Цель: расширить, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда.
Задачи:
- прививать интерес к труду, рабочим профессиям;
- показывать важность труда;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Ход деятельности
1.Организационный момент
Звучит музыка, входят мальчик Труд, девочка Весна
2. Контроль исходного уровня знаний
Воспитатель: Здравствуйте! А Вы кто?
Девочка: Я, Весна!
Мальчик: А я, Труд!
Воспитатель: значит ты мальчик Труд, а ты девочка Весна?!
- Ребята, я не пойму, а зачем они к нам пришли?
Дети: потому что 1 мая мы будем отмечать праздник Весны и Труда.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить:
- о традициях сложившихся при праздновании этого дня;
- о труде и профессиях;
- проверим свои знания в этой области, соревнуясь друг с другом;
- подведем итоги, определяя лучших Знатоков.
3. Обучающий этап
Воспитатель: 1 Мая День Весны и Труда отмечается в 66 странах мира – это либо государственный праздник, либо выходной. Весенний праздник в разных странах мира отмечают по-своему. Познакомимся с самыми интересными.
Первый этот праздник отметили в древней Италии три тысячи лет назад. Жители Италии поклонялись богине Майе - покровительнице плодородия и земли. Именно она стала виновницей праздника. Последний весенний месяц назвали ее именем - МАЙ, а в первый день люди устраивали гуляния после окончания весенних полевых работ.
В Германии отмечают Вальпургиеву ночь у подножия горы Броккен, по германскому народному поверью, именно в эту ночь на вершине горы собираются ведьмы и вместе с сатаной начинают шабаш.
В школах за две недели дети рисуют и лепят ведьм.
Если немецкая девушка хочет избавиться от веснушек, она должна на рассвете перед 1 мая умыться росой и сказать: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои веснушки. Они должны к тебе прийти, а у меня пропасть!»
Немецкие юноши часто тайно сажают майские деревья напротив окон своих любимых девушек.
Взрослые устраивают традиционные шествия, нередко они заканчиваются стычками с полицией.
Древние римляне поклонялись Флоре - богине цветов и весны. Сегодня 1 мая известно как самый счастливый день года в Италии. Внутри и вокруг Итальянских храмов множество цветов.
В итальянском Первомае отчетливо проявляется его двойственность: одни итальянцы отмечают этот день в стиле первых рабочих парадов, другие - по традициям, дошедшим из Древнего Рима. Такие итальянцы не тратят прекрасный майский день на шествия, а поют серенады под окнами своих любимых девушек. Кроме того, молодые люди могут позвать любимую замуж, положив перед ее дверью зеленую ветку. Если девушка согласна - она забирает ветвь, если нет - выбрасывает на дорогу.
Еще один обычай - первомайское дерево. Это или живое дерево, высаженное специально к празднику, или украшенный гирляндами и цветами столб. Вокруг первомайского дерева танцуют и поют, водят хороводы, запускают фейерверки. Иногда празднества могут быть омрачены тем, что ночью накануне кто-нибудь выкопал и унес первомайское дерево - это тоже традиция!
На Сицилии все в первомайские дни собирают луговые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье.
Франция. 1 мая в этой стране - официальный государственный праздник. Французы первыми заговорили о своих правах, и 1 мая 1833 года правительство Французской Республики выпустило постановление о правах трудящихся. Массовые демонстрации проходят во Франции до сих пор.
1 мая во Франции — праздник ландышей, все дарят друг другу букетики этих душистых весенних цветов. Это главный атрибут французского Первомая, как гвоздика в России. Цветок полагается засушить и хранить его целый год, до следующего праздника.
Но дарят не только ландыши: в знак дружбы и любви можно подарить веточку боярышника, дуба, тополя. Девушкам с плохим характером дарят остролист, а лентяйкам — ветку бузины.
Также на французских фестивалях 1 мая особую роль играют коровы. Букеты цветов привязаны к их хвостам, поскольку коровы принимают участие в процессии. Каждый старается прикоснуться к ним, потому что, согласно примете, это может принести удачу. Утром 1 мая все пьют теплое парное молоко, которое также может принести удачу в течение года.
В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов». В Советском Союзе День международной солидарности трудящихся был государственным праздником, отмечался демонстрациями, а 1 и 2 мая были выходными.
Теперь в России он лишен какой-либо политичности и является Днем Весны и Труда. Последний раз официальное празднование Первомая, как Дня солидарности трудящихся, состоялось в 1990 году. И теперь этот праздник стал частным делом каждого.
Но если говорить о символах ушедшего Первомая, то многие вспоминают об этом с грустинкой. Приходят на память разные транспаранты, бумажные цветы и фанерных символов мира голуби. Все это строгали, клеили, рисовали недели за две до первомайских праздников, в предвкушении долгожданных выходных. Из комодов, шкафов и сервантов извлекались воздушные шары.
Беседа о труде
Воспитатель: труд, ребята, а что такое труд?
Дети читают стихи:
1.Светом ласковым согреты
Мы на солнечной земле
Наступает день с рассветом
В каждом городе, селе.
2. Утро ясное зовет
В поле, шахту, на завод:
Начинается работа!
И у нас свои заботы.
