Просмотр содержимого документа
«Проект «Балхарская игрушка»»
Проект «Балхарская игрушка»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 2 «Изюминка»
г.Дагестанские Огни
Эстенгерова Марина Абдулкеримовна
Актуальность
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания развитого человека.
В процессе художественно-творческой деятельности у дошкольников совершенствуется память, особенно зрительная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе художественно - эстетической деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
ФГОС ДО предполагает, что в изобразительной деятельности у дошкольников развивается умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие. Также в содержание художественно-эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Родители, в силу своей занятости не уделяют внимание на расширение знаний детей о народном искусстве и творчестве, не посещают выставки и музеи, что помогло бы расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве, дагестанской культуре.
Наша задача поближепознакомить детей с изделиями народных мастеров Дагестана - балхарскими игрушками. Тем самым, привить ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Стимулировать умственную деятельность детей.
Воспитывать у детей уважение к мастерам и интерес к народным промыслам.
Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.
Развивать умение детей общаться между собой.
Участники проекта.Дети старшей группы, педагоги, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Сроки реализации.Краткосрочный /3 недели/.
Ожидаемые результаты проекта
Уважительное отношение к народным промыслам.
Сформированные представления о процессе создания игрушек.
Создание образов, используя полученные навыки и приемы лепки.
Сформированные навыки работы с глиной.
Пополнится мини-музей глиняными изделиями. Альбом «Мастера – умельцы народной игрушки», «Игрушки из аула Балхар».
Этапы проекта
1. Подготовительный
1.Выбор темы, подготовка к проекту
Заинтересовать детей.
Мотивировать детскую деятельность.
Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
2. Основной этап
Реализация проекта
Образовательные области
Мероприятия
Познавательной развитие
Рассказ о селении Балхар, где мастера создают такие замечательные изделия и игрушки.
Беседа о используемых мастерами при росписи, элементах, которые входят узор.
Рассматривание балхарской игрушек (подлинников) и беседы о них.
Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста». Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».
3. Заключительный этап
Проведение ярмарки «Мастера из аула Балхар»
Заключение.
Решая задачи этого проекта, хочется отметить, что в образовательной программе ДОУ мало занятий посвящено керамики селения Балхар и балхарской игрушке. Поэтому мне пришлось дополнительно провести беседы о возрождении игрушки, об особенностях производства балхарской игрушки, о порядке лепки игрушки, об ознакомлении с характером росписи игрушек. Дети наблюдали за изготовлением игрушек из глины, а потом сами были мастерами своего дела. Рассматривали альбомы декоративно-прикладного искусства.
Вне всякого сомнения, дети будут бережнее относиться к предметам, сделанными своими руками. В работе над проектом закрепляются знания, развиваются эстетические чувства, особенно если дети самостоятельно учатся подбирать элементы росписи, цвет. Перед собой я поставила цель: провести данную работу в течение месяца. Итогом работы является проведённая ярмарка, где дети будут предлагать свои игрушки на майдане. Свою продукцию дети подарят детскому садику.