Пластилинография как средство развития речи у дошкольников
Пластилинография как средство развития речи у дошкольников
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка». (4 СЛАЙД)
Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет. (5 СЛАЙД)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пластилинография как средство развития речи у дошкольников»
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Мудрик Е.С.
МБДОУ№44
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начнем нашу работу со слов Василия Александровича Сухомлинского.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка». (4 СЛАЙД)
Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет. (5 СЛАЙД)
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием речевого аппарата. Руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается на вербальном аппарате ребёнка. (6 СЛАЙД)
А так как я работаю, второй год в МБДОУ №44,группы «одуванчик», в данный момент в подготовительной группе комбинированной направленности, т.е. часть детей, а их 8 человек имеют общие нарушения речи и посещают логопеда, я задумалась, как можно помочь ребятам в улучшении речи. Подумав и решив, что целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. А одной из таких методик является «пластилинография».
Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла).(7 СЛАЙД)
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). (8 СЛАЙД). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Занятия пластилинографией способствуют: - развитию психических процессов; - развитию воображения, творческих способностей; - развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей; - развитию самостоятельности, произвольности поведения;
-способствует развитию тактильных ощущений;
-расширяет представления детей об окружающем мире,
-развивает внимание, любознательность;
-счетные операции;
-развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, а следовательно развивается речь ребенка.(9 СЛАЙД)
Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод «пластилинографии», включая в процесс пальчиковую гимнастику. (Предложить педагогам поиграть в пальчиковые игры(2 п.гимнастики)).(10 СЛАЙД)
1. Сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые мягкие игрушки. «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи!».
2. Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого; а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
«Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя, а вот и вся моя семья!»
3. На первые 2 строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами 7 строчки пальцами другой руки брать мизинец и слегка покачивать. В конце хлопнуть в ладошки.
«Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, всех накормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала – он много шалил, тарелку разбил!».
4. Пальцами правой руки здороваться с пальцами левой руки, похлапывая друг друга кончиками. В конце помахать друг другу ладошками.
«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую!».
5. Указательный и средний пальцы ходят по ладошкам.
«Топ, топ, топ, топают ножки. Мальчик ходит по дорожке».
6. Упражнение «Цепочка». Все пальчики попеременно соединяем с большим, поворачивая при этом руки. «Пальчики перебираем и цепочку получаем!».
(11 СЛАЙД) Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к освоению навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. К тому же это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники, давайте рассмотрим некоторые из них: (12 СЛАЙД)
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности; (13 -14СЛАЙД)
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина; (15-17 СЛАЙД)
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»; (18-19 СЛАЙД)
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.(20 СЛАЙД).
Так же можно использовать разные поверхности. (21 СЛАЙД)
На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами: ДЕЙСТВИЯ: прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. ПРИЗНАКИ: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д. Учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Слово прочно входит - сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка.(22 СЛАЙД)
На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. (23 СЛАЙД). Например, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Так же в своей работе я использую такие методы, как: (24 СЛАЙД)
• Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна быть грамотно построена, доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений)
• Обследование предметов (1. Восприятие детьми целостного облика предмета. 2. Вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.) 3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.) 4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета.)
• Проговаривание всех действий (Пример: Это паучок. Сегодня мы будем лепить такого паучка. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у паучка круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку? И т. д)
• Воспроизведение всех своих действий в воздухе (пример: Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, лапки, круговыми движениями, раскатывающими и т. д.)
• Сравнение действий детей (например: Настя сделала ракету красной, а Костя синей, а Саша решил слепить ракету зеленой и т. д.)
• Вопросы к детям (Пример: Алина, что ты лепишь? Веточку. Какой оно формы? Круглой. Тема , а что лепишь ты? Цветок. Какого он цвета? Белого. Целесообразно повторять ответ ребенка, включив его в предложение: Алина лепит веточку, она круглая ,длинная.)
• Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных особенностей детей)
• После окончания лепки прошу ребенка проанализировать свою работу. Можно предложить ему придумать рассказ о своем изделии.
• Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ребенок, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
• «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.
На протяжении двух лет мы с детьми выполнили много работ в технике пластилинография, и поначалу детям не очень нравилось работать в данной технике, но с каждой работой их интерес нарастал. Их руки становились все послушней и раз за разом, им легче было работать с пластилином, понять какого размера нужно отщипнуть пластилин, как лучше его размазать или прилепить.
Таким образом, сравнивая результаты с началом нашей работы, и что делают детки сейчас, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Они создают новое, оригинальное, проявляют фантазию. Работа в данной технике позволила развить у дошкольников мелкую моторику и координацию движений рук, тем самым стимулируя речевое развитие. Речь детей стала красочнее, богаче, а так же активизировался словарь деток. Вот так, играя, на основе общей увлеченности, пластилинография помогает детям органично развиваться, а нам – педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи. Таким образом, в заключении можно с уверенностью заявить, что занятие пластилинографией одновременно являются и занятие по развитию речи. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Ну, а сейчас давайте приступим непосредственно к мастер-классу и сегодня мы с вами сделаем «Волшебный цветок» (26 СЛАЙД). (Приглашаю 5 человек.)
И прежде чем мы приступим, к работе давайте проверим все ли инструменты лежат у нас на столах? Ну а теперь давайте разомнем наши пальчики.
На первые 2 строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами 7 строчки пальцами другой руки брать мизинец и слегка покачивать. В конце хлопнуть в ладошки.
«Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, всех накормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала – он много шалил, тарелку разбил!».
Затем
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина,(какие цвета мы будем использовать для цветка? А для листьев?), затем разминаем его и разогреваем.
2. Делаем из них пластинки. (Можно похлопать в ладоши). Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой. (Какого цвета вы взяли пластилин? Для цветка? Для листьев? У всех получились слои « пирога»? Кому нужна моя помощь?)
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Разрезаем ее и выкладываем лепестки цветка. (На сколько частей мы разрежем наш « пирог?»
4. Тоже самое делаем с листьями цветка.
5. Выкладываем цветок на горизонтальную поверхность (картон).
Уважаемые педагоги прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзину положите улыбающуюся тучку. А если у вас возникли затруднения или вам что то не понравилось, то выберите грустную тучку.
Уважаемые коллеги большое спасибо вам за активное участие в мастер – классе, за чудесные картины!
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., «Скрипторий»2003, 2006г.
2. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М., 2003
6. Дуров К.Г.Дошкольная педагогика. - М., 1991
7. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004
8. Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000
9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006
10. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. – М., 1961
11. Румянцева Е.А. Необычная лепка. – М., 2006
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
13.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с.
14.Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5,
15.Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2