3. Время тратим не напрасно:
Чтоб всегда все было ясно-
Знаем математику на «пять»,
Любим строить, рисовать.
4. Научились мы дружить,
Добрым делом дорожить,
Подрастем – все будем сами
Делать этими руками.
Много я узнать хочу –
Выбрать дело по плечу.
На доске – «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Воспитатель: - Давайте подумаем: что дает людям труд?
Дети: - Труд дает человеку все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта.
- Трудом создаются книги, произведения литературы, искусства.
- В процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными.
- В результате труда создаются заводы, фабрики, здания, машины, станки.
- Труд позволяет людям пользоваться богатством природы, выводить новые сорта растений и новые породы животных.
Воспитатель: - Человек должен трудиться, чтобы его жизнь была благополучной и обеспеченной.
Воспитатель: - А чем ценен ваш труд, ребята?
Дети: - Мы получаем знания.
Воспитатель: Объясните смысл половицы: «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»
Воспитатель: Знания, которые вы получите при обучении, пригодятся вам при выборе будущей профессии
Беседа о профессиях
Воспитатель: - Что такое профессия?
Профессия – любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает трудно выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом.
5. Профессий много есть на свете,
Но выбрать мы должны лишь ту,
Что всех дороже нам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Воспитатель: - Вы любите мечтать? Давайте помечтаем о будущих ваших профессиях и расскажем о них.
Ответы детей.
Загадки «Угадай профессию»
Воспитатель: Давайте проверим названия каких профессий вы уже знаете.
1.Пашет, сеет, хлеб убирает. Кто? (Хлебороб)
2.А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь)
3. Кто лекарства отпускает? (Аптекарь)
4. Одевает кто нас модно? Кто костюм шьет выходной?
Всем известно – он… (портной)
5. Кто с письмом приходит в дом? Скажем прямо … (почтальон)
6. Вот на краешке с опаской он железо красит краской;
У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (Маляр)
7. Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу, преграждая путь врагу. (Пограничник)
8. Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
А огромную ракету, дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
9. Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней. (Доктор)
10. Служит дорогой Отчизне старший брат.
Охраняет наши жизни, он - … (солдат)
11. Заболело ухо у кота, поднялась в доме суета.
Дед ворчит, сестричка хнычет,
Суп в кошачьей миске стынет.
Что мне делать? Как мне быть?
Где котенка полечить? (У ветеринара)
12. Расплакалась лягушка: пятнышко на брюшке,
Пятнышко на ножке – будьте осторожны!
У кого будем лечить эту болезнь? (У дерматолога)
13. Попала соринка на лету в глаз красавцу-журавлю.
Ребята, к какому врачу обратиться журавлю? (К окулисту)
14. Родилась сестренка Даша – радость наша, горе наше.
Хлеб не ест, плюется кашей,
К кому идти с сестренкой Дашей? (К педиатру)
15. Сидит девица на железной птице,
Стрелы пускает, груз поднимает. (Крановщица)
Воспитатель: Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится-
Стоит только научиться!
4. Контроль достигнутого уровня знаний
Воспитатель: Вот и давайте посмотрим, какими вы обладаете знаниями в этом направлении.
1.Объясните смысл пословицы:
За много дел не берись,
а в одном отличись.
Зарядка для ума
- Кто не работает, (тот не ест)
- Не спеши языком, (спеши делом)
- Без труда (не вытащишь рыбку из пруда)
- Дело мастера (боится)
- Труд человека кормит, (а лень портит)
- Куй железо (пока горячо)
- Не сиди сложа руки, (так и не будет и скуки)
- Готовь сани летом, (а телегу зимой)
1тур «Продолжи пословицу»
1.Муравей не велик – …
- в лес не убежит
- да горы копает
- да муравьи кусаются
2.По труду и …
- урожай
- мало платят
- награда
3.Дело мастера …
- кусает
- не знает
- боится
4.Без дела жить …
- только небо коптить
- забот не знать
- так и не будет скуки
5.Чтобы рыбку съесть …
- надо поставить сеть
- надо в воду лезть
- надо сначала пожарить
6.У ленивой пряхи – …
- и камень мхом обрастает
- и для себя нет рубахи
- порвана рубаха
2 тур «Инструмент и профессия»
1. Какой инструмент использовал Папа Карло для обработки полена?
2. Какой инструмент понадобился Емеле для заготовки дров?
3. В какую профессию можно объединить этих героев?
4.Кем мог бы работать старик из сказки «Золотая рыбка»?
5.Как называется в реальном мире бабкино умение печь колобки?
6.Кем мог бы стать этот дед в реальном мире?
3 тур «Назови пару»
- Ткач – ткачиха.
- Портной -.
- Художник - ….
- Продавец – .…
- Актер - ….
- Повар - ….
- Водитель - ….
- Кондитер - ….
- Певец - ….
5. Итог мероприятия
Воспитатель: - Наше мероприятие подходит к концу.
Как видите, дети, профессий немало – такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край!
Вы еще маленькие, но трудясь в школе, делаете первый шаг навстречу своей профессии.
Воспитатель: чтобы закончить наш урок в духе традиций Первомайских праздников, давайте используя символы создадим общую работу «Мир, май, труд» (дети прикрепляют голубей, ладошки, цветы к глобусу)