безопасность дома»
Тема: «Путешествие со светофориком»
Цель: обобщить знания детей по теме формирование основ безопасности жизнедеятельности в процессе двигательной активности.
Задачи: Закрепить правила безопасного поведения на дороге, дома. Развивать все стороны речи детей. Воспитывать отзывчивость. Умение оказывать помощь другому.
Воспитатель: К нам пришёл сегодня… отгадайте кто
Это кто тут, посмотри-
Нам мигает: раз, два, три?
Кто мне может подсказать,
Что за странные глаза?
Ярко – красный –первый глаз.
Смотрит строго он на нас,
Говорит, что нет пути,
Нам нельзя сейчас идти!
Дальше – жёлтый глаз горит,
«-Подождите, - говорит-
Ну, ещё совсем , чуть –чуть,
И отправитесь вы в путь»
Вот горит зелёный глаз,
Говорит –« Иди сейчас,
Ждут машины и трамваи,
Быстро топай, не зевай.
Разгадали или нет –
Этот маленький секрет.
Кто на нас глядит в упор?
Ну, конечно…..
Дети светофор
(Выходит грустный светофор)
Воспитатель: Здравствуй, светофор.. Ты почему такой грустный?
Светофор: Заспорили мои глазки, кто из них важнее.
« Я – сказал красный – самый важный , я всем говорю – «Стой». Дальше дороги нет, путь закрыт,
«- Нет, я» – сказал жёлтый –Я всех предупреждаю, чтобы немного подождали, чтобы спокойно перейти.
«-Нет, я» сказал зелёный. Я всем разрешаю идти смело.
-Спорили они, спорили и разбились на мелкие части. Вот они. Теперь я не могу помигать ни шофёрам, ни пешеходам, так как сломанный.
(Дети вместе с воспитателем собирают разрезанные кружки красного, зелёного и жёлтого цвета)
Светофорик: Спасибо, ребята! Посмотрите все глазки у меня целые.
Игра «Светофорчик»
Цель: развитие внимания, памяти.
Светофор открывает красный глазок – дети стоят.
Жёлтый глазок – дети хлопают.
Зелёный глазок – дети шагают.
-Какие вы, молодцы! Никто не ошибся. Я приглашаю вас в необычное путешествие. Вы прокатитесь на различных видах транспорта , а ещё мы поиграем в интересные игры. Готовы?
Наше путешествие начинается.
Послушайте загадку:
Что за чудо жёлтый дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины.
А питается бензином
Дети:Автобус
Воспитатель: Кто управляет автобусом?
Дети: Водитель
Воспитатель: Что означает этот знак?
Дети пешеходный переход
Воспитатель Молодцы, входите в автобус, не торопитесь, занимайте свои места.
(дети садятся на гимнастич. скамейку)
И.п.: сидя верхом, ноги согнуты, руки в «замок» за головой
1 – поворачивая ладони наружу, выпрямляя руки, вытянуться вверх –вдох,
2 – И.п. – выдох 2 раза
2. И.п.: сидя на скамейке, руки на плечах
1– поворот вправо, отводя правую руку через сторону назад –вдох.
2 И.п. – выдох.
3-4 то же в др. сторону 2 раза.
3. И.п.: то же ноги прямые, руки на поясе
1 – Поднять вверх обе ноги одновременно
2 И.п. 2 раза
4. И.п: сидя на скамейке. Руки за головой
1 – наклониться вправо –выдох
2.И.п. – вдох.
3 4 – тоже в др. сторону 2 раза.
Конечная остановка. Нам следует пересесть на другой транспорт – трамвай.
Подвижная игра «Весёлые трамвайчики
Светофорик: Дальше мы пойдём по извилистой дорожке
Цель: продолжить учить детей ходить по шнуру спокойно, не торопясь.
-Куда же нас привела дорожка?
Что означает этот знак?
Дети: пешеходный переход
Светофорик:Хоть у вас терпенья нет-
Подождите красный свет.
Жёлтый свет на пути-
Приготовьтесь идти.
Свет зелёный впереди-
Вот теперь переходи.
Дети с воспитателем поочерёдно за руку переходят через дорогу по зебре на зелёный сигнал светофора.
Игра «Собери знаки»
Светофорик: Ехали, ехали в цветочный город приехали.
(Появляется Незнайка) проводит игру
Дидактическая игра « Помоги героям сказок»
Светофорчик: А сейчас посмотрим, как вы управляете легковым автомобилем.
Подвижная игра «Объедь и не задень»
( две куклы садят на стульчики, а дети на машинках поочерёдно объезжают так, чтобы не задеть.
Светофорчик: Тили –тили – тили бом
Загорелся кошкин дом.
Загорелся кошкин дом
Идёт дым столбом.
Кошка выскочила
Глаза выпучила.
(Выбегает кошка)
-Помогите, потушите.
Светофорчик: Дружно все потушим дом, заливай его водой.
Игра «Потуши огонь»
Все: Раз, раз, раз и огонь погас
Кошка: Спасибо, вам, ребята.
Светофорчик: Осторожен будь с огнём.
Можешь всё спалить кругом.
Уходя тушите свет
И приборы тоже.
Игра «По ровненькой дорожке».
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами прокатились на автобусе, трамваи, легковой машине. Какие ещё виды транспорта вы знаете?
Ответы детей
Молодцы. До свиданья!
Викторина
«Опасности вокруг нас»
Пятница
Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
съела пирожок
открыла волку дверь
не пошла в гости к Красной Шапочке
Если тебя угощает конфеткой на улице незнакомый человек, что ты сделаешь?
откажешься от конфетки
возьмёшь и съешь
возьмёшь и уйдёшь
К тебе на улице подбежала собака, что ты будешь делать?
начнёшь махать руками
останешься стоять
быстро побежишь
Выбери опасные предметы (картинки)
нож
кукла
градусник
Где можно передвигаться пешеходу?
по обочине
по проезжей части
по тротуару
Какие опасности нас подстерегают дома? ( картинки)
горячая кастрюля
игрушечный мишка
открытое окно
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
жёлтый
красный
зелёный
Что мальчик делает правильно, выбери правильный ответ? (картинки)
собирает съедобные грибы/мухоморы
катается на горке на площадке/ вдоль дороги
играет в комнате игрушками/ спичками
Что произошло у кошки из потешки «Кошкин дом»
потерялся кошелёк
загорелся дом
заболел живот
10.Ножницы, иголка, ножик – это…
игрушки
опасные предметы
Максимальное количество баллов 15.
Оценивание викторины:
10 -15 баллов полностью сформированы представления о ОБЖ
7-9баллов частично сформированы представления о ОБЖ.