Просмотр содержимого документа
««прянички для души – до чего же хороши!»»
КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП ПО ТЕМЕ:
«ПРЯНИЧКИ ДЛЯ ДУШИ – ДО ЧЕГО ЖЕ ХОРОШИ!»
Цель: всестороннее развитие по различным направлениям: художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, познавательному, музыкальному.
Задачи
Направление художественно-эстетическое
- Дать детям представление об одном из традиционных русских угощений – прянике. Расширить опыт работы с тестом (тестопластика, пряничное тесто). Научить покрывать пряники сахарной глазурью и расписывать кондитерским декором, присыпкой, используя традиционные элементы орнаментов: круги, завитки, ягодки, цветочки, точки, волнистые линии. Развивать у детей воображение, творческую самостоятельность, укреплять мелкую моторику рук.
Направление социально-коммуникативное
- Способствовать сближению и организованности группы, закреплять умение работать в команде, уметь сообща решать проблемные ситуации, создавать положительный эмоциональный настрой. Вовлекать родителей в подготовку образовательной деятельности.
Направление «Познание»
- Продолжать знакомить детей с народным творчеством. Развивать интерес к традициям русской культуры. Дать детям возможность соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.
Направление «Развитие речи»
Словарь. Обогащать и развивать разговорную и образную речь детей.
Связная речь. Учить детей выразительно читать стихотворения, прозаический текст.
Грамматический строй речи. Упражнять в согласовании существительных и числительных в роде и числе.
Направление: «Музыкальная деятельность».
- Продолжать развивать музыкально-художественную деятельность детей, танцевально-ритмические движения под русскую народную музыку.
Предварительная работа.
Чтение русской народной сказки «Пряничный домик» в пересказе Ген. Снегирева и Влад. Глоцера. Беседа по содержанию сказки. Беседы о русских традиционных промыслах: «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка». Рассматривание образцов и занятие по художественной росписи, пластилинографии, аппликации. В разделе «Взаимодействие с семьей» - организация родителей по оформлению поделок и атрибутов к квест-игре. Разучивание с детьми стихотворений, потешек, чистоговорок.
Материалы, оборудование, инструменты
- Путеводительные карты, таблички с названиями «Станций»: «Гжельская слобода», «Тульская слобода», «Хохломская слобода», «Дымковская слобода» в рекреациях ДОУ. «Ключи» (пряники-пазлы) для показа детям; картинки с пряниками. Готовое тесто (пряничное), глазурь, кондитерский декор, посыпка для украшения пряников. Чистые клеёночки, формочки для вырезывания теста (силуэты мишек, сердечек, человечков и др.), декоративные тарелочки для кулинарной выставки, скалки, фартучки, шапочки. Сюрпризный момент: грамоты детям и взрослым.
Действующие лица:
Хозяйки горницы – 2 воспитателя,
Дети-рассказчики в народных костюмах, сотрудники детского сада, работающие на станциях вместе с детьми, Прянуха Медович.
- Рады видеть вас у нас в гостях! Мастера живут в наших слободах! Мастера не простые – у них руки золотые! Ох, и порадуем и попотчуем вас сегодня угощением русским и вкусным.
I-ая Хозяйка:
- Просим, просим к Тульской слободе, гости дорогие!
Дети и гости подходят к Тульской слободе, а там сидит подмастерье и громко вздыхает.
II-ая Хозяйка:
- Что, дружочек, ты не весел, что головушку повесил? Мы гостей созвали на угощенье, а твои подносы пусты – как же это так?
Подмастерье:
- О-ох, о-ох, обещал приехать к нам знаменитый мастер Прянуха Медович с угощеньями, а с какими – я и забыл! Только вот в сундучке письмо и оставил.
I-ая Хозяйка:
- А вот мы сейчас письмо прочитаем и все узнаем!
Открывает сундучок, а там карты и письмо.
Письмо Прянухи Медовича:
«Нужно детям и гостям пройти к станциям-слободам, ответить на вопросы, выполнить задания и получить в конверте ключи-отгадки. Когда соберете 3 ключа-отгадки, нужно встретиться снова у моего тульского подмастерья, открыть конверты и соединить все части ключа-подсказки. Получив готовую картинку, вы все узнаете, какое угощенье будем делать.»
II-ая Хозяйка:
- Ну что, ребята, поможем подмастерью? Давайте возьмем путеводные карты и в добрый путь, команды!
Дети и гости делятся на 2 команды и расходятся по заданным маршрутам.
(Ответ: потому, что мы знаем, что синие и голубые узоры на белой посуде – это гжельские узоры)
Хозяйка «Гжельской слободы»:
- А какой узор преобладает в гжельской керамике?
(Ответ: цветы)
Хозяйка «Гжельской слободы»:
- Я приглашаю посмотреть нашу выставку гжельских мастеров. Здесь и чайники, и чашки, масленка, фигурки животных. Давайте рассмотрим, каким узором украшена чашка.
(Ответ: цветком и бордюром из точек)
- А какие элементы росписи вы еще видите на посуде?
(Ответ: капельки, сеточки, листики, завитки)
- Из чего сделана эта посуда?
(Ответ: из белой глины)
Хозяйка «Гжельской слободы»:
- Василиса, расскажи нам стихотворение о гжели.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Не виданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье - ГЖЕЛЬ!
- Ребята, а вы знаете стихи о гжельской росписи?
1 ребенок.
Старшая группа
В тихом Подмосковье река Гжелочка бежит,
Вдоль этой речки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
2 ребенок.
Старшая группа
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
3 ребенок.
Старшая группа
Из глубины веков до наших дней
Стараньем мастеров умелых
Русь украшает чудо – Гжель
Узором синем в снегах белых!
