Цель: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Масленичные посиделки»»
Проект «Масленица» для детей старшей группы.
Воспитатели: Коннова Е.Н., Кулик О.А
.
Солнце круглое как блин, Улыбаясь, светит. Рады теплой встрече с ним Взрослые и дети.
(Т. Кайзер).
Актуальность проекта:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта:
– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами. 2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов. 3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом. 4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Разучивание песни русской народной песни «Блины»; « Веснянка». – Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»;
– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
Работа с родителями:
– Консультация для родителей: «Масленица широкая».
– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.
– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском саду в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица; – Получение представлений о народных играх, обрядах; – Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы; – Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
- Создать условия для формирования интереса к празднику.
-Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
-Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
-Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
-Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
-Разучивание хороводных игр.
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице. -Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».
- Организация и проведение музыкально-спортивного праздника с последующим чаепитием.
День недели
Вторник 09.03.21
«Масленица – это весело!»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
Работа с детьми
Беседа «Что за праздник Масленица?»; Презентация «История Масленицы»; Поговорки про масленицу; Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»; Загадки о зиме и весне. Подвижная /игра «Пирог», Д/и «Найди пару»
НОД «Масленичные посиделки»
Работа с родителями
Оформление материалов:
«Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома)
Среда 10.03.21
«Милости просим!»
Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
- презентация «Русская изба»
Работа с детьми
- экскурсия в мини-музей «Русская изба»
- разучивание подвижных игр:«Горшки»
- разучивание хороводных игр
- разучивание масленичных закличек,
Разучивание народной песни: «Блины», «Веснянка»
Просмотр мультфильма «Масленица!»
Работа с родителями :«Акция спеки блин сам»
Фото детей с блинами.
Четверг 11.03.21.
«Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»
Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов
Работа с детьми
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Д/И «Угадай узор»
-разучивание подвижных народных игр
- разучивание хороводных игр «Хоровод с бубнами»
Рисование
«Испеку блин на сковородке».
Работа с родителями
Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения финального развлечения
Пятница 12.03.21
«Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
«Масленица гуляет, всех на праздник созывает»
Работа с детьми
Развлечение: « Проводы Масленицы»
Создать радостную атмосферу праздника.
- чаепитие с блинами
Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»
Работа с родителями
Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни
Приложение.
Конспект НОД «Масленичные посиделки»
цель: познакомить с традициями народного праздника – Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Воспитатель:Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице?(ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.
Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный! Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками", мастерили чучело Масленицы.
С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.
А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.
Послушайте некоторые из них:
Как на масляной неделе Из трубы блины летели. Ой, блиночки мои, Подрумяненные! Шила платье из капусты, Огурцом отделала. Рассердилась, платье съела, Что же я наделала? Я на Масленку катался, Трое саней изломал, Ворона коня замучил, И милашку покатал.
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай к нам на конях вороных,
Да на саночках скорых расписных.
Чтобы слуги в санках были молодые,
Нам подарочки везли бы дорогие:
И блины, и оладьи, и калачи,
К нам в печку да в окошко их мечи!
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали.
Проводится русская народная игра «Горшки»
Одна группа детей садятся в кружок и назначаются «горшками». Другие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.
Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». « Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»
«Хозяин»: «Купи, что дашь?»
«Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин»: «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».
Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.
Среда - "Лакомка" («Сладкоежка»). В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
О блинах сложено много поговорок:
- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины. - Блин добро не один. - Блин брюха не портит.
Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.
В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Масленице пели и песни:
«Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, На саночках расписных, На кониках вороных»
Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:
- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй! - Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала! - А у Ваське на носу съели кошки колбасу! - Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!
Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки" - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - седьмой и последний день Масленицы – был днём «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…
- Ты прощай, прощай Наша Масленица: Ты не в среду пришла, и не в пятницу, Ты пришла в понедельник, Всю неделю веселье!
проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»
А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.
А сейчас ответьте на вопросы:
Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)
Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)
Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)
Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)
Что означает круглый блин? (солнышко)
Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они?
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны). Взойди поскорей, Освети, обогрей (Руки развести перед собой). Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх). Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
Подвижная игра «Веселый бубен» Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова: Ты катись веселый бубен, Быстро, быстро по рукам, У кого остановился, Тот сейчас станцуем нам! Подвижная игра «Солнышко». По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют: Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее! На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.
Хоровод «Как на тоненький ледок» (идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту) Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Соберёмся все в кружок, Все потопаем, все потопаем. Будем весело играть, Будем ручки согревать, Все похлопаем, все похлопаем. Если холодно стоять, Мы похлопаем опять По коленочкам, по коленочкам. Чтобы стало нам теплей, Будем прыгать веселей, Все попрыгаем, все попрыгаем.
Песня «Веснянка» Ой, бежит ручьём вода, Нету снега, нету льда. Ой, вода, ой, вода, Нету снега, нету льда. Прилетели журавли И соловушки малы. Журавли, журавли, И соловушки малы. Мы весняночку поём, Весну красную зовём. Ой, поём, ой, поём, Весну красную зовём.
Стихотворение для разучивания:
Радость – в каждый дом! Встанем утром рано, Напечём блинов
С творогом, сметаной, С мёдом. Будь здоров! С маслом и вареньем, Вот Вам угощенье!
Закличка на Масленицу:
Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет.
«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».