kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум для педагогов «Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов «Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности»»

Практикум для педагогов «Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности»

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые.

Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно. В своей работе с детьми использую метод морфологического анализа, который появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки. Он использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании его нового образа.

Цель метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый предмет. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.).

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев.

Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей.

 Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изобразительной деятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора:

*изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

*материала на котором будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.

Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

Использование методов активации творческого мышления, воображения в работе с детьми дошкольного возраста:


  1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (плоской, или свернутой в трубочку). Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшения платьев, следы зверей и т. Д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешении красок, накладывании их друг на друга.

  2. Монотипия – краски наносятся на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа. Потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочку, цветок, платье.

  3. Рисование свечой. Свечой наносится рисунок, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила и рисунок проступает на цветном фоне.

  4. Рисование по сырой бумаге – сначала лист смачивают, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Прорисовка деталей проводится когда рисунок высохнет.

  5. Рисование щетками. Можно использовать щетки различного размера: ими можно рисовать, или разбрызгивать краску.

  6. Коллажи – сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал.

  7. Объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.

  8. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.

  9. Рисование на скомканной бумаге. Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

  10. Рисование по копировальной бумаге. На белый лист бумаги накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

Использование морфологического ящика в изобразительной деятельности. Морфологический ящик (выбор способов и средств рисования и образов рисования)

Материал

Гуашь

Карандаш

Цветные мелки

Акварель

Чем изображать

Кисточкой

Поролоном

Пальцем

По трафарету

На чём изображать

На бумаге

На доске

На ткани

На асфальте


Из этих элементов дети выбирают варианты: цветными мелками на доске, пальцами на ткани, карандашами на бумаге… Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.

Тема: Весна - красна

Образ весны (кто это?)

Девочка

Женщина

Три девочки (3месяца)

Одежда, украшения

Длинное платье, бусы, веночек

Сарафан, корона

Корзинки с подарками

Как появится

На ковре-самолёте

На тройке

Появится с утренней зарёй на небе

Характер

Добрая

Ласковая

Трудолюбивая



Портрет.

Форма головы

круглая

овальная

квадратная

треугольная

Волосы

прямые

кудрявые

белые

черные

Глаза

круглые

полукруг

звёздочки

овальные

Нос

две точки

картошкой

длинный

треугольник

Рот

бантиком

овальчик

полудуга

обычный

Уши

большие

маленькие

антенны

спиральки

Из этих элементов дети выбирают варианты. Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кулишова Алла Александровна

Дата: 10.02.2023

Номер свидетельства: 625318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства