Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72», Пермский край, город Березники
воспитатель-Дехтярева Татьяна Алексеевна
«Педагогические условия взаимодействия семьи и дошкольной»
В течение многих лет у педагогов ДОО складывались ошибочные
предположения о том, что родители не являются грамотными участниками
воспитательного процесса и не желают исправлять данное. Поэтому, двери
детского сада были «закрыты» для родителей, а педагоги были искренне
вовлечены в исполнение своей миссии, контролируя родителей и указывая
им на ошибки в семейном воспитании. В результате сложились устойчивые
условия, а также способы и формы работы с семьей с преобладанием
монологов от педагога (четкий инструктаж, консультации, информационные
стенды и т. д.) [43].
Практика показывает, что обеим сторонам нужна взаимная помощь -
информации о воспитании ребенка, особенностях его развития дома и в
стенах дошкольной организации. Педагог должен быть готов показать
различные актуальные способы взаимодействия с родителями. Воздействия
через ребенка на семью – основная линия взаимодействия с родителями.
Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально
комфортно, то он поделится своими впечатлениями дома. Поэтому
необходимо учитывать основные функции и принципы взаимодействия ДОО
и семьи (приложение 5).
23
При взаимодействии с родителями и детьми педагог в свою очередь
выполняет следующие функции:
диагностическая и коррекционная,
охрана и укрепление здоровья детей,
развивающая (воспитывающая и обучающая),
координирующая,
коммуникативная,
профессионального самосовершенствования,
конструкторско-организаторская.
Таким образом, анализ особенностей современного взаимодействия
педагогов ДОО и семьи позволил нам выделить в качестве педагогических
условий взаимодействия семьи и детского сада следующее:
обучение педагогов функциям сотрудничества происходит через
применение нетрадиционных методов общения;
формирование установки на сотрудничество у родителей
воспитанников происходит через понимание ими сензитивности данного
возрастного периода;
согласование представления педагогов и родителей о задачах
развития, воспитания и обучения детей в ДОО и семье в процессе проведения
систематической работы с помощью нетрадиционных форм взаимодействия
реализуются коллективные, наглядно-информационные,
досуговые, познавательные, направленные на формирование доверительных
отношений между педагогами ДОО и родителями, установление между
педагогами, родителями и детьми более эмоционально благополучных
взаимоотношений, способствующих активному включению родителей в
воспитательный процесс, их инициативе;
взаимодействие ДОО с семьей представляет собой поэтапный
процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий
повышение компетентности родителей, развитие интеллектуальной и
24
творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации
коллективной деятельности на основе нетрадиционных форм
взаимодействия.