Организация и материал: Первая часть занятия проводится в группе в уголке казачества,
вторая – в горнице.(избе)
Предварительная работа:
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, подворий казаков, в музее–знакомство с бытом казаков , знакомство с обстановкой и предметами быта.
Беседа и презентации о том, как жили казаки в старину. Разучивание песен , стихотворений о казаках.
Ход занятия.
Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
В: Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.(встают в круг)
Посмотрите в нашем казачьем уголке я увидела новые предметы, давайте с вами посмотрим , что же это.
В сундучке предметы быта – ложки, пяльцы, рушник.(ответы детей )
В: Я хочу вас пригласить в курень ( прошлое), узнать побольше о казачьей жизни.
Дети с воспитателем отправляются в курень.
В горнице
Воспитатель: Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
Воспитатель в костюме казачки.
В:Милости прошу ко мне в горницу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит
Много он добра хранит (загадки про печку)
В:.Бабушка седа, бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь) .
Летом спит, зимой горит –
Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)
Дети: Печь, печка.
В:Правильно, А для чего служила печь казакам?
Дети: Готовили еду, чтобы было тепло, спали на ней.
В: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; (кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.)
Казаки называли печь-Матушка, казачки ухаживали за ней , белили после каждого приготовления пищи, украшали. А на печь укладывали спасть только пожилых людей (стариков) и маленьких детей. А куда еще куда укладывали деток спать казачки?
Дети ; Люлька, люлечка.
В: Ее подвешивали под потолок, в нее укладывали малыша спать. Мама пела песенку. А давайте мы с вами споем казачью колыбельную песенку.
Дети: Поют казачью колыбельную.
В: Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачки готовили особое угощения.
Игра с девочками «Накрой на стол» (скатерть, рушник, ложки , самовар и т.д)
В: Посмотрите как, девочки красиво накрыли стол.
Не лопата, не совок, Что захватит, то в роток; Кашу, суп или окрошку… Вы узнали? Это…
Дети: Ложка.
Воспитатель: Какая она, из чего сделана? А для чего еще служила?
Дети: А еще играли на них.
В: Как музыкальный инструмент. А какие народные инструменты вы знаете?
Дети: Балалайка, бубен, трещетки.
Оркестр с мальчиками.
Воспитатель:В каждом курене была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни. До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А в наших домах есть такие предметы?
Дети: нет.
В: Я предлагаю вам поиграть в игру, я буду показывать СТАРИННЫЙ ПРЕДМЕТ, а вы называть -современный…
В: Эти предметы считаются старинными, реликвиями (повтор детьми слова). Люди верят , что эти старинные предметы уберегали от болезней, от хвори и приносят удачу. Полечка Роговенко расскажет о своей семейной реликвии.
Полина: Серебряная ложечка.
В. Молодцы, я думаю в каждой семье есть родовая реликвия.
Дети: стихи
Семьи бывают разные,
Хорошие и прекрасные.
В моей семье сложилось так:
Мой дед – казак
И я – казак! (Ваня)
Хорошо быть маленьким – казаком удаленьким!
Я ребёнок, но потом - буду взрослым казаком!
А пока, что я учусь, спортом занимаюсь.
Настоящим казаком в жизни стать стараюсь! (Марк)
Я - не бабочка, не птичка, Я - не трель её, не звук. Я – казачка, я – частичка Русских предков, их заслуг. (Доминика)
В:
Если Бог с тобою вместе
Был и будет впереди.
Если цел нательный крестик,
На заштопанной груди.
По законам этим жили
Наши предки на Дону,
Будем их всегда достойны
Не забудем старину.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось у меня в гостях? К сожалению нам пора возвращаться в группу. Я хочу вам пожелать