Хозяйка «Гжельской слободы»:
- Посмотрите, дети, гости, какой красивый сказочный петух с пушистым хвостом!
(На ватмане изображен гжельский петух – кроссворд)
- Я вам буду задавать вопрос, а вы говорите ответ:
Название промысла (гжель)
Основной цвет гжельской росписи (синий)
Элемент росписи (листок)
Инструмент художника (кисть)
Прием работы кистью (мазок)
- А теперь, гости дорогие, проходите в нашу мастерскую.
Изготовление гжельской аппликации на подносе.
Хозяйка «Гжельской слободы»:
- Белоснежный цвет глины, какой продукт вам напоминает, который хозяйки используют для приготовления теста (мука, сахар, соль, сода, крахмал) - За правильный ответ даем ключ.
II станция «Хохломская слобода»
Ребенок подготовительной группы встречает команду загадкой:
«Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым,
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это?» (Хохлома)
- Какие цвета используют в хохломской росписи? (Золотой, черный, красный, зеленый)
- Какие ягоды изображены в хохломской росписи? (Клубника, смородина, рябина и т.д.)
- Какие элементы используют в хохломской росписи? (Завиток, травка, усики, листочки, ягодки и т.д.)
- С чего начинают роспись растительного орнамента? (С креуля)
Хозяйка «Хохломской слободы» предлагает взрослым гостям и детям украсить готовые формы (поднос и ложку) с помощью пластилинографии хохломскими узорами.
Ребята, а Вы знаете стихи о хохломской росписи?
1 ребенок.
Старшая группа
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши,
Там травка вьется
И цветы удивительной красы.
2 ребенок.
Старшая группа
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой,
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Выполнив задание, дети отвечают на вопрос хозяйки:
- Золотой цвет Хохломы похож на продукт, который тоже иногда добавляют в тесто. Этот продукт тягучий, сладкий, его делают пчелы? Что же это за продукт?
Ответы детей:
- Мед!
Хозяйка предлагает детям и гостям поиграть на ложках, а в конце игры выдает часть ключа подсказки, и команда следуют по путеводительной карте к «Дымковской слободе».
III станция «Дымковская слобода»
Ребенок из подготовительной группы встречает команду загадкой:
- Веселая белая глина, кружки и полоски на ней:
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыба. А ну, назови-ка меня! (Дымка)
1 ребенок.
Старшая группа
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое – Дымково назвали.
Там любили песни-пляски, там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины все игрушки не простые,
А волшебно расписные!
2 ребенок.
Старшая группа
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
А отвести не в силах взор.
Хозяйка «Дымковской слободы» предлагает детям ответить на вопросы по картинкам, а взрослым раскрасить готовые контуры с помощью дымковских орнаментов.
Хозяйка «Дымковской слободы»:
- Скажите, ребята, а на какой продукт, который хозяйка добавляет в тесто, похожи желтые кружочки в дымковской росписи. Подсказка: его несут курочки.
Ответы детей:
- Яйца.
Команда получает часть ключа-подсказки и возвращается в «Тульскую слободу».
Под музыку входит Прянуха Медович. Представляется гостям и детям. Предлагает собрать из частей подсказок одну картинку. Когда картинка собрана, Прянуха Медович спрашивает, догадались ли команды, какое лакомство будут сегодня делать.
Ответы детей: Пряники.
Прянуха Медович предлагает послушать историю этого праздника:
«Пряники делают на Руси с незапамятных времен. Из муки, яиц, меда замешивают тесто. Оно получается не таким легким и воздушным, как на булочки и пироги. Тесто это очень сладкое и тяжелое. А еще в него добавляются пряности: имбирь, корицу, мускатный орех. (Прянуха Медович демонстрирует детям пряности). А когда выпекут пряники украшают глазурью и подают к чаю. И меня, пряничных дел мастера, так и зовут – Прянуха Медович, от слова пряник, пряность. Ну, что, хотите сами попробовать сделать прянички?»
II-ая Хозяйка:
- А у нас и в горнице все готово. Мы и тесто замесили, и скалочки приготовили. Вот вымоем ручки, да оденем шапочки и фартучки, и приступим.
Взрослые помогают детям приготовиться.
I-ая хозяйка:
- Посмотрите, как научил меня Прянуха Медович делать прянички. Сначала нужно скалочкой раскатать тесто, но не тонко, затем понравившейся мне формочкой вырезаю фигурку на тесте, а затем аккуратно отправляю ее на противень. Попробуйте и вы сделать свои прянички.
Пока дети осваивают технологию изготовления пряников, взрослые готовят все для украшения пряников. Затем Прянуха Медович и хозяйки показывают на заранее испеченных пряниках, как можно украсить глазурью и кондитерским декором: кружочками, завитками, точками. Гости принимают участие в изготовлении и украшении пряников.
Пока пряники выпекаются, а украшенные высыхают естественным образом, Прянуха Медович говорит:
- Хорошо вы потрудились! Приглашаю и гостей, и детей на «Русскую кадриль».
После кадрили Прянуха Медович:
- Я вижу, ребята, что вы время даром не теряли и из подмастерьев превратились в настоящих мастеров! Ну, а за это – посвященье в Мастера!
Прянуха Медович выдает детям грамоты «Пряничных дел Мастеру».
Грамоты можно выдать и гостям.
Прянуха Медович:
- Вы работали, играли, время даром не теряли.
Но пришла пора прощаться,
В путь мне надо собираться.
Говорю вам, детвора: «До свиданья, мастера!».
Используемая литература
Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления». – М. Линка – Пресс, 2000.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» - Из.дом «Цветной мир», 2011.
Примерная общеобразовательная программа ДО / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» - М: Мозаика-синтез, 2010.
Юдин А.В. «Русская традиционная народная духовность». Программа «Обновление гуманитарного образования в России» - М., 1994.