kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Мастера Дагестана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Мастера Дагестана»»

Проект

«Мастера Дагестана»

Подготовила воспитатель:

Шихмамедова Севиль Газимамедовна

Введение

Дагестан является полиэтнической республикой, уникальной лабораторией для изучения процессов воспитания, приобщения детей не только к культуре своего народа, но и к культуре общества в целом. Многовековые традиции, в том числе и народное искусство Дагестана, помогали и продолжают помогать формированию у детей дошкольного возраста прочных навыков и умений нравственного, эстетического отношения к жизни и творчеству.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.

В формировании духовного облика ребенка в прошлом определенную роль играло народное искусство (колыбельные песни, народные сказки, предметы быта, традиционные игрушки и т.д.), и происходило это ненавязчиво в семье, во время детских игр, традиционных народных праздников, обрядов, в процессе труда мастеров и мастериц, в исполнении танцев, песен.

Художественно-эстетическое воспитание представляло собой синтез таких видов искусств, как фольклор, музыка, прикладное искусство. Например, женщины-мастерицы и девочки ткали ковры и пели песни, лепили игрушки и рассказывали сказки, затем устраивали импровизированные сценки, и дети играли. Взрослые и дети, готовясь к праздникам, со вкусом украшали одежду. Изготовляли различные предметы, преподносили их и дарили в сопровождении песен, стихотворных пожеланий и т.д. Все это, естественно, служило хорошей средой для проявления личности ребенка и приобщения его к культуре своего народа. Как известно, народное искусство вобрало в себя все ценное, что веками складывалось и формировалось в жизни горцев: самобытность, поэтичность, образность мышления, мудрость, любовь к природе, труду и многое другое. Правы те специалисты, которые считают, что сегодня нельзя рассматривать народное искусство только как часть материальной, бытовой культуры прошлого.

Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.

Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.

Сегодня, когда обновляется содержание образовательных дошкольных учреждений, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников строить путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности.

В условиях Дагестана с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение в эстетическом воспитании детей приобретает народное искусство (декоративно-прикладное, художественно-речевое, музыкальное, игровое).

Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.

Главное богатство Страны гор, моря и солнца – люди, мужественные и трудолюбивые, талантливые и по-горски гостеприимные.

Своим талантом радуют людей мастера искусств. Они бережно хранят богатое культурное наследие. Плодотворно развивается самобытное декоративно-прикладное искусство. Повсюду известно мастерство дагестанских умельцев. Их талантливые руки продолжают создавать художественные изделия из металла, дерева, шерсти, глины, стекла. На многочисленных международных и всероссийских выставках экспонируются дагестанская чеканка, украшения, керамика, ковры.

Актуальность проекта:

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования

Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Дети приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Дети заставляют родителей и воспитателей искать информацию в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Цель проекта: помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых.

Задачи проекта:

1.Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.

2.Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

3.Продолжать знакомить детей с профессиями, своих родителей.

4.Воспитывать уважение к труду людей.

5.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы и родители, муз. руководитель.

Вид проекта: информационно – творческий.

Сроки реализации: среднесрочный (1 месяц).

Ожидаемый результат:

  • знание детьми информации о профессиях;

  • развитие творческих способностей детей;

  • повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Методы:

  • проведение экскурсий;

  • организация встреч с людьми разных профессий;

  • чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых;

  • беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;

  • составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых;

  • индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Этапы работы над проектом

I – подготовительный этап

1.Оснащение предметно-развивающей среды.

2.Оформление альбома с фотографиями «Дагестанские мастера».

3.Подбор иллюстраций по теме проекта.

4.Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой проекта.

5.Приобретение художественной литературы, энциклопедий, связанных с профессиями людей.

6. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда гончаров, златокузнецов, ковровщиц, чабанов, виноградарей.

II – основной этап

Образовательные области

Совместная взросло – детская деятельность в разных видах деятельности

Познавательное развитие

Занятия: «Кто трудится в Дагестане?», «Кем быть?», «Дагестанские мастера».

Экскурсии и целевые прогулки: в краеведческий музей, сад.

Беседы: «Кем я буду работать, когда вырасту», «Мастера Дагестана».

«Я хочу быть…»,

«Где работают мои близкие родственники»,

«Я горжусь трудом своих родителей».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы; заучивание стихов; работа с пословицами и поговорками о труде, трудолюбии, мастерстве; загадывание загадок о профессиях и орудиях труда; работа над скороговорками, в которых упоминаются профессии и орудия труда.

Чтение произведений: Н. Юсупова «Чабан Рабадан»,

А.Исмаилов «Маленький чабан»,

Н. Капиева «Сыновья мельника»,

А. Раджабов «Маленькая ковровщица».

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда ковровщиц, чабанов, гончаров, златокузнецов, виноградарей.

Составление рассказов «Почему поссорились инструменты», «Мои папа и мама спешат на работу».

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Скажи, что делают этими предметами?», «Кто, где работает?», «Кто это знает и умеет?», «Для человека, какой профессии это нужно», «Такие разные профессии», «Назови чей инструмент?»

Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Знаю все профессии».

Сюжетно-ролевые игры:

«В гостях у вышивальщицы», «В гости к гончару», «В гостях у хлеборобов Дагестана».

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Рисование: «Моя любимая профессия», «Профессия – пастух (чабан)», «Врач».

Лепка: «Инструменты для людей разных профессий».

Аппликации из природного бросового материала по теме «Сказочный ковер», «Дагестанский палас».

Музыкально-творческая деятельность

Исполнение песни «Маленькие помощники» (композитор и автор И. Гилилова);

«Маленькая ковровщица» М. Гусейнова;

«Песня юных садоводов» Е.Тиличеевой;

«Радость труда» Фаталиев Р.А.;

Слушание музыки:

«Песня пастуха» К. Шамасова;

«Сбор урожая» М. Кажлаева;

«Ритм труда» П.Проскурина.

Физическое развитие

Подвижные игры народов Дагестана: «Храни очаг» (авар.), «Игра с мячом» (дарг.), «Угадай» (дарг.), «Защити гостя» (дарг.), «Выбери ягненка» (дарг.) «Пастух и овцы», «Волк и овцы», «Где пасешь?» (кум.).

Работа с родителями

  • Подготовить материал по теме - «Дагестанские мастера» (в виде презентации, рассказ, фотоальбома, видеофильма и т.д.).

  • Изготовление альбома «В мире профессии».

  • Изготовление стенгазеты «Кем я буду работать, когда вырасту».

III – заключительный этап

Проведение развлечения «Горных мастеров дары – небывалой красоты».

Выставка детских работ - «Наши будущие профессий».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Мастера Дагестана»

Автор: Шихмамедова Севиль Газимамедовна

Дата: 21.10.2024

Номер свидетельства: 658127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства