Просмотр содержимого документа
«Проект «Мастера Дагестана»»
Проект
«Мастера Дагестана»
Подготовила воспитатель:
Шихмамедова Севиль Газимамедовна
Введение
Дагестан является полиэтнической республикой, уникальной лабораторией для изучения процессов воспитания, приобщения детей не только к культуре своего народа, но и к культуре общества в целом. Многовековые традиции, в том числе и народное искусство Дагестана, помогали и продолжают помогать формированию у детей дошкольного возраста прочных навыков и умений нравственного, эстетического отношения к жизни и творчеству.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.
В формировании духовного облика ребенка в прошлом определенную роль играло народное искусство (колыбельные песни, народные сказки, предметы быта, традиционные игрушки и т.д.), и происходило это ненавязчиво в семье, во время детских игр, традиционных народных праздников, обрядов, в процессе труда мастеров и мастериц, в исполнении танцев, песен.
Художественно-эстетическое воспитание представляло собой синтез таких видов искусств, как фольклор, музыка, прикладное искусство. Например, женщины-мастерицы и девочки ткали ковры и пели песни, лепили игрушки и рассказывали сказки, затем устраивали импровизированные сценки, и дети играли. Взрослые и дети, готовясь к праздникам, со вкусом украшали одежду. Изготовляли различные предметы, преподносили их и дарили в сопровождении песен, стихотворных пожеланий и т.д. Все это, естественно, служило хорошей средой для проявления личности ребенка и приобщения его к культуре своего народа. Как известно, народное искусство вобрало в себя все ценное, что веками складывалось и формировалось в жизни горцев: самобытность, поэтичность, образность мышления, мудрость, любовь к природе, труду и многое другое. Правы те специалисты, которые считают, что сегодня нельзя рассматривать народное искусство только как часть материальной, бытовой культуры прошлого.
Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.
Сегодня, когда обновляется содержание образовательных дошкольных учреждений, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников строить путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности.
В условиях Дагестана с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение в эстетическом воспитании детей приобретает народное искусство (декоративно-прикладное, художественно-речевое, музыкальное, игровое).
Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.
Главное богатство Страны гор, моря и солнца – люди, мужественные и трудолюбивые, талантливые и по-горски гостеприимные.
Своим талантом радуют людей мастера искусств. Они бережно хранят богатое культурное наследие. Плодотворно развивается самобытное декоративно-прикладное искусство. Повсюду известно мастерство дагестанских умельцев. Их талантливые руки продолжают создавать художественные изделия из металла, дерева, шерсти, глины, стекла. На многочисленных международных и всероссийских выставках экспонируются дагестанская чеканка, украшения, керамика, ковры.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования
Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Дети приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Дети заставляют родителей и воспитателей искать информацию в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.
Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Цель проекта: помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых.
Задачи проекта:
1.Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
2.Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
3.Продолжать знакомить детей с профессиями, своих родителей.
4.Воспитывать уважение к труду людей.
5.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы и родители, муз. руководитель.
Вид проекта: информационно – творческий.
Сроки реализации: среднесрочный (1 месяц).
Ожидаемый результат:
знание детьми информации о профессиях;
развитие творческих способностей детей;
повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Методы:
проведение экскурсий;
организация встреч с людьми разных профессий;
чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;
беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;
составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;
индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Этапы работы над проектом
I – подготовительный этап
1.Оснащение предметно-развивающей среды.
2.Оформление альбома с фотографиями «Дагестанские мастера».
3.Подбор иллюстраций по теме проекта.
4.Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой проекта.
5.Приобретение художественной литературы, энциклопедий, связанных с профессиями людей.
6. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда гончаров, златокузнецов, ковровщиц, чабанов, виноградарей.
II – основной этап
Образовательные области
Совместная взросло – детская деятельность в разных видах деятельности
Познавательное развитие
Занятия: «Кто трудится в Дагестане?», «Кем быть?», «Дагестанские мастера».
Экскурсии и целевые прогулки: в краеведческий музей, сад.
Беседы: «Кем я буду работать, когда вырасту», «Мастера Дагестана».
«Я хочу быть…»,
«Где работают мои близкие родственники»,
«Я горжусь трудом своих родителей».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы; заучивание стихов; работа с пословицами и поговорками о труде, трудолюбии, мастерстве; загадывание загадок о профессиях и орудиях труда; работа над скороговорками, в которых упоминаются профессии и орудия труда.
Чтение произведений: Н. Юсупова «Чабан Рабадан»,
А.Исмаилов «Маленький чабан»,
Н. Капиева «Сыновья мельника»,
А. Раджабов «Маленькая ковровщица».
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда ковровщиц, чабанов, гончаров, златокузнецов, виноградарей.
Составление рассказов «Почему поссорились инструменты», «Мои папа и мама спешат на работу».
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Скажи, что делают этими предметами?», «Кто, где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Для человека, какой профессии это нужно», «Такие разные профессии», «Назови чей инструмент?»
Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Знаю все профессии».
Сюжетно-ролевые игры:
«В гостях у вышивальщицы», «В гости к гончару», «В гостях у хлеборобов Дагестана».