Просмотр содержимого документа
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС.»
ТЕМА : Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Цель: внедрение технологи проектирования в деятельности дошкольной организации. Форма проведения: семинар
Участники: педагоги МБДОУ
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даст метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка. О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать Выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.
В образовательной практике, где проектный метод обучения после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века, уже накоплен достаточно большой опыт его реализации. В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижении поставленной цели.
Проекты, вне зависимости от вида, - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, А. И. Ромашкина в младшем дошкольном возрасте определяет их так: - вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого. А затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками, например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности: проекты комплексные - выставка творческих работ и праздник «Моя родина - Россия», «Дорогая моя столица», «Космонавты живут на земле», «День птиц», «Осенняя пора...», «Книжкина неделя»; творческие спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Концерт для мам»; практикоориентированные благоустройство группы, оформление и уход за клумбой; индивидуальные - «Зверьё моё», «Моя семья»; групповые - «Нам на улице не страшно», «В Стране математики», «Мы любим спорт»; исследовательские - «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «Здоровое питание» и др. Все обучение не должно сводиться к проектной деятельности, какой бы продуктивной она ни являлась. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.). Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект». Можно разработать специальную проектную карту с указанием видов коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы (задачи) проекта и матрицу проектной деятельности
Ориентация современного образования на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса.
Стратегия педагогического проектирования должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления индивида. Изменению подлежат прежде всего методы воспитания, обучения, развития и формы организации педагогического процесса
Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми знаний на овладение ими различными способами деятельности.
Руководство взрослым реализацией проекта позволяет совершенствовать умение дифференцированно выстраивать образовательный маршрут каждого ребенка.
Сторонники метода проектов в России В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления.
В современной российской дошкольной педагогике этим вопросом занимаются следующие ученые Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Евдокимова Е.С. и др.
Особая педагогическая значимость проектов:
- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;
- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Метод проекта способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. Постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое заняти
Проекты классифицируются :
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
Типы проектов:
1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. д.);
4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Технология проектной деятельности
Этап проекта
Деятельность педагога
Первый – постановка проблемы
Второй – обсуждение проблемы, принятие задач
Деятельность детей
1. Формулирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
4. Помогает в решении задачи.
1. Вхождение в проблему.
5. Помогает спланировать деятельность.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жестко)
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Организует деятельность
6. Распределение амплуа
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта
Третий – работа над проектом
7. Оказывает практическую помощь (по необходимости).
Четвертый – презентация
8. Направляет и контролирует осуществление проекта
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков
9. Готовит и проводит презентацию
Пятый – постановка новой проблемы
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
10. Создает ситуацию необходимости поиска новой информации
9. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
10. Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации
Этапы проекта
1) выбор темы и постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его презентация.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу совместного с ребёнком творчества.
«Примерная структура педагогического проекта»
Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
• Обоснование необходимости проекта • Цели и задачи проекта • Участники проекта • Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей • Рабочий план реализации проекта • Прогнозируемые результаты реализации проекта • Оценка эффективности реализации проекта • Оценка рисков • Дальнейшее развитие проекта
Литература .
Веракса, Н.Е., Веракса А.И. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждении ( Н.Е.Веракса, А.И.Веракса – М.: Мозаика-Синтез. Москва 2008.
Виноградова, Н.А. “Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей” /Н.А.Виноградова - М: Айрис-Пресс 2008.
Киселева,Л.С., Данилина, Г.А., Лагода, Т.С., Зуйкова,М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководящих и практических работников ДОУ /Авт.сост.: Л.С. Киселева, Г.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова – М,:АРКТИ 2005.