Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Дагестанское ковроткачество»»
Проект на тему:
«Дагестанское ковроткачество»
Воспитатель:
Наврузова Забида Сабировна
Введение
В соответствиис ФГОС дошкольного образования образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)».
Возрождение духовности, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с приобщения их к культуре и традициям своего народа. Ручное ковроткачество – наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории республики нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. После многих веков развития этого вида искусства сформировались самобытные центры ковроткачества.
Актуальность темы
Постепенно такой вид искусства, как дагестанское ковроделие, утрачивает интерес. В домах все чаще появляются ковры европейского производства. Поэтому дети мало знакомы с дагестанскими коврами, с их разнообразием в орнаменте и цветовой гамме.
Когда-то ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в дагестанском доме. Ковер среднего размера мог быть обменен на пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи.
Ковроделие, наряду с ювелирным и гончарным искусством, является традиционным национальным промыслом многих народов Дагестана. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане, что, скорее всего, обусловлено географической близостью к одному из основных центров мирового коврового искусства - Персии.
Рисунок ковров ручной работы никогда не бывает случайным. В выборе и расположении определенных элементов узора стоят вековые традиции, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу.
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
Оригинальны и не похожи друг на друга такие композиции ворсовых ковров как «Сафар», «Ахты», «Микрах», «Патнуси», «Будулай фурар», «Дербент», «Гасан-Кала», «Табасаран», «Ерси», «Хив», «Рутул», «Тлярата» и др. Каждый из этих типов ворсовых композиций строится на художественных особенностях определенных орнаментальных мотивов и соответствующей цветовой гаммы. Обо всем этом в доступной форме можно донести старшим дошкольникам. Прикоснувшись к старинному искусству, дети больше узнают об историческом прошлом Дагестана, его самобытной культуре.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: педагоги и дети старшей группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: две недели.
Цель проекта: познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – ручным ковроткачеством. Раскрыть некоторые его особенности (материал, специфика орнамента, цвет, композиция). Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, труду мастериц.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей появления ковров.
2.Дать детям представления о ворсовых, безворсовых и войлочных коврах.
3.Закрепить знания детей о разнообразии узоров в изобразительной деятельности.
4.Способствовать развитию проявления творчества детей.
Ожидаемый результат
1.В результате работы по проекту дети узнают:
- об истории возникновения ковроткачества в Дагестане;
- о разнообразии ковров - ворсовых, безворсовых и войлочных коврах.
2.Дети смогут сами составлять узоры по мотивам узоров войлочных и ворсовых ковров, делать аппликации по мотивам узоров паласов.
3.У детей повысится художественный вкус, умения подбирать цвета.
Основная часть
Этапы проекта:
I. Подготовительный:
1.Формулиррвка темы проекта.
2.Определение участников проекта.
3.Постановка цели, задач.
4.Планирование ожидаемых результатов.
5. Подобрать информационный материал об истории ковроткачества в Дагестане.
7. Составить план работы с детьми, с их родителями.
8. Мотивация детей на работу по проекту.
II. Основной, практический.
Работа с детьми.
1.Знакомство детей с историей ковроткачества в Дагестане.
Историческая справка:
В Х1Х веке самобытные центры ковроткачества сосредоточились в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Среди лезгин ковроткачество было распространено в селениях Ахты, Магарамкент, Курах, Касумкент, Ашага-Стал, Куркент и др. Известными центрами ворсового и безворсового ковроткачества табасаранцев являются селения Хучни, Ерси, Хив, Межгюль, Ляхля и др. В горной Аварии – это Хунзах, Тлярата, Кутлаб, Гарата, Гоцатль и др. В даргинских селениях в основном производились войлочные изделия и шерстяные полосатые палсы. Это селения Леваши, Гасанкент. Узорчатые шерстяные паласы вырабатывались мастерицами из кумыкских селений Каякент, Гели, Параул и др., в лакских селениях Балхар, Кумух, Кули.
Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые, войлочные.
2. Знакомство детей с орнаментом паласов.
Цель: познакомить с простейшими элементами геометрического орнамента паласов-сумахов. Научить детей вырезать из бумаги полоски, квадраты, треугольники, ромбики, используя разные способы. Формировать навыки композиции с учетом ритма и цвета, умение наклеивать детали, составляя композицию сумаха.
3.Знакомство с растительным орнаментом войлочных ковров.
Цель: познакомить детей с образцами войлочных ковров, характерными признаками орнаментального и цветового решения; вызывать у детей интерес к народному искусству.
9. Оформительская деятельность: украшать игровые уголки результатами своей продуктивной деятельности.
10. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе, отвечающей теме проекта.
Работа с родителями
1.Рассказы родителей, бабушек о ковроткачестве; совместный поиск дополнительной информации.
2.Составление описательных рассказов о разных видах ковров.
3.Подбор иллюстраций, фотографий, рисунков с изображением разнообразных ковров.
III. Заключительный.
1.Комплексное занятие «В гостях у ковровщицы - бабушки Марият».
2.Выставка детских работ декоративно-прикладного творчества.
Заключение
Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.
Сегодня, когда обновляется содержание дошкольного образования, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников рассматривать путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности.
Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.
Литература
1.Дагестанский народный орнамент. М.М.Байрамбеков, Издательство НИИ педагогики, Махачкала, 2001.