Просмотр содержимого документа
«Практикум «Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности»»
Практикум «Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности»
Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые.
Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно. В своей работе с детьми использую метод морфологического анализа, который появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки. Он использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании его нового образа.
Цель метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый предмет. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.).
Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев.
Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей.
Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.
При организации работы по изобразительной деятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора:
*материала на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.
Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.
Использование методов активации творческого мышления, воображения в работе с детьми дошкольного возраста:
Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской, или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т. Д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешении красок, накладывании их друг на друга.
Монотипия – краски наносятся на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа. Потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.
Рисование свечой. Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила и рисунок проступает на цветном фоне.
Рисование по сырой бумаге – сначала лист смачивают, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится когда рисунок высохнет.
Рисование щетками. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.
Коллажи – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.
Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.
«Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.
Рисование на скомканной бумаге. Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.
Рисование по копировальной бумаге. На белый лист бумаги накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.
Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности. Морфологический ящик (выбор способов и средств рисования и образов рисования)
Материал
Гуашь
Карандаш
Цветные мелки
Акварель
Чем изображать
Кисточкой
Поролоном
Пальцем
По трафарету
На чём изображать
На бумаге
На доске
На ткани
На асфальте
Из этих элементов дети выбирают варианты: цветными мелками на доске, пальцами на ткани, карандашами на бумаге… Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.
Тема: Весна - красна
Образ весны (кто это?)
Девочка
Женщина
Три девочки (3месяца)
Одежда, украшения
Длинное платье, бусы, веночек
Сарафан, корона
Корзинки с подарками
Как появится
На ковре-самолёте
На тройке
Появится с утренней зарёй на небе
Характер
Добрая
Ласковая
Трудолюбивая
Портрет.
Форма головы
круглая
овальная
квадратная
треугольная
Волосы
прямые
кудрявые
белые
черные
Глаза
круглые
полукруг
звёздочки
овальные
Нос
две точки
картошкой
длинный
треугольник
Рот
бантиком
овальчик
полудуга
обычный
Уши
большие
маленькие
антенны
спиральки
Из этих элементов дети выбирают варианты. Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.
Игры на воображение «Творец». Цель: учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа . Ход игры: Детям предлагается различный материал (сухие листья, мусор, блестки и пр.) из которого им необходимо сделать картину и презентовать ее на «выставке». «Картинки».Цель: учить детей вариативности (создавать «много из одного»). Ход игры: Вместе с детьми рассматриваются сюжетные картинки, им необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему. Затем детям предлагается дорисовать несколько одинаковых лекал. «Бумагопад».Цель: учить детей видеть в слабоструктурированном материале образы вещей и людей, ориентироваться на признаки изображений как знаки. Ход игры: Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину «Дорисовки». Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. Ход игры: Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать. 7.«Необычный портрет».
Цель: учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке. Ход игры: Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ.
8.«Спаси букву от буквоеда».Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Ход игры: детям предлагается спасти буквы од буквоеда, дорисовать букву до сюжетного изображения.
9. «Фоторобот». Цель: создание образа фантастического героя, из комбинации частей других героев. мАлла11.Волшебный листок. Геометрические фигуры – на что они похожи. Даются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, по одному. Предлагается детям дорисовать, чтобы получился законченный рисунок.
Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур, и из них нужно составить композицию.1-ый уровень - низкий, когда рисуют в фигуре (колобок, окно).2-ой уровень - средний, подрисовывают (цветок, дом).3-ий - высокий, когда геометрическая фигура становится лишь элементом для большого рисунка (машина, кошка, вагоны и т. д.).
12. Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.
13. Волшебный островок. На лист приклеивается произвольной формы лоскуток или кусочек цветной бумаги и предлагается придумать, что это может быть и дорисовать или доклеить – сделать аппликацию.
14.Сказка по кругу. В течение нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.